Игра как способ развития познавательного интереса у учащихся к экологической безопасности в курсе изучения ОБЖ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 03.04.2014

Статья просмотрена: 1211 раз

Библиографическое описание:

Спицына, Т. А. Игра как способ развития познавательного интереса у учащихся к экологической безопасности в курсе изучения ОБЖ / Т. А. Спицына, М. В. Чугунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1108-1110. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9988/ (дата обращения: 16.11.2024).

«Каков будет ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

А. С. Макаренко.

В современных социально-экономических условиях антропогенное влияние на окружающую среду достигло небывалой интенсивности и глобальных масштабов. Наблюдаемый в обществе на протяжении последних десятилетий рост внимания к проблемам, традиционно составляющим предмет изучения экологической науки, вполне закономерен, так как игнорирование фундаментальных природных законов привело к неадекватности принципов и методов вмешательства человека в природу. В настоящее время в окружающей среде наблюдаются опасные необратимые явления, связанные с исчерпанием природных ресурсов, загрязнением различными отходами, разрушением естественных ландшафтов, сокращением видового разнообразия и другие, которые ставят под угрозу выживание самого человечества. Действие указанных обстоятельств в значительной степени обусловило повышение социального статуса экологии, экологической безопасности.

Экологическая безопасность, как междисциплинарная отрасль знаний, занимает определенный уровень в системной организации современной науки, входит в систему государственной безопасности Российской Федерации. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г, экологическая безопасность рассматривается как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [6]. В настоящее время общество осознает, что основными факторами устойчивого развития являются гарантии экологической безопасности, принимаемые мировым сообществом. В связи с этим, большое внимание должно уделяться непрерывному экологическому образованию, юридические аспекты которого прописаны в этом же законе. Так, в 71 статье «Всеобщность и комплексность экологического образования»говорится о необходимости реализациисистемы всеобщего и комплексного экологического образования, включающей в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

Однако в реальной жизни наблюдается недостаточная экологическая направленность общего среднего образования. Экология как самостоятельная учебная дисциплина отсутствует в базисном учебном плане. Экологическое образование реализуется в рамках многопредметной модели, которая предполагает экологизацию школьных дисциплин, то есть включение в их содержание экологических понятий и выделение в учебных программах тем, посвященных экологии. Главная цель экологизации — воспитание личности, ориентированной на ценностные экологические ориентации, позволяющие осознать необходимость сохранения природы, активного участия в экологической деятельности по выявлению и содействию в решении экологических проблем, экологическому самообразованию. Таким образом, экологизация — это не просто обогащение предметного содержания понятиями экологии и ценностными экологическими установками, но и формирование на их основе ценностных экологических ориентаций, потребностей и мотивов к деятельности экологического характера [1].

Экологическое образование может успешно реализовываться в рамках учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», в содержательном компоненте которой представлены темы экологической направленности. Например, такие как «Антропогенные изменения в природе», «Чрезвычайные ситуации экологического характера», «Источники загрязнения окружающей среды», «Способы очистки воды», «Понятие о кислотных дождях», «Последствия опустынивания земель», «Показатели предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ» и другие [2]. Помимо теоретических знаний, учащиеся приобретают практические умения и навыки в области экологии: оценивать состояние окружающей среды, находить информацию об экологической обстановке в местах проживания, планировать возможный перечень мероприятий, проводимых по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой и другие [3, 4]. Для успешного формирования знаний, умений по экологической безопасности, ценностного отношения к природе необходимо правильно мотивировать учащихся. Заинтересовать школьников можно различными способами: выбором творческих заданий, сменой методов обучения, интересными фактами, а также возможностью моделировать различные чрезвычайные ситуации, с которыми ученики могут встретиться в жизни. В результате у ребят появляется возможность проектирования модели предстоящих действий, формирования умений моделировать свои поступки в случае возникновения чрезвычайной ситуации, вкладывая в данный процесс личностный смысл. При этом эффективность обучения значительно возрастает в том случае, если у учащихся сформирован познавательный интерес к проблемам безопасности и, в частности, экологической безопасности.

