Формирование познавательной активности учащихся на уроках физики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 28.03.2014

Статья просмотрена: 1696 раз

Библиографическое описание:

Досмаханова, Р. А. Формирование познавательной активности учащихся на уроках физики / Р. А. Досмаханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4.1 (63.1). — С. 35-36. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9998/ (дата обращения: 18.12.2024).

Известно, что для поддержания интереса учащихся к изучаемому материалу и их познавательной активности на протяжении всего урока ведутся поиски новых эффективных методов обучения и методических приемов, которые активизировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Безусловно, каждый ученик должен работать активно, увлеченно, и учителю необходимо использовать это как отправную точку для воспитания любознательности, пробуждения глубокого познавательного интереса, развития творческих способностей учащихся. Творить - значит создавать что-то новое, открывать неизвестное. Всякое творчество требует большой наблюдательности, опыта, полета фантазии, знаний. Чем шире круг знаний человека, тем более продуктивна его творческая деятельность. Творчество - высшая форма активности и самостоятельности. Творческие способности – это способность увидеть, точнее, найти проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверить ее и в результате создать новый оригинальный продукт (научное открытие, изобретение, решение задачи и т.д.). «Творческие способности развиваются только в деятельности, их упражняющей, следовательно в процессе обучения необходимо создавать условия, требующие от учащихся нестандартных действий» [1, С. 40-41].

Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы заданий, требующих от учеников творческого подхода. Эти задания должны быть разнообразными по характеру деятельности и степени трудности. Они должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитать в них уверенность в своих способностях, возможностях. Задания по физике творческого характера следует давать уже в 7 классе. Одним из способов развития творческих способностей учащихся являются игры. Поэтому на уроках физики целесообразно использовать такие дидактические игры, как: «Черный ящик», «Поле чудес», «Составь кроссворд», «Найди ошибку».Они используются при изучении нового материала или при закреплении полученных знаний. К примеру, на уроке в 10 классе по повторению темы «Законы постоянного тока» можно использовать игру «Найди ошибки».При этом учащимся предлагаются следующие задания: а)по схеме электрической цепи найти ошибки, допущенные при ее составлении; б)по схемам с лампами, выключателями, штепсельными розетками определить, в какой схеме розетка включена правильно, а в какой неправильно; в) в чем ошибся электромонтер в одной из цепей?

Формировать память, расширять познавательную возможность учащихся, сознательно усваивать материал по физике помогают устные упражнения. Они позволяют запоминать физические формулы, единицы измерения, определять цену деления шкал, читать графики, составлять уравнения, чертить и читать схемы. Устные упражнения являются также своеобразной формой устной проверки знаний учащихся, так как дают учителю возможность с минимальной затратой времени контролировать весь процесс урока: проверку знаний учеников по пройденному материалу, закрепление вновь изложенного материала, решать различные задачи, применять полученные знания в практической деятельности. На выполнение устных упражнений следует отводить 5-10 минут. Например, при изучении темы «Равномерное движение. Скорость равномерного движения» (9 класс) заранее готовятся графики, по которым учащиеся должны определить начальную координату, конечную координату движущегося тела, скорость его движения, направление движения этих тел.Если графики пересекаются, то необходимо определить, что означает точка пересечения графиков. Устные упражнения целесообразно применять как для повторения пройденного материала, так и для закрепления новых знаний. Вместе с тем устные упражнения продуктивно использовать в процессе подготовки к ЕНТ. Например, а) в тестах есть задания, где по графикам вольтамперных характеристик нескольких элементов необходимо определить график, соответствующий ВАХ полупроводникового диода, включенного в прямом направлении; б) в заданиях по механике по графикам движений требуется определить ускорение тела; в) в заданиях, связанных с колебательным движением, по графикам учащиеся должны научиться определять амплитуду колебаний. При помощи устных упражнений учащиеся быстро переводят одни единицы в другие. В этом плане предлагаются следующие задания: а) переведите км/ч в м/с; б) переведите м/с в км/ч.             

Для развития творческих способностей учащихся результативно применение также разнообразных форм опроса: а) «Кубики» (на гранях кубика записаны задания). Учащийся берет кубик, кидает его на стол и отвечает по «изображению»,оказавшемуся на верхней грани кубика; б) «Крестики-нолики» : ученику дается задание в виде таблицы с исходными конкретными параметрами в столбцах и строках. В клетках на пересечении горизонтали и вертикали проставляется «+», если данные в строке и столбце сочетаются, т.е.соответствуют друг другу, и 0, если не соответствуют. Например, дается задание на подбор реостата. Среди приемов, повышающих качество обучения физике и интерес к ней, способствующих творческому развитию учащихся, «особое место занимает организация групповой деятельности учащихся» [2, С. 24]. Групповую деятельность следует проводить в сочетании с другими формами организации преподавания. Уроки, где ученики работают по группам, дают возможность самостоятельно творчески мыслить и приобретать новые знания. Например, в 8 классе, при повторении темы «Тепловые явления» класс делится на 4 группы: а) «Центр размышлений»; б) «Вычислительный центр»; в) «Графический центр»; г) «Экспериментальный центр». Каждая группа выполняет задания соответственно своему названию. Учащиеся группы «Центр размышлений» отвечают на качественные вопросы, требующие логических рассуждений; «Вычислительный центр» решает количественные задачи; «Графический центр» работает с графиками, «читает» графики; «Экспериментальный центр» проводит эксперименты и опыты. Групповую деятельность учащихся целесообразно использовать также при проведении уроков-соревнований. Например, в 8 классе при повторении темы «Количество теплоты» при проведении урока-соревнования класс разбивается на 3 группы.

В 7-8 классах после изучения какой-либо темы учащиеся разбиваются на группы и готовят рассказы, задания, соответствующие пройденному на данном уроке материалу. Например, «Физика на прогулке», «Физика в быту», «Физика на производстве». При повторении темы «Архимедова сила. Закон Архимеда» в 7 классе провела урок в форме заседания ученого совета. Класс разделила на три группы- три кафедры: кафедра истории физики, кафедра экспериментальной физики, кафедра вычислительной физики. Ученики исполняют роль научных сотрудников. Ролевые игры –это тоже один из основных методов, обеспечивающих активное участие школьников в учебном процессе. Учащиеся самостоятельно думают, рассуждают, экспериментируют и делают открытия. Используя различные приемы и методы обучения, учитель является не только источником знаний, но и организатором познавательной деятельности учащихся.Учитель должен создавать условия, обеспечивающие активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся.

Литература:

1.      Воробьев М.Н. Групповая деятельность учащихся на уроках физики // Физика в школе. - 2006 . - №7. – С. 21-28.

2.       Усова А.В., Завьялов В.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике. – М.: Просвещение, 2009. - С. 39-44.

Основные термины (генерируются автоматически): задание, график, класс, творческая способность учащихся, учащийся, группа, знание, пройденный материал, равномерное движение, Физик.


Задать вопрос