Ключевые слова: здоровьесбережение, мотивация, культура здоровья, превентивные стратегии, здоровьесберегающая среда, гипокинезия, психическое здоровье, социальное здоровье, физическое здоровье.
Повсеместное прогрессирующее ухудшение показателей здоровья подрастающего поколения ставят перед органами управления образованием, администрациями образовательных учреждений проблему поиска новых, более совершенных, доступных и эффективных форм и методов работы, при которых образование будет способствовать формированию здоровья, а не его потере. Анализ статистических данных позволяет констатировать нарастающее неблагополучие в сфере детства; негативные тенденции в демографических процессах; ухудшение здоровья детей, их питания, быта и досуга; детская безнадзорность, преступность и социальное сиротство; растущая детская смертность. Все это делает детей и подростков наименее защищенными в социальном положении гражданами. Следствием такого положения является искажение духовных ценностей личности и асоциальное, противоправное, аддиктивное поведение (алкоголизм, наркомания).
Эффективная деятельность по формированию здорового поколения будет возможна при условии направления усилий на совершенствование и развитие психологических и функциональных резервов организма школьников. Здоровье и отношение к здоровью учителей и школьников имеет большое значение и в связи с тем, что образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей, где среди других ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.
Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная, общественная, личностная. Здоровье человека как личное достояние — это залог полноценной жизни. Здоровый человек может учиться, овладеть любой специальностью, полностью развить свои способности, работать при любой нагрузке, родить и вырастить детей.
Здоровьесбережение как система характеризует собственно здоровьесберегающий аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля. Любая такая система состоит из следующих взаимосвязанных компонентов:
- целей здоровьесберегающей деятельности;
- содержания этой деятельности (фиксируемого в планах, программах, учебниках, учебных пособиях, компьютерных обучающих программах, информационных, телекоммуникационных и т. п. средствах);
- методов сбережения здоровья (процессуально понимаемой технологии здоровьесберегающей деятельности);
- средств, используемых в процессе здоровьесбережения;
- организационных норм, в которых здоровьесберегающая деятельность реализуется с тем или иным эффектом.
Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей.
Функции здоровьесберегающей технологии:
формирующая:осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
диагностическая:заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
адаптивная:воспитание у учащихся направленности на
здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние
собственного организма и повысить устойчивость к различного рода
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.
рефлексивная:заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
интегративная:объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.
Моделирование организационно-педагогической деятельности по здоровьесбережению в классе может осуществляться при следующих условиях:
1) создание ситуации, в которой классный коллектив окажется перед необходимостью решать противоречия: а) между имеющимся недостаточным уровнем здоровья у педагогов и учащихся и задачей его улучшения (или сохранения) в педагогическом процессе; б) между необходимостью сделать педагогический процесс здоровьесберегающим и отсутствием достаточных знаний и средств;
2) разработка организационно-методического обеспечения здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе;
3) объединение субъектов учебно-воспитательного процесса в классе, ответственных за организацию процесса здоровьесбережения;
4) просветительская и исследовательская работа, повышение компетенции учителя в области здоровьесбережения;
5) создание мониторинга (изменение здоровья, деятельности и мировоззрения ученика и родителей).
