Управление охраной труда в системе образования как часть менеджмента качества образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 31.03.2014

Статья просмотрена: 1047 раз

Библиографическое описание:

Гарипова, Г. Я. Управление охраной труда в системе образования как часть менеджмента качества образования / Г. Я. Гарипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 937-938. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9941/ (дата обращения: 16.11.2024).

Для обеспечения потребностей современного рынка труда необходимы специалисты с высоким уровнем профессиональных компетенций, подготовка таких специалистов возможна лишь в условиях безопасного образовательного пространства.

Одним из основных направлений конкурентоспособной деятельности образовательных организаций является реализация мероприятий по улучшению состояния охраны труда.

Введенные в действие с января 2014 г. изменения в трудовом законодательстве, в КоАП по усилению административной ответственности за нарушение требований охраны труда, специальной оценки условий труда, а также утверждение республиканской программы улучшения условий и охраны труда на 2012–2016 годы ставят своей целью стимулировать работодателей к соблюдению требований охраны труда в образовательных организациях.

Основной задачей осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права в организациях подведомственных Министерству образования Республики Башкортостан является создание корпоративных образцов обеспечения охраны труда работников и оказание помощи в приведении в соответствие с действующим законодательством локальных актов образовательных организаций.

Специфика системы образования значительно расширяет понятие «охрана труда», т. к. на работодателя возлагается персональная ответственность не только за безопасность работников, но и непосредственных участников образовательного процесса.

В принятом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» впервые была введена статья 41 «Охрана здоровья учащихся», в которой отражены положения по обеспечению безопасности обучающихся в образовательной организации, а также дополнены ст. 28 и 48 Закона, в которых определена ответственность образовательной организации за жизнь и здоровье обучающихся и работников, обозначена процедура предоставления социальных гарантий работникам образовательных организаций.

Для обеспечения эффективной деятельности по управлению охраной труда в системе образования необходимо не только обеспечить выполнение требований правовых актов и нормативно-технических документов по созданию здоровых и безопасных условий труда и образовательного процесса, но и уделить главное внимание профилактическим мероприятиям по предупреждению производственного травматизма, выявлению профессиональных рисков на рабочих местах.

Для организации эффективной работы по охране труда при численности работающих более 50 человек, необходимо обеспечить наличие в штате образовательной организации освобожденного специалиста по охране труда. С введением с 1 июля 2013 г. приказом Минтруда России от 15.05.2013 № 205 в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих новой должности «Специалист по охране труда» были установлены новые требования к квалификации данных работников (высшее профессиональное образование по направлению «Техносферная безопасность», допускается также среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда при стаже работы в области охраны труда не менее трех лет).

Все эти механизмы государственного регулирования, а также существующая ответственность руководителей образовательных организаций за жизнь и здоровье обучающихся и работников, определяет необходимость иметь четкую систему обеспечения безопасности всех участников образовательного процесса и действующую систему управления охраной труда в организации.

Система управления охраной труда предусматривает наличие организационной структуры, которая включает в себя руководителей органов управления образованием, руководителей, административно-управленческий персонал, педагогических работников, ответственных за охрану труда образовательных организаций, должностные обязанности которых включают в том числе обязанности в области охраны труда.

Схему эффективной системы управления охраной труда можно представить следующим образом: специалисты органов управления образованием выполняют функции управления- это планирование мероприятий, анализ, учет и отчетность, контроль и финансирование, а непосредственно образовательные организации реализуют мероприятия по охране труда. При этом необходимо усилить взаимообмен информацией между всеми участниками системы управления охраной труда, создать единую нормативную базу документов, перечня локальных актов с целью организации безопасного образовательного процесса.

На стадии внедрения системы управления охраной труда определяющее значение имеет организация обучения по охране труда административно-управленческого персонала, педагогических работников, ответственных по охране труда образовательных организаций. Максимальную результативность дает обучение при формировании групп с учетом специфики работы в образовательных организациях.

Кафедра СПО ГАОУ ДПО ИРО РБ проводит обучение и проверку знаний требований охраны труда работников образовательных организаций. Учебно-методический комплекс «Охрана труда в системе образования» разработан в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, с действующими нормативной базой в области охраны труда, а предоставляемый учебный материал полностью ориентирован на организацию работы по охране труда в образовательных организациях.

Самым ценным активом всех образовательных организаций является работоспособный коллектив, поэтому одним из основных условий сохранения здоровья педагогов является регламентация системы профилактических мероприятий по охране здоровья педагогов, а также формирование у руководителей образовательных учреждений отношения к здоровью учителей и преподавателей, как одному из основных механизмов повышения результативности образовательного процесса и качества трудовой деятельности в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): охрана труда, область охраны труда, образовательный процесс, образовательная организация, административно-управленческий персонал, здоровье обучающихся, работник, трудовое законодательство.


Похожие статьи

Профессиональное образование как часть непрерывного образования в России

Внутрифирменная модель повышения квалификации педагогов как инструмент управления качеством образования

Смешанное обучение как форма организации учебного процесса в среднем профессиональном образовании

Управление конфликтами как элемент стратегии менеджмента в достижении качества профессиональной деятельности

Организация контрольно-оценочной деятельности через мониторинг как система повышения качества обучения в школе

Педагогический менеджмент в организации профессионального образования

Управление профессиональной карьерой как способ повышения эффективности деятельности организации

Модульно-рейтинговая система как средство повышения качества обучения

Управление качеством образовательного процесса в общеобразовательной организации

Повышение точности и сокращение времени планирования в процессах управления проектами по разработке программного обеспечения

Похожие статьи

Профессиональное образование как часть непрерывного образования в России

Внутрифирменная модель повышения квалификации педагогов как инструмент управления качеством образования

Смешанное обучение как форма организации учебного процесса в среднем профессиональном образовании

Управление конфликтами как элемент стратегии менеджмента в достижении качества профессиональной деятельности

Организация контрольно-оценочной деятельности через мониторинг как система повышения качества обучения в школе

Педагогический менеджмент в организации профессионального образования

Управление профессиональной карьерой как способ повышения эффективности деятельности организации

Модульно-рейтинговая система как средство повышения качества обучения

Управление качеством образовательного процесса в общеобразовательной организации

Повышение точности и сокращение времени планирования в процессах управления проектами по разработке программного обеспечения

Задать вопрос