Любопытство как первоэлемент в развитии профессиональной самоактуализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 28.03.2014

Статья просмотрена: 696 раз

Библиографическое описание:

Кучеров, Б. С. Любопытство как первоэлемент в развитии профессиональной самоактуализации / Б. С. Кучеров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 689-692. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9909/ (дата обращения: 16.11.2024).

Автор рассматривает процесс самоактуализации, как реализацию онтологической роли человека — центра перестройки бытия, а также взаимосвязь составляющих этого процесса с профессиональной деятельностью. Сущностными составляющими выделены: самовыражение, самоутверждение, самореализация. Их рассмотрение через призму профессиональной деятельности позволяет выделить профессиональную самоактуализации. Первоосновой самоактуализации рассматривается любопытство — психосоматическое проявление ориентировочно-исследовательского рефлекса. Результатом исследования является вывод о необходимости внедрения профессионального любопытства, а также предоставления профессиональных путей для реализации самоутверждения и самовыражения в целях повышения профессионализма, и достижения полноты их жизни в существующих условиях.

Ключевые слова:самоактуализация, бытие, самовыражение, самоутверждение, самореализация, любопытство, намерение, интерес.

Лекарство от скуки — любопытство. Но лекарства от любопытства нет.

Дороти Паркер

В последнее время возрос интерес к проблемам самоактуализации личности в профессии. Это обусловлено высокой конкуренцией на рынке труда. Если человек занимается делом, которое ему по душе и вкладывает в это дело все свои знания, умения, навыки, он не только развивает их, но и качественно повышает степень своей профессиональной деятельности. С целью разобраться в особенностях этого процесса мы намерены затронуть в этой статье тему самоактуализации личности в профессии.

В теории С. Л. Рубинштейна человек представлен центром перестройки бытия, и его онтологическая роль состоит в том, что «субъект своим познанием и действием конструирует бытие» [1: 27]. В приложении к этой концепции идеи А. Х. Маслоу о самоактуализации, под которой он подразумевает потребность человека «... стать все более и более тем, кем он способен стать» [10: 2] мы находим, что в глобальном смысле самоактуализация является стремлением субъекта увеличить степень реализации себя в качестве центра перестройки бытия.

Перестройка бытия происходит в результате деятельности, и одним из мотивационных факторов активности являются потребности. А. Х. Маслоу иерархически структурировал все фундаментальные потребности человека [9]. Мы, в соответствии с его структурой потребностей, подразделили все виды деятельности субъекта, через которые субъект может конструировать бытие на:

1)                  деятельность достижения физиологически важных ценностей (физиологические потребности и потребность в безопасности);

2)                  деятельность достижения социальной значимости (потребности в любви, принадлежности);

3)                  деятельность, направленная на самоактуализацию (самореализация, самоутверждение и самовыражение личности).

Деятельность, описанная в первых двух пунктах приведенной выше классификации, в некоторой степени реализует онтологическую роль человека как «центра перестройки бытия». Однако наиболее полно, по нашему мнению, субъект может реализовать эту потенцию лишь в «самореализационном», «самоутверждающем» и «самовыражающем» виде деятельности. Рассмотрим «основы» такой деятельности более подробно.

Самовыражение, по нашему мнению, является врожденной потребностью субъекта в выражении внутреннего мира и привнесении его во внешний план бытия, то есть объективации себя в формах бытия. Этот процесс необходим для самопознания: формирования все более полного представления о своих сущностных особенностях. В связи с тем, что элементы самовыражения связывают внутренний мир субъекта, его «Я» и окружающую действительность, развитие таких связей, на наш взгляд, увеличит степень взаимодействия этих сред.

Деятельность, направленную на реализацию самоутверждения личности мы относим к третьему пункту нашей классификации в связи с тем, что зависит она от мировоззренческого выбора субъекта. Вслед за З. Фрейдом, К. Хорни и А. Адлером мы считаем, что самоутверждение — врожденное свойство человека, мотивационной доминантой которого выступает достижение максимальной полноты жизни, возможной в существующих условиях, обеспечение положительного социально-психологического статуса в коллективе, обществе [5]. Оно является и характеристикой, и закономерным следствием именно внутренней активности личности, несмотря на то, что хоть и в разной степени, но всегда связано с социумом, который необходим для выполнения сравнительной функции, и также для обоснования себя в пространстве бытия [14].

Самореализация же, является внутренним влечением личности к положительному развитию своего потенциала. К. Хорни считает, что когда это стремление нарушается (внешними, социальными, или иными препятствиями), человек становится невротиком, переживающим внутренний конфликт [7].

Мы считаем, что для динамичного развития процесса самоактуализации в человеке необходимо наличие и единство в формах реализации всех этих начал: как самоутверждения и самореализации, так и самовыражения.

Часто возникает проблема подмены понятий, когда рассуждая о самореализации, самоутверждении, или самовыражении, подразумевают процесс самоактуализации и наоборот. На наш взгляд, самореализация, самоутверждение и самовыражение являются лишь основными руслами для протекающего по ним глобального процесса самоосуществления (самоактуализации), но никак не отождествляют этот процесс.