Познавательный интерес имеет сложную структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром. Такие известные психологи, как Выготский Л. С., Давыдов В. В., Рубинштейн С. Л. и др. утверждают, что истоки интереса лежат в общественной жизни, что он развивается и обогащается в деятельности, в которой формируется и конкретное содержание интересов человека, т. е. источником познавательного интереса является жизнь, окружение. Однако в окружающем мире далеко не все и не в равной мере привлекает человека, не все он стремится исследовать, понять, познать. Познавательный интерес — это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями [5]. Следует отметить, что становление многих характеристик личности находится в прямой зависимости от уровня сформированности познавательного интереса, который рассматривается как интегральная характеристика личности, выражающая ее эмоционально-положительное отношение к знаниям, процессу познания, своим интеллектуальным, эмоциональным и коммуникативно-волевым возможностям в познании. Суть познавательного интереса заключается в том, что его объектом является сам процесс познания, характеризующийся стремлением проникать в сущность явлений, познанием теоретических, научных основ определенной области знаний, устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению. Формирование познавательной активности, познавательного интереса учащихся в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности происходит под влиянием внешних и внутренних факторов: методической подготовки учителя, уровня развития учащихся, сформированности знаний, умений и навыков, направленности на активную учебную деятельность и других. Принцип активности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике, под которым подразумевается качество деятельности, характеризующиеся высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и следствием организации педагогической среды, в том числе включающей в себя игровые формы обучения.

В игре учащийся развивается как личность, получает новые знания, овладевает необходимыми умениями. Кроме того, у него появляется возможность актуализировать имеющиеся знания и проверить свои умения и навыки. В процессе игровой деятельности происходит развитие активности, самостоятельности, творчества и инициативы учащихся, так как игра построена на интересе, увлеченности, эмоциональной привлекательности, желании каждого участника проявить себя с наилучшей стороны. В ходе игры у обучаемых формируются такие стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть отношения с окружающими людьми, готовность к действиям в неординарных, в том числе несущих прямую угрозу жизни и здоровью, ситуациях. Большинству игр, применяемых в педагогической практике, присущи следующие черты: свободная развивающая деятельность, творческий, импровизирующий характер, эмоциональная приподнятость; наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры. Если рассматривать игру как процесс, то в ее содержание входят роли, которые берут на себя играющие; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов как замещение реальных объектов условными; сюжет, который условно воспроизводится в игре. Роль игры в экологическом воспитании определяется тем, что она способствует расширению знаний ребенка о природе; формированию нравственных представлений и потребности положительного воздействия на окружающую среду; развитию способности предсказывать следствие по причине. При этом содержание игровой деятельности должно способствовать углублению экологических знаний учащихся, становлению эмоционально-чувственного отношения к природе, формированию умений и навыков безопасной экодеятельности. В качестве примера приведем следующие темы игр экологической направленности: «Источники экологической опасности», «Будь внимательным», «Что мы едим?», «Конференция экологов», «Экологический совет по обеспечению личной безопасности», графические головоломки, тематические кроссворды, игры-упражнения и др.

