В статье изучается язык как воплощение всего спектра духовной жизни общества. Автор обосновывает, что язык является универсальным духовным отражением действительности, он соответствует структуре общества, стимулирует развитие национального бытия, формирует культуры.
Ключевые слова: язык, духовная культура, общество, личность, духовность.
Противоречивый процесс развития общественных отношений, рост роли субъектов этих отношений, человека, личности обусловливает необходимость поиска оптимальных путей функционирования, обогащение духовной жизни общества. Особенно важное значение социально-философское исследование этой проблемы приобретает в наше время. Объективными причинами, что актуализирует важность проблем духовной жизни общества и языковой культуры, выступает всестороннее возрождение культуры, духовности и их сближение с общечеловеческими проблемами на основе растущей интеграции жизни народов.
Изучение языка как духовного феномена, отражающего весь комплекс человеческого бытия, историческое и культурное развитие общества находит свое отражение в трудах таких ученых, как А. Вежбицкая [1], В. фон Гумбольдт [3], В. Карасик [4], Е. Кукушкина [5], А. Потебня [7].
Цель статьи состоит в исследовании отношения языка и духовной культуры общества.
По нашему мнению, главная задача, которая стоит перед современным обществом в сфере духовной жизни заключается в том, чтобы создать условия для наиболее полного освоения человеком многогранного потенциала духовности и культуры. Чрезвычайно важным является также создание условий для всесторонней самореализации духовно-культурного потенциала, сущностных сил человека, своего собственного духовного мировоззрения и мировосприятия.
Важно подчеркнуть, что духовная жизнь общества — это чрезвычайно широкое понятие, включающее в себя многогранные процессы, явления, связанные с духовной сферой жизнедеятельности людей; совокупность взглядов, идей, представлений, языка, чувств людей, процесс их производства, распространения, преобразования общественных, индивидуальных идей во внутренний мир человека. Духовная жизнь общества охватывает мир идеального (совокупность идей, взглядов, гипотез, теорий) вместе с его носителями — социальными субъектами — индивидами, народами, этносами. В этой связи уместно говорить о личной духовной жизни отдельного человека, его индивидуальном духовном мире, о духовной жизни того или иного социального субъекта — народа, этноса, о духовной жизни общества в целом. Основу духовной жизни составляет духовный мир человека — его духовные ценности, мировоззренческие ориентации. Вместе с тем, духовный мир отдельного человека, индивидуальности невозможен вне духовной жизни общества. Поэтому духовная жизнь — это всегда диалектическое единство индивидуального и общественного, которое функционирует как индивидуально-общественное.
В современных условиях духовного развития все больше актуализируется роль и значение формирования в общественном сознании моральных ценностей, которые существенным образом активизируют процессы моральной регуляции общественных отношений, культурно-нравственного развития человека, речевой культуры и прогресса общества в целом. В то же время многогранность ценностей духовной жизни, конкретной личности, коллектива значительным образом расширяет сферу применения моральных принципов во всех сферах жизнедеятельности общества, способствуя формированию высоких социально-нравственных качеств людей. Поэтому так важно в современных условиях, чтобы духовные ценности превращались в неотъемлемую черту духовной жизни человека, его морального облика, служили критерием оценки и регулятором поведения личности, его нравственной зрелости. Во всех сферах духовности общества сознания и нравственных отношениях, языковой культуре и моральной практике, чувствах, формировании ценностей и идеала — роль и значение духовных принципов и норм все больше растет.
Духовная культура как элемент духовной жизни, общественных, духовных отношений включает в себя определенную систему ценностей, знаний, языка, убеждений, мировоззренческих ориентаций, норм, традиций в органическом единстве с социальной гуманистически значимой деятельностью людей по освоению, творению бытия. Духовная культура создается деятельностью социальных субъектов и направлена на преобразование общественного бытия, развитие сущностных сил человека, в частности его духовности, их всестороннюю самореализацию; это не только сознание, но и социальная активность, преобразующая деятельность личности, которая измеряется объемом создаваемых ею духовных, социогуманистических ценностей. Такая культура свидетельствует о способности каждой личности к восприятию передового, прогрессивного в общественном бытии, так же как и к его распространению, созиданию в соответствии с творческими силами и способностями каждой индивидуальности; о готовности личности к самоотдаче, саморазвитию своей духовности как ради личного, так и ради всего общества.
