Система управления проблемными активами в Мордовском отделении Волго-Вятском Банке ОАО «Сбербанк России» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 29.03.2014

Статья просмотрена: 5973 раза

Библиографическое описание:

Подольная, Н. Н. Система управления проблемными активами в Мордовском отделении Волго-Вятском Банке ОАО «Сбербанк России» / Н. Н. Подольная, А. В. Кобзева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 600-603. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9962/ (дата обращения: 16.11.2024).

Управление «проблемными» активами — один из наиболее важных аспектов банковской практики. От правильности выбора метода работы с «проблемными» активами зависит не только успешность разрешения отдельной конфликтной ситуации, но и стабильность и репутация самого банка. Каждый банк выбирает свои пути решения проблемной задолженности согласно политике, проводимой внутри организации. В Мордовском отделении Волго-Вятского банка ОАО «Сбербанк России» применяется несколько основных вариантов организации работы с проблемной задолженностью.

Таблица 1

Основные варианты организации работы с проблемной задолженностью в Мордовском отделении ОАО «Сбербанк России»

Аутсортинг

Продажа третьим лицам

С государственным участием

Вариант организации работы банка с проблемной задолженностью

Характеристика

Самостоятельное управление

Реструктуризация

Продажа (изъятие) активов, залогового имущества

Взыскание через суд

Списание проблемной задолженности

Методы внешнего (временного) улучшения:

—Искажение отчетности (маскировка реального уровня проблемной задолженности)

—«Схема обхода» (встречное рефинансирование скрытых проблемных долгов)

—Смягчение требований регулятора к оценке качества активов

Агентский договор
Цессия

Факторинг

Напрямую

Выкуп части проблемных активов

Национализация или рекапитализация коммерческих банков

Создание банка «плохих» активов

Реорганизация кредитной организации

Самостоятельная работа по возврату проблемной задолженности для Мордовского отделения Волго-Вятского Банка ОАО «Сбербанк России» — самый распространенный метод управления проблемной задолженностью. Так как считается, что это наиболее эффективный метод борьбы с просроченной задолженностью юридических и физических лиц, хотя он и требует от банка значительных затрат сил и средств. Ведь необходимо организовать систему работы с проблемной задолженностью, что влечёт за затраты на автоматизацию этой деятельности, кроме того нужно содержать штат квалифицированных сотрудников, покрывать судебные и прочие издержки по взысканию и реализации имущества [4]. В организационной структуре управления Мордовского отделения ОАО «Сбербанк России» создана специальная служба — отдел по работе с проблемными активами.

Стандартная процедура возврата банком просроченной задолженности выглядит следующим образом: в случае, если заёмщик вовремя не погасил очередной платёж по кредиту, сотрудники кредитного подразделения банка напоминают ему об этом звонком по телефону или СМС-сообщением. Спустя несколько дней, в случае непогашения долга, заёмщику и поручителю отправляют письма с уведомлением о нарушении условий кредитного договора и предупреждением о праве банка требования возврата полной суммы задолженности (в т. ч. и при условии, если срок полного погашения кредита ещё не наступил). Как правило, согласно внутренним положениям кредитных организаций, кредит переходит в разряд проблемных после 90 дней просроченной по нему задолженности. В случае невозврата просроченного кредита, с целью его погашения подключаются сотрудники специальных подразделений банка по работе с проблемной задолженностью. По истечении шести месяцев после возникновения просроченной задолженности, банки, как правило, обращаются в суд с иском на заёмщика, требуя полного погашения кредита [1].

Работа отдела по работе с проблемными активами организована в соответствии с Федеральными законами РФ, а также внутренними нормативными документами Мордовского отделения ОАО «Сбербанк России», основными из которых являются «Регламент по работе с проблемными активами» № 278–4-р, «Технологическая схема взаимодействия подразделений ОАО «Сбербанк России» при реализации «индивидуальной» модели сбора проблемных активов» № 2000–3. [5]

В соответствии с Регламентом Сбербанка России № 278–4-р в работе с проблемными активами применяются инструменты [7]:

1)        изменение условий кредитования / проведение реструктуризации;

2)        погашение задолженности путем заключения договора об отступном (при применении данного инструмента в погашение задолженности может быть принято имущество должника (поручителя, залогодателя);

3)        заключение договора уступки права (требования) — договора цессии;

4)        заключение договора о переводе долга в целях замены должника по договору;

5)        заключение договора новации;

6)        кредитование должника / нового должника;

7)        привлечение внешних аккредитованных сервисных компаний к урегулированию задолженности;

8)        осуществление реализации заложенного имущества во внесудебном порядке;

9)        взыскание задолженности в судебном порядке (обращение взыскания на заложенное имущество), в т. ч. в рамках третейского разбирательства;

10)    инициирование и участие в процедурах банкротства;

11)    заключение мирового соглашения, которое может предусматривать следующие условия: отсрочку или рассрочку исполнения обязательства, исполнение обязательств должника третьими лицами, обмен требований на доли в уставном капитале должника, акции, иные ценные бумаги, предоставление отступного на другие активы должника и пр.