Процессы самореализации, самоутверждения и самовыражения протекают одновременно в двух планах бытия субъекта. К первому, внешнему плану бытия, относится стремление человека применить себя в различных сферах жизнедеятельности: профессия, учеба, творчество, ремесленная деятельность, спорт, политика, общественная деятельность и т. д. Во внутреннем плане бытия происходит самосовершенствование человека: физическое, нравственное, интеллектуальное и духовное. Оба плана бытия взаимозависимы и изменяются под воздействием субъекта. Динамика их изменений, как мы считаем, отражает динамику процесса самоактуализации.

Самовыражение, самоутверждение и самореализация могут быть реализованы субъектом в совершенно разных сферах человеческой жизнедеятельности. Однако, многие люди большую часть своей жизни посвящают профессиональной деятельности. Это позволяет нам выделить особый вид самоактуализации: профессиональная самоактуализация.

Под термином «профессиональная самоактуализация», мы используем рабочие дефиниции А. Ю. Василенко, Л. Р. Шафигулиной и понимаем этот процесс как совокупность процессов:

1)      личностно-профессионального роста;

2)      профессионального самоосуществления;

3)      достижения социальной интегрированности через:

-               сознательное и целенаправленное выявление профессионально значимых качеств личности, их активизацию и творческого проявления в деятельности;

-               реализацию в труде общественных и личностных смыслов[2; 15].

Эти дефиниции, по нашему мнению, отвечают требованиям фундаментальных потребностей в рамках деятельности, описанной в третьем пункте нашей классификации.

Какой же механизм лежит в первооснове самореализационного русла самоактуализации? На наш взгляд это, в первую очередь, любопытство.

Любопытство порождает преднамерение и заинтересованность, которые в случае стечения обстоятельств (объективных условий) и субъективной предрасположенности, могут оформиться в намерения и интерес. После чего субъект вступает в борьбу за превращение намерения в действие. В случае, если это действие удовлетворит какую-либо из фундаментальных потребностей, то произойдет его закрепление в деятельности. Таким образом, в случае удовлетворения потенции самореализации и самоутверждения у субъекта может появиться новая возможность на пути к самоактуализации личности.

Здесь хотелось бы пояснить, каких взглядов на природу любопытства мы придерживаемся, каково его отличие от интереса, а также объяснить последовательность этих психических процессов.

С. Л. Рубинштейн под любопытством понимает тягу ко всему новому и анализирует данное явление как тенденцию манипулировать каждым познавательным предметом. Он считает любопытство проявлением ориентировочно-исследовательского рефлекса [13].

Эту точку зрения подтверждает мнение К. Д. Ушинского относительно того, что любопытство побуждает к вопросам, создает ориентировку в окружающем мире, сосредотачивая умственную деятельность на интересующей субъекта области, и постепенно перерастает в любознательность. При этом, также, как и вслед за Д. И. Писаревым, мы рассматриваем «любознательность» в качестве синонимома «интереса» [11].

Для лучшего осмысления сути «любопытства» и его роли обратимся к лексическому значению этого слова, ибо как говорится nomina sunt consequentia rerum[1].

«Любопытный — кто любит допытываться, дознаваться до всего без надобности и пользы, старается узнать и увидеть все, без иной цели. Любопытствовать — желать узнать или увидеть что-либо. Любопытничать — быть любопытным, дознаваться и доискиваться до того, до чего нет дела» [4]. Здесь выявлены две особенности данного явления: стремление (желание) узнавать, «доискиваться», допытываться до чего-либо и стихийность этого процесса при отсутствии определенной цели познания.

Однако нельзя в достаточной мере приблизиться к пониманию одного из атрибутивных свойств всех разумных систем, через исследование только смыслового значения, обозначающего его слова. Любопытство — это живой процесс и несет в себе эмоциональную составляющую, а эмоция, как писал К. Г. Юнг: «... есть тот самый момент, когда сталь ударяет о кремень и выскакивает искра, поэтому эмоция является главным источником сознания. Без эмоции нет разницы между светом и темнотой или инерцией и движением» [6: 112]. Проявление любопытства имеет характерное яркое эмоциональное наполнение. Более того, ряд психолого-лингвистических исследований выявляют любопытство как одну из основополагающих координатных эмоций. Подобно любви, радости, страху, стыду и т. д. [12].

Е. Ю. Мягкова пишет: «Эмоции “сообщают нечто” о чем-то в нашем сознании, и эти репрезентации представляют собой интенциональные состояния» [12: 3]. Любопытство — производная ориентировочно-исследовательского рефлекса, а всякое рефлексивное состояние интенционально, т. е. направлено на некий объект. При этом интенциональность представляет собой структуру переживаний. Чем сильнее переживания (эмоции), тем к более резкому изменению соматических показателей (электрической активности мозга, функционированию кровеносной и дыхательной систем, превышению пульса) это приводит [3].

Этот факт указывает на задействованность в психическом механизме любопытства практически всех нейрофизиологических и соматических систем организма, которые влияют на организацию процессов мышления и деятельности, а также являются стимулом-побудителем (внутренним влечением, по К. Хорни) к развитию интереса и намерения одновременно в двух планах бытия субъекта [5; 8].