Подробнее реализация организационно-педагогических условий здоровьесбережения в классе, может быть представлена следующим образом:
Первым этапом реализации организационно-педагогических условий здоровьесбережения в классе, является, как уже было сказано ранее, создание специальной ситуации. Под созданием специальной ситуации понимается формирование мотивации всех участников учебно-воспитательного процесса в классе на здоровьесбережение. Создание ситуации реализуется в три этапа: предварительная подготовка, планирование, проведение конкретного мероприятия. Это может быть сбор информации о состоянии здоровья каждого члена коллектива, анализ этой информации, подготовка доклада, в котором излагаются не только результаты изучения здоровья, но и сведения о проблеме здоровьесбережения, ее состоянии в теории и в школах нашей страны, о функционировании классов, содействующих здоровью. Данное условие может быть реализовано в проведении педагогического, посвященного проблемам здоровьесбережения, малого педагогического совета, на котором и складывается ситуация, стимулирующая ее участников к поиску конкретных средств здоровьесбережения в классе. На втором этапе организации учебно-воспитательного процесса на основе идеи здоровьесбережения формируется организационно-методическое обеспечение процесса здоровьесбережения. Реализация данного этапа начинается с определения здоровьесберегающего потенциала содержания образования, стиля деятельности, технологий обучения и воспитания, окружающей среды, режима учебно-воспитательного процесса в классе. Любой учебный предмет включает такой материал, который каким-то образом связан с сохранением здоровья. Задача учителя заключается в том, чтобы проанализировать здоровьесберегающие возможности учебных предметов, технологий обучения, материальной базы и определить достаточно четкий вклад в решение проблемы здоровьесбережения в педагогическом процессе.
Согласно ключевым идеям здоровьесбережения, программа обучения, учитывающая здоровьесберегающий аспект, должна быть построена с учетом базовых потребностей занимающихся. В этом случае создаются условия для их индивидуально-гармонического развития, обеспечивается общий комфорт и доминирование позитивных настроений, формируется устойчивое положительное отношение к учению и общепринятым правилам поведения.
Литература:
1. Анисимов А. И., Матусевич М. С., Шатровой О. В. Виктимная психология. Системно-деятельностный подход к обнаружению аверсивного стимула. Монография - СПб.: « Издательство РГПУ им. А.И. Герцена», 2013.
2. Бахтин Ю. К., Соломин В. П., Макарова Л.П., Сыромятникова Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете//Молодой ученый. 2012. № 6. С. 372-375.
3. Буйнов Л. Г., Пазыркина М. В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема. Журнал «Молодой ученый».2012. № 6С.372-375.
4. Вайнер Э. Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
5. Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). – С. 494-496.
6. Станкевич П. В., Макарова Л. П., Матусевич М. С.«Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений)»// Журнал «Молодой ученый» (№10 (57), октябрь 2013 г.).
7. Матусевич М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования [Текст] / М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 360-364.
8. Матусевич М. С. Психологическая совместимость в контексте системно-деятельностного подхода [Текст] / М. С. Матусевич [и др.] // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 686-689.
9. Матусевич М. С. Сборник информационно-методических рекомендаций по организации системы профилактики наркомании среди подростков и молодежи. СПб.: Комитет по образованию, культуре, спорту и молодежи МО «Сертолово», 2005. – 53 с.
10. Матусевич М. С., Ткачук В, А. «Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте»// Журнал «Молодой ученый» (№3 (62), март 2014 г.
11. Матусевич М. С., Шатровой О. В., Макарова Л. П. «Профилактика развития экстремистско-террористических отношений» //Журнал «Молодой ученый» №4 (63), апрель 2014 г.
12. Матусевич М. С. Особенности формирования пищевых нарушений у подростков//Журнал Молодой ученый. 2013. № 12 (59). С. 814-817.
13. Макарова Л. П., Буйнов Л. Г. Пазыркина М. В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема//Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 242.
14. Макарова Л. П., Матусевич М. С., Бахтин Ю. К., Соловьев А. В. Валеологические основы здоровьесберегающей педагогики и превентологии (профилактике социальных отклонений). // Журнал «Молодой ученый» № 3 (62), март 2014 г.- С.944-946.
15. Макарова Л. П., Плахов Н. Н., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. 2012.
16. Макарова Л. П., Матусевич М. С., Бахтин Ю. К., Соловьев А.В.. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодежи// Молодой ученый № 3 (62) , март 2014. - С. 941-943.
17. Сыромятникова Л. И., Шпет И. Н., Буйнов Л.Г. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников, Молодой ученый. 2013. № 11. С. 660-662.
18. Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья. Известия Российского педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012.№ 145.С.90-96.
19. Хвеженко С. П., Матусевич М. С. Методические подходы к комплексному решению проблемы наркомании на уровне реализации локальных психолого-педагогических программ. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009.№ 1.С.222-226.