Следующим вариантом работы с проблемной задолженностью является совместная работа Сбербанка с коллекторскими агентствами. На практике сложилось два основных метода работы с привлечением коллекторских агентств: аутсорсинг (агентский договор) и цессия (переуступка прав требования). Аутсорсинг предполагает передачу коллекторскому агентству проблемной задолженности в управление. Уступка права требования долга (цессия) подразумевает передачу прав кредитора к коллекторскому агентству (согласие должника при этом не требуется, при условии, что это не предусмотрено договором) [3].

Продажа проблемных долгов третьим лицам Сбербанком — общепринятая практика во всех странах. Регулирование этого вопроса освещено в главе 24 ГК РФ «Перемена лиц в обязательстве». [2]

Судебные методы работы с проблемной задолженностью в Мордовском отделении ОАО «Сбербанк России» применяются по инициативе кредиторов и играют положительную роль в случаях, когда должники сознательно укрываются от исполнения своих обязательств по погашению долга. Однако, по оценкам специалистов, судебные методы работы, как правило, имеют низкую эффективность. Это обусловлено длительностью рассмотрения судебными инстанциями соответствующих исков кредиторов, а также несоответствием установленного судом размера начальной продажной цены рыночным ценам.

Одним из вариантов «очистки» баланса банка от неработающей задолженности является её списание. К нему обычно прибегают, либо, когда нет надежды на получение эффекта от попыток взыскания задолженности, либо проведение мероприятий по взысканию нерентабельно (при мелких суммах кредитов затраты на поиск заёмщика могут иногда превышать сумму задолженности). Списание задолженности происходит согласно нормативной базе, признанной безнадёжной, за счёт сформированных резервов.

Проанализировав подходы в работе с проблемной задолженностью в Мордовском отделении ОАО «Сбербанк России», выделим их сильные и слабые стороны.

Таблица 2

Преимущества и недостатки различных методов работы с проблемной задолженностью в Мордовском отделении ОАО «Сбербанк России».

Методы работы с проблемными кредитами

Преимущества

Недостатки

Самостоятельная работа банка по возвращению проблемной задолженности

Отсутствие расходов на оплату работ коллекторских компаний и дисконта при продаже

1. Расходы средств банка и времени штатных сотрудников при отсутствии гарантии возвращения средств.

2. Необходимость формирования 51–100 % резерва на возможные потери по ссуде.

3. Негативное влияние проблемной задолженности на качество кредитного портфеля.

Заключение с коллекторской компанией соглашения относительно агентского обслуживания портфеля

1. Отсутствие затрат времени на работу с проблемной задолженностью предоставляет банку возможность сосредоточиться на прибыльных операциях.

2. Финансовые расходы на возвращение проблемной задолженности возникают только при условии возврата задолженности

Расходы на уплату комиссии коллекторскому агентству (в процентах от объёма возвращенной задолженности)

Уступка права требования (продажа портфеля), в том числе передача портфеля ПИФу

1. Отсутствие затрат средств и времени на работу с проблемной задолженностью предоставляет банку возможность сосредоточиться на прибыльных операциях.

2.Снятие с банка ответственности за возвращение задолженности и избежание конфликта с должником

3. Улучшение качества портфеля за счёт передачи права требования третьим лицам.

4.Оптимизация налогообложения (при передаче долгов на ПИФ)

Потеря части портфеля за счёт продажи с дисконтом.

Списание безнадёжных кредитов

1. Отсутствие затрат средств и времени на работу с проблемной задолженностью предоставляет банку возможность сосредоточиться на прибыльных операциях

2. Улучшение качества кредитного портфеля за счёт списания проблемной задолженности.

1. Необходимость формирования 100 % резервов на возможные потери.

2. Затраты на налоги. Поскольку для заёмщика списанный кредит — это доход, банк как налоговый агент должен списать с этой суммы налог на доходы физических лиц и заплатить налог на прибыль (из суммы высвободившихся резервов)

Можно выделить наиболее значимые критерии, применяемые для оценки эффективности методов управления проблемной задолженностью:

1.         Получение положительного результата, т. е. избавление банка от проблемной задолженности.

2.         Финансовые затраты банка на реализацию выбранного метода управления проблемной задолженностью. Этот критерий включает оценку доли затрат на реализацию метода в стоимости проблемного долга, а также наличие дополнительных издержек, таких как необходимость поиска и привлечения специалистов для выполнения непрофильных для банка задач.