Ценности духовной культуры представляет собой диалектическое единство национального и общечеловеческого. Она невозможна как без ценностей конкретной национальной культуры, так и без общенациональных ценностей, выработанных человечеством. Ценностное содержание духовной культуры может выступать движущей силой общественного прогресса только тогда, когда творческий потенциал такой культуры основывается на общей системе ценностей, выработанных человечеством на протяжении своей истории.
В этой связи, следует упомянуть о том, что в литературе выделяют определенные социальные функции духовной культуры. Среди основных таких функций — познавательная, коммуникативная, регулятивная, прогностическая, ценностно-ориентационная, которые органично взаимосвязаны между собой. Но, по мнению многих философов, культурологов, интегрирующей функцией духовной культуры является человекосозидательная функция.
Вместе с тем, можно сказать, что мера развития духовной культуры определяется мерой развития сущностных ценностей человека, многогранностью и многовариантностью форм самореализации его духовного потенциала, индивидуального самоутверждения. Повышение эффективности и действенности процесса формирования духовной культуры предполагает создание условий для самореализации богатства духовности человека, ведь основное содержание ценностей такой культуры заключается в их самовыражении и воспроизведении. Развитие духовной культуры невозможно без утверждения ее ценностей, в частности на личностном уровне, что дает возможность реализовать потенциал уникальности, неповторимости личности, ее духовности, значение которых в прогрессе общественного бытия постоянно растет.
Важно подчеркнуть, что общество представляет собой образование, в котором человеческая природа сочетается с духовной структурой, которая воплощена, развивается и функционирует в языке, наполняя его внутренним содержанием, глубинной таинственностью, возможностью одухотворять и познавать мир. В языке не только сосредотачивается все духовное, культурное, эстетическое, гносеологическое, информационное богатство общества, а и смоделирована сложная прагматика жизни, он содержит в себе весь спектр психологической мотивации поведения человека, является прогностической моделью как для индивидуума, так и для целого народа.
В целом же развитие и функционирование человеческого языка на удивление последовательно подтверждает синтез слова и духа, взаимопроникновение этих двух субстанций на уровне психологии, духовной жизни как отдельной личности, так и общества в целом. Собственно, история языка, его онтология, его природа подтверждает необходимость выделения связи языка и духовности в отдельную социально-философскую проблему, что рассматривает язык как духовную субстанцию и помогает выявить аспекты сакральности языка, показать их влияние на человека, глубже раскрыть их значение для духовной жизни, а также их функции и отображения окружающего мира.
Научная потребность в изучении и углублении духовной нагрузки языка продиктована, на наш взгляд, общей девальвацией языка как духовного источника человеческой жизни, как средства поклонения человеческим чувством, внутреннему миру человека, как главного фактора духовного сосуществования людей, их духовного контакта.
Особенно заметным является тот факт, что язык создает уникальные возможности для человека не только отражать мир, что его окружает, не только отражать его и себя самого на психологическом уровне, но и приближать его к себе, воплощать свои замыслы, свои намерения в действительность, подчинять его себе. Язык — это воплощение духовной власти человека над миром, он является инструментом одухотворения окружающей действительности, средством подтверждения пребывания человека на Земле. Язык детерминирует, моделирует всю практическую деятельность человека и в значительной степени определяет его поведение, характер, а, следовательно, играет весомую роль в повседневной человеческой жизни и обществе. Усиление значимости языка, глубокое осознание духовной стоимости слова, вне всяких сомнений улучшает моральный климат в обществе.
Роль языка как универсального духовного отражения действительности должна кардинально изменить языковую ситуацию в современном мире, которая требует полноценного функционирования языка во всех сферах жизни. Язык дан каждому социуму, и только родное слово воплощает весь спектр духовной жизни народа, полнокровно отражает мышление, чувства, модальность души, создает внутреннюю гармонию между физической и духовной природой общества, только оно соответствует психофизической структуре общества, стимулирует развитие национального бытия, формирует культуры.