Педагогическое исследование по использованию игровых технологий в учебном процессе проходило на базе средней общеобразовательной школы № 235 им. Д.Д Шостаковича с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла г.Санкт-Петербурга. В ходе констатирующего эксперимента нами было проведено анкетирование, тестирование и опрос учащихся 7–8 классов с целью определения общего уровня познавательного интереса, уровня мотивации к изучению экологических вопросов и уровня знаний в области экологической безопасности. Анализ результатов эксперимента показал, что уровень общей учебной мотивации находится чуть ниже среднего, а уровень познавательной активности к экологии, так же как и знания в данной сфере, очень низок. На следующем этапе педагогического исследования мы проводили уроки по ОБЖ с использованием игровых технологий, способствующих развитию познавательного интереса к экологии как в общем, так и к ее отдельным ее сторонам. В основу занятий легли активные методы обучения, средства с использованием мультимедиа и игровых методик. Так, например, мы провели экологическую игру «Думай по-зеленому», которая начиналась с выступления на тему: «Окружающая среда и Человек» с сопровождением презентации. Затем мы разделили детей на команды и выдали им маршрутные листы с названиями станций, например первая называлась «Экологический светофор». Для проведения мероприятия использовали вопросы на желтых, красных и зеленых карточках. Учащиеся должны были выбрать с каждого стола по одной карточке и ответить на вопросы. За каждый правильный ответ — 1 балл. Вторая станция называлась «Безопасная окружающая среда».Мы предлагали командам познакомиться с разнообразной информацией о неблагоприятном состоянии окружающей среды, рассмотреть соответствующие фотографии и оценить состояние среды, выделив основные источники загрязнений и загрязняющие вещества. Время выполнения — 7–10 минут. Затем жюри оценивали рисунки по пятибалльной системе. Последняя станция носила название «Экологические высказывания известных и не очень известных людей». В течение определенного времени учащиеся должны были восстанавливать текст высказывания. Количество баллов зависело от количества правильно восстановленных слов в тексте и дополнительного балла, в случае, если учащиеся назовут имя автора высказывания. Основными задачами этого урока-игры были следующие: ознакомление учащихся с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля; формирование экологического мышления, экологической культуры; развитие умения решать экологические задачи и проблемы. Так же мы провели урок в форме телевизионной игры «Что? Где? Когда?" по теме экологическая безопасность, основной целью которого явилось расширение знаний учащихся об экологических проблемах окружающей среды, в том числе г. Санкт-Петербурга, способов их решения, а также воспитание экологической культуры школьников.

На заключительном этапе педагогического эксперимента мы вновь проверили уровни познавательной активности и знаний в области экологии, провели анализ результатов. На вопрос: «Какие уроки вам было интересно посещать?» 87 % школьников выделили уроки с использованием игровых методик. Уровень общей учебной мотивации за время проведения педагогического эксперимента практически не изменился, а уровень познавательной активности к экологии вырос на 27 %, знаний по экологии на 18 %. В результате проведения уроков с использованием игровых технологий, у учащихся появилось желание самостоятельно изучать вопросы экологической безопасности, сообщать о результатах друзьям, одноклассникам, родителям и занимать активную жизненную позицию по сохранению и улучшению окружающей среды. Таким образом, отношение к проблемам экологии может быть сформировано в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Следовательно, реализация задачи формирования знаний и умений по экологической безопасности, экологической культуры личности требует пересмотра не только содержания образования, но также форм, методов, средств обучения и воспитания. Использование игровых занятий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует формированию личности безопасного типа поведения и решению многих учебно-воспитательных задач: развитию познавательного интереса, умений аргументированно отстаивать свою точку зрения, грамотно вести дискуссию, эффективно взаимодействовать с партнерами по общению, применять знания в новой ситуации.

Литература:

1.                  Власова Е. А. Экологизация школьного курса биологии как основа формирования экологической компетентности. // Биологическое и экологическое образование: методология, теория, методика, практика. Сборник материалов XI Международного методологического семинара 21–24 ноября 2011 г., Санкт-Петербург. — СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2011. — с. 157–161.

2.                  Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5–11 кл. / В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский. — М.: Дрофа, 2010. — 107.

3.                  Костецкая Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы //Безопасность жизнедеятельности. — № 10/2012. — М.: «Новые технологии», 2012. — С.37–40.

4.                  Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5–9 классы: проект. — 2 — е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 47 с.

5.                  Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.

6.                  http://www.consultant.ru/popular/okrsred/70_13.html#p973

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, экологическая безопасность, познавательный интерес, знание, познавательная активность, умение, учащийся, экологическое образование, игровая деятельность, общая учебная мотивация.


Похожие статьи

Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Использование проектной деятельности как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира

Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в условиях дополнительного образования

Опыт работы семейного клуба в формировании позитивного отношения к ЗОЖ

Применение игровых технологий в процессе формирования здорового образа жизни обучающихся

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Похожие статьи

Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Использование проектной деятельности как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира

Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в условиях дополнительного образования

Опыт работы семейного клуба в формировании позитивного отношения к ЗОЖ

Применение игровых технологий в процессе формирования здорового образа жизни обучающихся

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Задать вопрос