3.         Трансакционные издержки: издержки сбора и обработки информации; издержки проведения переговоров и принятия решений (легкость реализации, т. е. возможность выбора банком определенного метода независимо от воли должника); издержки контроля; издержки юридической защиты выполнения контракта.

4.         Внешние риски — критерий, показывающий зависимость ситуации и выбранного метода управления от внешних факторов, таких как изменение стоимости залога, конъюнктуры рынка и т. д. Данный критерий также необходимо учитывать при принятии любого стратегического решения банка, ведь на уровень внешних рисков влияет очень большое количество факторов — политические, экономические, демографические, социальные, географические и др.

5.         Степень возникновения внутренних рисков (внутренних ошибок банка), связанных с организацией работы банка или деятельностью клиента в зависимости от выбора одного из методов управления проблемной задолженностью, на которые может повлиять менеджмент кредитной организации [6].

6.         Получение финансовой выгоды банком.

Таким образом, в Мордовском отделении ОАО «Сбербанк России», предпочтение отдаётся самостоятельной работе банка по возврату проблемной задолженности. С этой целью в организационной структуре управления банком создана специальная служба — отдел по работе с проблемными активами. Судебные методы работы с проблемной задолженностью в Мордовском отделении ОАО «Сбербанк России» применяются по инициативе кредиторов и играют положительную роль в тех случаях, когда должники сознательно укрываются от исполнения своих обязательств по погашению долга.

Литература:

1.         Белозеров С. А. Банковское дело/ С. А. Белозеров, О. В. Мотовилов// М.: Проспект, 2014. — C.252.

2.         Гражданский кодекс Российской Федерации Глава 24, ст.382–390 «О переходе прав кредитора к другому лицу и переводе долга».

3.         Коваленко О. Г. Экономическое содержание активных операций и их значение в банковской деятельности / О. Г. Коваленко // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 87–93.

4.         Стародубцева Е. Б. Основы банковского дела/ Е. Б. Стародубцева //М.: Форум, Инфра-М, 2014. — C.132.

5.         Технологическая схема взаимодействия подразделений ОАО «Сбербанк России» при реализации «индивидуальной» модели сбора проблемных активов» № 2000–3/ ОАО «Сбербанк России». М.,

6.         Чернова Г. В. Управление рисками: учебное пособие/ Г. В. Чернова, А. А. Кудрявцев// М.: ТК Велби, Проспект,2003. — С.25.

7.         [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.sber-minor.ru/images/prpa.doc

Основные термины (генерируются автоматически): проблемная задолженность, Мордовское отделение ОАО, банк, актив, просроченная задолженность, работа, судебный метод работы, агентский договор, кредитная организация, Мордовское отделение.


Похожие статьи

Применение информационных технологий для автоматизации оценки знаний пожарной безопасности сотрудников ОАО «Сбербанк России»

Нормирование труда и исследование затрат рабочего времени на пивоваренном заводе ОАО «ФАПК Якутия»

Организация управленческого учета на ОАО «Транс-Альфа Электро»

Внедрение и развитие системы управления рисками в ООО «Газпром инвест» при реализации инвестиционной программы ПАО «Газпром»

Деятельность ОАО «БПС-Сбербанк» по организации комплексного обслуживания субъектов малого и среднего бизнеса

Оценка и анализ рентабельности использования активов (на примере строительной компании АО «Саратовоблжилстрой»)

Совершенствование системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности в ООО «ДВРК Групп», г. Владивосток

Оценка корпоративных программ инвестирования в человеческий капитал в Российской Федерации (на примере Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»)

Организация вкладных операций коммерческого банка и пути ее совершенствования ПАО «Сбербанк России»

Организация контроллинга в организации (на примере Открытого акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»)

Похожие статьи

Применение информационных технологий для автоматизации оценки знаний пожарной безопасности сотрудников ОАО «Сбербанк России»

Нормирование труда и исследование затрат рабочего времени на пивоваренном заводе ОАО «ФАПК Якутия»

Организация управленческого учета на ОАО «Транс-Альфа Электро»

Внедрение и развитие системы управления рисками в ООО «Газпром инвест» при реализации инвестиционной программы ПАО «Газпром»

Деятельность ОАО «БПС-Сбербанк» по организации комплексного обслуживания субъектов малого и среднего бизнеса

Оценка и анализ рентабельности использования активов (на примере строительной компании АО «Саратовоблжилстрой»)

Совершенствование системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности в ООО «ДВРК Групп», г. Владивосток

Оценка корпоративных программ инвестирования в человеческий капитал в Российской Федерации (на примере Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»)

Организация вкладных операций коммерческого банка и пути ее совершенствования ПАО «Сбербанк России»

Организация контроллинга в организации (на примере Открытого акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»)

Задать вопрос