Корпоративные информационные системы на текущем этапе прочно стали главной движущей силой развития и совершенствования мировой экономики. Опытная база показывает, что умело выбранная и внедренная подобная система существенно улучшает управляемость организацией и повышает эффективность его работы. В правильном выборе информационной системы должно быть заинтересовано руководство организации. Проект по автоматизации текущей деятельности предприятия рассматривается как стратегическое инвестирование, которое должно окупиться за счет усовершенствования управленческих процессов и повышения эффективности выполнения бизнес-процессов [2], [3].
Малый бизнес — бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. Сегодня применение информационных технологий в управлении малым бизнесом ‑ объективная необходимость. Целью подобных систем является построение информационного пространства организации малого бизнеса, позволяющее делать текущие срезы состояний бизнес-процессов в управленческой, бухгалтерской и административной системах управления организацией.
Рынок гостиничных услуг, прежде всего, направлен на работу с клиентами, на создание безопасных и комфортных условий проживания и предоставление клиенту полного перечня современных информационных услуг. Системы автоматизации в гостиничных комплексах направлены на переключение многих операций в автоматический режим, что предполагает контроль всех рабочих процессов, обработку документов и данных при минимальном участии персонала [1].
Для повышения уровня и качества услуг, а также для наблюдения за работой персонала наиболее заинтересованные компании внедряют специализированные решения, автоматизирующие основные бизнес-процессы: планирование потребления ресурса (отъезд и приезд), управление отношениями с клиентами, контроль работы персонала, качества и времени оказания услуг [4]. Над проблемой автоматизации бизнес процессов работали Абдуллаева А.А., Баженов Р.И., Гринкруг Л.С., Демурин В.Б и другие.
Обеспечения высокого уровня обслуживания в гостинице в современных условиях невозможно достичь без применения новых технологий. Новая технология предусматривает автоматизацию многих гостиничных процессов, электронное резервирование, введение технологий, способствующих улучшению качества обслуживания при одновременном сокращении персонала. Автоматизированные системы направлены на повышение производительности труда, поднятие уровня информированности у высших управленческих работников. Становится все более обычным совмещение профессий, что влечет за собой растущую потребность в более фундаментальной подготовке персонала, в обучении их нескольким профессиям. Несмотря на то, что на рынке представлены технические решения для любых гостиничных задач, выбор системы управления для собственного объекта — дело не из простых. Если ваша гостиница небольшая – имеет смыл разработать информационную систему решающую ваши определенные задачи, к которым могут относится: ввод информации о посетителях, размещение их в номерах, ведение базы выписанных счетов на оплату, с указанием общих данных и прайса. Для создания таких небольших прикладных решений, можно использовать среду Delphi.
Мощность и гибкость Delphi при работе с банками данных базируется на низкоуровневом ядре - процессоре обработки банков данных Borland Database Engine (BDE). BDE дает возможность осуществлять доступ к данным как с использованием уже принятого record-ориентированного (навигационного) подхода, так и с использованием set-ориентированного подхода, используемого в SQL-серверах баз данных. Так же BDE, Delphi позволяет осуществлять доступ к банкам данных, используя технологию Open DataBase Connectivity (ODBC) фирмы Microsoft. Но, как показывает практика, производительность систем с использованием BDE гораздо выше, чем при использовании ODBC. ODBC драйвера работают через особый “ODBC socket”, обладающий возможностью внедрять их в BDE.
При написании программного кода удобно не просто указать путь доступа к таблицам базы данных, а использовать для этого некий заменитель - псевдоним, называемый «алиасом». Он сохраняется в отдельном конфигурационном файле в произвольном месте на диске и позволяет исключить из программы прямое указание пути доступа к базе данных. Такой подход дает возможность располагать данные в любом месте, не перекомпилируя и не переписывая при этом программу. Кроме пути доступа, в «алиасе» необходимо указать тип базы данных, определить базовый языковый драйвер и произвести дополнительные настройки.
Рассмотрим пример небольшой информационной системы для отражения гостиничных услуг АРМ «Гостиница». http://kurszop.ru/load/arm_gostinica/1-1-0-92. Для создания «алиаса» необходимо установить утилиту конфигурации BDE (программу bdeadmin.exe). Настройки подключения базы данных к прикладному решению можно установить в администраторе источника данных ODBC (рис.1). База данных прикладного решения реализована на основе Microsoft Access Driver. Существует так же возможность создания в программном коде виртуального описания «алиаса» и расположения его файла базы данных.
Рис. 1. Администратор источника данных ODBC
Программа ориентирована на пользователя, не имеющего большого практического опыта работы с корпоративными информационными системами. Дерево объектов основного меню программы представлено четырьмя основными пунктами: «Клиент», «Настройка», «Справка» и «Выход» (рис.2).
Рис. 2. Дерево объектов и основное меню прикладного решения
Программа прошла опыт практического применения на предприятии малого бизнеса оказывающего гостиничные услуги. При запуске программы появляется основной модуль с меню. Оператор программы, прежде всего, заполняет данные о гостинице, и дежурном администраторе в пункте «Настройка».
Блок "Клиент" служит для ввода данных нового клиента, его модификация а так же работа с клиентом по созданию счета и печати формы 3-г (рис. 3). В режиме создания счета пользователь вводим информацию о комнате расселения, датах и времени заселения и выезда, стоимость места, количества суток проживания и перечень дополнительных платных услуг. Счет можно сохранить и распечатать. Существует возможность просмотра уже созданных счетов и удаление уже созданного счета по определенному клиенту.
Рис. 3. Окно создания счета по унифицированной форме 3-Г.
Окно создания счета реализовано посредство компонента DBEdit –связанный с данными аналог обычного окна редактирования Edit.
Каждый клиент получает дополнительный ИН номер в основной базе данных. По данным ИН и фамилии осуществляется поиск клиента при работе с ним (рис.4).
Рис. 4. Окно модификации клиента
Ведется учет всех счетов по каждому клиенту. Блок "Настройка" так же отвечает за настройку основных данных в форме 3-Г и контроля счетов и проживающих в гостинице на определенную дату, с контролем проживания в номерах (пункт "Отчет за день"). Вся информация прикладного решения хранится в одном файле базы данных. Основное окно программы имеет размер всего 242х318 точек и может постоянно присутствовать в активном состоянии на рабочем столе администратора, не мешая ему работать с дополнительными прикладными решениями. В основное окно пользователь так же может загрузить фоновую картинку, так же в данном окне работает таймер ориентирующийся на системные часы компьютера пользователя.
Таким образом, предложенная нами и апробированная на опыте практического применения на предприятии малого бизнеса прикладное решение «Автоматизированное рабочее место администратора гостиницы» ориентировано на работу специалистов, не имеющих большой опыт по работе с информационными системами, максимально упрощена для решения конкретных прикладных задач деятельности предприятий малого бизнеса в сфере гостиничного хозяйства.
Литература:
1. Абдуллаева А.А. Информационные технологии, их роль в эффективном управлении предприятиями гостиничного бизнеса// Транспортное дело России. 2009. № 6. С. 75-78.
2. Баженов Р.И., Гринкруг Л.С.Информационная система по расчету и распределению нагрузки профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема».//Информатизация и связь. 2012. № 5. С. 75-78.
3. Баженов Р.И., Гринкруг Л.С.Информационная система абитуриент-деканат ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема»//Информатизация и связь. 2013. № 2. С. 97-99.
4. Демурин В.Б. Модель безопасности автоматизированной системы управления гостиничным предприятием //Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2011. № 1. С. 114-118.