Реализация деятельности, сопровождающейся положительными эмоциями, приносит чувство глубокого внутреннего удовлетворения, что способствует её закреплению в сфере интересов субъекта. В обратной ситуации, если адекватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно, то возникает возможность развития психосоматических расстройств.

Когда человек начинает ощущать себя в привычной безопасности, т. е. когда он в достаточной мере ориентирован в пространстве бытия для решения ежедневных (привычных) задач. Взаимодействие с ориентировочно-исследовательским рефлексом в некоторой степени уменьшается, а соответственно и, следовательно, для субъекта возможна потеря связи любопытства о окружающей действительности. Это означает прекращение поиска новых путей для самореализации и самоутверждения личности, а соответственно и для её самоактуализации.

Подведем итог всем высказанным нами мыслям. Итак, любопытство — важнейший психоэмоциональный механизм, положительно влияющий на развитие и самоактуализацию личности; основанием которого является ориентировочно-исследовательский рефлекс. Поэтому, целесообразно утверждать, что для повышения профессионализма кадров в процессе их профессионального становления, необходимо направить усилия на «разжигание» профессионального любопытства в профессиональной деятельности и предоставить возможности для реализации потенций в самоутверждении и самореализации. Тогда, через профессиональную деятельность, человек получит возможность сделать свою жизнь максимально полной в существующих условиях, повысить профессионализм и реализовать онтологическую роль центра перестройки бытия.

Литература:

1.           Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна — М.: Наука, 1989. — 248 с.: ISBN 5–02–013315–9

2.           Василенко А. Ю. Самоактуализация личности как фактор профессиональной вовлечённости субъекта // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета, Тольятти, № 1 (8), 2012. — с. 83–87.

3.           Винник Д. В. Рефлексивные и интенциональные состояния сознания. Специфика и соотношение // Гуманитарные науки в Сибири, № 1, 2003. — c. 11–15.

4.           Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Дом Славянской Книги, 2011. — 3696 с.: ISBN 978–5-91503–149–3

5.           Деркач А. А. Акмеологический словарь — М.: РАГС, 2010. — 161 с.

6.           Зеленский В. В. Толковый словарь аналитической психологии — М.: Когито-Центр, 2008. — 336 с.: ISBN 978–5-89353–234–0

7.           Карен Хорни. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию — СПб: Б&К, Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2000–318 с.: ISBN 5–88787–002–3

8.           Кэррол Э. Изард. Психология эмоций — СПб: Питер, 2007. — 464 с.: ISBN 5–314–00067–9

9.           Маслоу А. Г. Мотивация и личность — СПб: Питер, 2011. — 352 с.: ISBN 978–5-459–01029–9

10.       Маслоу А. Г. Самоактуализация — М.: Книга по Требованию, 2012. — 16 с.: ISBN 978–5-458–38050–8

11.       Меньшикова Е. А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей // Вестник Томского государственного педагогического университета, Томск, № 1 (79), 2009. — с: 88–92.

12.       Мягкова Е. Ю. Эмоционально-чувственный компонент значения слова — Курск: издательство: Курский государственный педагогический Университет, 2000. — 110 с.

13.       Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Питер, 2013. — 720 с.: ISBN 978–5-496–00617–0

14.       Сайкина Г. К. Самоутверждение личности как необходимый момент самоорганизации общества // Общество как система: самоорганизация, управление, менеджмент (соц.-филос.и эконом.вопросы), Казань, 1995. — с. 41–43.

15.       Шафигулина Л. Р. Качественные особенности самоактуализации личности молодого учителя // Казанский педагогический журнал, Казань, № 1, 2008. — с. 65–70.



[1] Имена суть производные от вещей (лат).

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, ориентировочно-исследовательский рефлекс, любопытство, самоутверждение, процесс, самоактуализация личности, самовыражение, самореализация, эмоция, достаточная мера.


Похожие статьи

Модель профессионала как ведущая детерминанта профессионального самоопределения

Интуиция как компонент педагогического творчества современного педагога

Проблема взаимосвязи самоотношения и самоактуализации личности

Особенности вербализации концепта «нанотехнологии» в массмедийном дискурсе

Самообразование как ценность профессионального становления педагога

Межкультурная компетентность как обязательная сторона будущего специалиста

Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности

Игра как средство формирования нравственных качеств личности на основе самовоспитания дошкольников

Интеграция как средство формирования экологической культуры студенческой молодежи

Мультисредовый подход в структуре формирования культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя

Похожие статьи

Модель профессионала как ведущая детерминанта профессионального самоопределения

Интуиция как компонент педагогического творчества современного педагога

Проблема взаимосвязи самоотношения и самоактуализации личности

Особенности вербализации концепта «нанотехнологии» в массмедийном дискурсе

Самообразование как ценность профессионального становления педагога

Межкультурная компетентность как обязательная сторона будущего специалиста

Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности

Игра как средство формирования нравственных качеств личности на основе самовоспитания дошкольников

Интеграция как средство формирования экологической культуры студенческой молодежи

Мультисредовый подход в структуре формирования культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя

Задать вопрос