Статья посвящена негативным последствиям влияния средств массовой информации на психоэмоциональную сферу детей и подростков и необходимости концентрации усилий педагогов для решения указанной проблемы.
Ключевые слова:зависимое поведение, информационный стресс, интеллектуальное развитие, школьная успеваемость, средства массовой информации.
Серьезной социально-психологической проблемой, о которой активно заговорили в последние годы, стала информационная зависимость, то есть зависимость от средств массовой информации (СМИ) и прежде всего от телевидения и сети Интернет. При этом именно дети и подростки являются основной группой риска при формировании данного вида аддикции.
В этой связи необходимо отметить, что неограниченное общение со СМИ вызывает у ребенка информационный стресс: сознание школьника, и без того переполненное учебной информацией, не справляется с ежегодно увеличивающимися объемами «внешкольных знаний». В школе эти дети бывают обычно вялыми, плохо концентрируют внимание на учебном процессе, хуже соображают при решении задач. У них развиваются раздражительность, повышенная возбудимость, впечатлительность, поэтому они часто ссорятся с одноклассниками, становятся неуживчивыми и обидчивыми. В результате интеллектуальное развитие таких детей замедляется, школьная успеваемость соответственно так же снижается, ухудшаются черты характера.
Так исследование, проведенное университетами Стэнфорда и Джона Хопкинса, свидетельствует о том, что дети, активно смотрящие телевизор или имеющие его в своей спальне, учатся значительно хуже своих сверстников. Чрезмерный просмотр телевизора ухудшает результаты школьной успеваемости [3; 6; 11; 18; 20]. Дети, проводящие много времени за компьютером или телевизором, как правило, мало читают или почти ничего не читают, их интересы сужаются до размеров экрана. Постоянное облучение приводит к резкому истощению нервной системы. В результате память у таких детей слабеет, они, как уже отмечалось, начинают хуже учиться, становятся вялыми, безынициативными.
Серьезным негативным фактором информационного воздействия является то, что в результате длительного «общения» с телевизором (компьютером) может наблюдаться ухудшение взаимоотношения детей и подростков с родителями. Они становятся малопослушными, на требования или просьбы оторваться от телевизора реагируют скандалом, слезами. Здесь важно отметить, что дети настолько вживаются в мир, показываемый по телевидению, что стремятся жить по его заповедям. Телевидение вольно или невольно кодирует поведение ребенка и подростка, заставляя их жить по законам виртуального мира. Кодирование при этом может быть как прямым, так и опосредованным: у детей вырабатывается своеобразный психологический стереотип поведения и мышления. Безусловно, это приводит к бездуховности, развитию эгоизма, бездушия, жестокости. При этом особенно опасны для психического и интеллектуального развития детей электронные игры и специальные электронно-игровые приставки для телевизоров. Электронные игры настолько увлекают детей, что они забывают обо всем на свете. Часами без отрыва могут сидеть у экрана телевизора или с электронной игрушкой [1; 5; 8; 10; 16].
Дополнительной опасностью негативного воздействия СМИ являются вседозволенность и фактическое отсутствие каких бы то ни было ограничений. Эта проблема многоаспектна. Здесь можно говорить и о скрытой пропаганде насилия, и об искусственном формировании общественного мнения, и об агрессивном вторжении рекламы в нашу жизнь. Фактическое отсутствие ограничений в сфере СМИ приводит также и к духовным болезням, то есть искажению духовно-нравственной парадигмы подрастающего поколения, ориентации на чуждую культуру с ее акцентом на материальные блага.
Так по данным ЮНЕСКО, 93 % современных детей смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4 часов в день, что намного превосходит время их общения со взрослыми [2; 4; 7; 9]. Это, безобидное на первый взгляд, занятие вполне устраивает не только детей, но и их родителей, ребенок не пристает, ничего не просит, не безобразничает, не подвергается риску и, в то же время, получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая ребенку новые видеокассеты или компьютерные игры, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным.
Однако в последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни `дефицит концентрации` (A Hetion Deficit Disorder). Этот вид заболевания особенно ярко проявляется при обучении и характеризуется спонтанностью, гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений. Однако эти многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция.
Факт, который отмечают многие педагоги — резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного внутреннего содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.
За последние 50 лет проведены тысячи исследований о воздействии телевидения на психическое и интеллектуальное здоровье человека. Все больше и больше экспертов находят связь между чрезмерным пребыванием детей и подростков у телеэкрана и плохим поведением. Возросшее внимание к данной проблеме в нашей стране связано с тем, что в настоящее время в России очень высок уровень детской и подростковой преступности. Вот почему все большую значимость приобретают вопросы, связанные с механизмами социального, психологического, рекреационного воздействия медиасредств на детскую аудиторию. Вопросы, связанные с предохранением ее от негативного влияния сцен насилия на экране, защитой права ребенка получать не наносящую ему вред аудиовизуальную информацию [12; 15; 17].
Сейчас многие родители жалуются, что дети не хотят читать. Такая ситуация наблюдается даже в тех семьях, где книги были всегда в почете, и семейная библиотека собиралась не одним поколением родственников. Ослабление привычки читать, снижает способность мыслить, поскольку именно чтение является комплексной ключевой способностью, обеспечивающей психическое, социальное и интеллектуальное развитие человека. И здесь речь идет не только о знаниях, но и о воображении, памяти, интуиции, фантазии. Таким образом, на современном этапе информационная зависимость становиться не только социально-психологической, но и дидактической проблемой, на решение которой должны быть направлены усилия ведущих педагогов [13; 14; 19].
Литература:
1. Бахтин, Ю. К. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // сборник: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского»; науч. ред.: А. Г. Гущин. 2010. с. 142–146.
2. Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению наркотиков и курению табака // Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. с. 456.
3. Буйнов, Л. Г. Психофизиологическая адаптация человека к укачиванию / Л. Г. Буйнов, А. В. Соловьев // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67). с. 16–19.
4. Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема / Л.Г, Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. с. 242.
5. Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе / Л. Г. Буйнов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.
6. Глазников, Л. А. Патогенетический подход к разработке средств и методов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, М.И, Говорун, Л. А. Сорокина, Р. А. Нигмедзянов, А. Е. Голованов // Вестник оториноларингологии. 2012. № 4. с. 33–36.
7. Соловьев, А. В. Возможности компьютерной стабилографии для отбора лиц в профессии, связанной с действием знакопеременных ускорений / А. В. Соловьев, Л. А. Глазников, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67), с. 118–120.
8. Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.
9. Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета // В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6. с. 730–732.
10. Соломин, В. П. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического ВУЗа // Л. Г. Буйнов, В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. П. Макарова, М. А. Морозов, Г. И. Сопко // Молодой ученый. 2012. № 9. с. 337–345.
11. Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.
12. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.
13. Сорокина, Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.
14. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.
15. Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.
16. Сухоруков, Д. В. Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса / Сухоруков Д. В., Бойков А. Е. // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 730–732.
17. Сухоруков, Д. В. Социологические методы исследования аддиктивного поведения / Д. В. Сухоруков, А. А. Богданов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 61.
18. Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.
19. Сухоруков, Д. В. Формирование аддиктивного поведения и образовательная модель его профилактики / Сухоруков Д. В., Бойков А. Е. // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 857–860.
20. Сыромятникова, Л. И. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2013. № 11. с. 660–662.