В последние годы, особенно в связи с демократическими трансформациями в нашей стране, широко обсуждается роль формирования гражданской культуры в становлении демократии. С каждым годом всё больше педагогов, психологов и социальных работников осознают, что построение подлинно демократического общества немыслимо без осознания учащимися ценностей гражданственности, толерантности и патриотизма. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом и прежде всего в юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого не только в семье, социальной среде, но и в школе.
В «Концепции модернизации российского образования» обозначено, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, способные неординарно мыслить, самостоятельно принимать решения и творчески их реализовывать, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Главные качества гражданина в современном обществе — это способность к самоопределению, уважение к ценностям и достоинству каждого человека, гражданственность, целостность, самодисциплина, сострадание и патриотизм, уважительное отношение к защите Родины, закону, равенству и верховенству права.
Гражданственность — это политическое, социально — психологическое качество, свойство поведения субъекта, которое характеризуется осознанием себя полноправным гражданином своей страны с политически зрелым сознанием, развитым чувством патриотизма, сопричастностью к судьбам своей Родины и своего народа.
Современное гражданское образование
Гражданское образование в широком смысле заключается в том, что содержание всех школьных предметов формирует человека — гражданина, личности, которой присущи гражданские качества.
Гражданское образование в узком смысле отождествляется с политико-правовым курсом.
Суть контаминационного подхода состоит в том, что содержание гражданского образования представляет собой интеграцию общественных дисциплин.
Согласно контаминационному подходу, гражданское образование не является самостоятельной образовательной системой, а видится одним из специфических направлений обществоведческого образования. В рамках этого направления существует ещё несколько концептуальных моделей гражданского образования: интегративная, политологическая, системная.
Таким образом, гражданское образование — это личностно ориентированное образование, направленное на развитие социальных свойств школьника.
Целями и задачами гражданского образования являются:
- социализация школьников;
- воспитание внутренней свободы человека;
- формирование навыков социальной практики;
- глубокое усвоение основ социальных наук;
- создание условий для развития и самоопределения личности, её духовного роста;
- помощь ребёнку в обретении себя как личности, во избежание маргинализации, полноценном участии в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества;
- формирование определённого гражданского идеала, служащего показателем отношения личности к обществу;
- нравственное развитие личности;
- создание условий для обучения ребёнка самоидентификации себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества;
- формирование у школьников позитивного правосознания: отношение к праву как к важному условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод;
- формирование понимания учащимися категорий «справедливость», «равенство», «свобода», «достоинство», «права человека», «демократия» и выработка навыков их реализации в повседневной жизни;
- формирование у учащихся рационального и эмоционального восприятия гражданско-правовых ситуаций;
- формирование способности анализировать свои и чужие действия, искать формы их координации, быть терпимым к чужому мнению и уметь отстаивать свою позицию.
В основные содержательные компоненты гражданского образования выделяются политические, правовые, социальные, экономические, экологические знания, основы социально-психологических знаний, а также культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации.
Среди подходов к содержанию гражданского образования следует назвать следующие.
Ситуационно-воспитательный подход, для которого характерно обращение первоочередного внимания на рассмотрение реальных жизненных ситуаций, смещение акцентов от содержания к ценностным ориентирам личности, поощрение активности учащихся, использование ролевых и деловых игр и т. д.
Правовой подход, сторонники которого считают, что любой гражданин в первую очередь должен знать законы своей страны.
Политологический подход отдаёт приоритет изучению государства, политических идей, идеологий, партий и т. д.
Обществоведческий подход в центр системы общественных отношений помещает человека.
Культурологический подход делает акцент на сравнительном анализе культур различных народов мира.
Дисциплинарный подход делает акцент на знания.
Деятельностный подход предполагает вовлечение школьников в демократическую деятельность.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы.
Проектный подход требует от ученика постановки самих задач, проектирование и оценка нового опыта, рефлексия и контроль эффективности собственных решений.
В настоящее время активными методами обучения считаются такие, которые позволяют учащимся:
- формировать своё собственное мнение, не бояться его высказывать, уметь его аргументировать;
- учиться слушать и слышать другого человека, уважать его мнение;
- обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций;
- уметь решать конфликты в повседневной жизни правовыми способами;
- продуктивно усваивать учебный материал;
- анализировать факты и информацию;
- комфортно себя чувствовать на занятии;
- проявлять свою индивидуальность.
Под активными понимаются методы, включающие учащихся в процессы «добывания знаний» и развития мышления. Они позволяют:
- стимулировать мыслительную деятельность учащихся;
- раскрывать свои способности;
- приобретать уверенность в себе;
- совершенствовать свои коммуникативные навыки;
- формировать у учащихся творческое мышление.
Под итерактивными подразумеваются методы, при использовании которых ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися.
Позитивное взаимодействие — основополагающий принцип итерактивных (коллективных) методов обучения, смысл их заключается в достижении результата усилиями рабочей группы, но при индивидуальной отчётности и ответственности каждого члена группы.
Модели гражданского образования
Внедрение системы гражданского образования в конкретной школе связано с обязательным выбором одной из организационной моделей её осуществления. Выделяют пять моделей гражданского образования в России, которые встречаются как в чистом, так и в смешанном вариантах.
Это модели:
1. Предметно-тематическая модель гражданского образования основана на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, граждановедения. Ограничения этой модели связаны с тем, что в её рамках слабо используются интерактивные методы обучения.
2. Межпредметная модель гражданского образования представляет собой совокупность педагогических приёмов и методов, объединённой общей ценностной направленностью к преподаванию любых предметов. Существенную трудность реализации данной модели представляет отсутствие институциональной поддержки учителей России, работающих в данной сфере.
3. Институционная модель гражданского образования представляет собой доминирование в организации жизни школы общественного самоуправления, придающего ей статус центра общественных и культурных связей.
4. Проектная модель гражданского образования- разработка и реализация различных проектов общественно-политической, патриотической, экологической направленности. Социальные и гражданские проекты рассматриваются как способ овладения гражданскими компетенциями.
5. Диссеминационная модель гражданского образования представляет собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность учебной и воспитательной работы по проблемам правовой грамотности, развития социальных инициатив и др.
Модель «Школа — правовое пространство» — в современных условиях создание именно такой модели может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества в современной России, граждане которой смогут жить в социально — правовом согласии друг с другом и с государством.
Литература
1. Данилюк А. Я. и др. Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., Просвещение, 2011.
2. Игнатьев Е. Е. Духовно — нравственное воспитание школьников. — М., «Воспитание школьников», журнал, № 9, 2010.