Следует заметить, что проблему духовной онтологии языка наиболее полно и точно передал известный немецкий ученый Вильгельм фон Гумбольдт, который трактовал язык как отражение духа народа, как его движитель, как воплощение духовной энергии, духовной эволюции. Такое понимание следует из его философии культуры, в основе которой лежит тезис о переносе человеческого духа в процессе познания на мир, который нас окружает и за которым мы наблюдаем, вследствие чего происходит разнообразие гносеологических связей [3].
Конечно, мы не отождествляем духовную структуру общества и язык, потому что это невозможно в принципе. Наоборот, мы считаем, что духовная структура намного шире, глубже, что многое в человеческом мышлении, чувствовании, действиях есть таковым, что находится вне языке, что не отражается в слове (невербальный уровень), что никогда не доходит до языка, что не имеет нужды выражаться в языке, что прячется от него, что не может уместиться в языке, что не может быть адекватно отражено в языке.
Уникальность языка как идеальной системы вызвана, на наш взгляд, тем, что она развивается в духовной сфере, обслуживая рациональную и сенсорную деятельность человека. Автономность человеческого языка относительно мира, который он отражает, определяется потребностями интеллектуально-познавательной деятельности, которая направлена не только на создание идеального отображения окружающей действительности (то есть идеальной модели мира), а также — на освоение этой действительности, на прагматическое моделирование природных процессов, что необходимо в повседневной деятельности. Кроме того, язык — это не просто накопление информации о мире и человеке, а также — формирование интеллектуальной культуры, определенного образа поведения в отношении окружающей действительности.
Однако, не следует забывать, что человек создает культуру, а культура — человека. Человек реализуется в культуре мысли, культуре труда и культуре языка. Культура — это не только все то, что создано руками и умом человека, но и выработанный веками способ общественного поведения, что выражается в народных обычаях, верованиях, в отношении друг к другу, к труду, к языку. А язык — это не только средство общения, но и природный резервуар информации об окружающем мире, прежде всего о своем обществе.
Сегодня культура и язык оказываются объединенными в области духовных ценностей каждого человека и всего общества. Пожалуй, никто не будет отрицать, что в низкой культуре речи проявляются отчетливые признаки бездуховности. Языковая неграмотность, неумение написать элементарный текст, перевести его с одного языка на другой и наоборот почему-то перестали восприниматься негативно. А между тем, языковая культура — это надежная опора в выражении независимости мысли, развитости человеческих чувств, в воспитании деятельного, настоящего патриотизма. Культура языка предполагает выработку этических норм межнационального общения, которые характеризуют общую культуру нашего современника.
Как известно, общество вырабатывает определенные стандартные нормы социального поведения (в том числе и языкового), которые определяются представлениями о шаблонах поведения в конкретной ситуации. Чтобы функционировать как единое целое, как сложная социальная система, общество должно установить такие рамки поведения индивидов, в которых это поведение становится однообразным, стабильным, повторяющимся. Именно такими рамками и есть этикет — система правил внешней культуры человека, его поведения, приличия, хорошего тона и тому подобное. В обществе он функционирует в двух основных формах поведения: языковой и неязыковой. Как правило, эти формы поведения тесно между собой связаны и взаимозависимы.
Другими словами, если этикет, как установленный в обществе набор правил регулирует наше внешнее поведение в соответствии с социальными требованиями, то языковой этикет можно определить, как правила, регулирующие наше языковое поведение. С точки зрения специфики языкового этикета стоит сказать, что структура его сложилась у каждого общества на его собственной основе под влиянием разного рода психологических, социально-политических, культурологических факторов.
Считается, что языковой этикет является одной из важных характеристик поведения человека. Ибо без знания принятых в обществе форм этикета, без вербальных форм выражения вежливых отношений между людьми, индивид не может эффективно, с пользой для себя и окружающих осуществлять процесс общения.
Характерно, что человек — продукт социализации и, прежде всего, человек становится человеком через общение с другими людьми. Человечество знает немало примеров, когда ребенок, попадая в раннем возрасте в среду животных, выживает, но не становится человеком. Причина, как известно, заключается в отсутствии возможности подражать и, особенно, общаться с людьми. Итак, общение имеет огромное значение как для становления человека, так и для его дальнейшей жизни в обществе, потому что общение играет в нашей жизни определяющую роль.
Хотелось бы подчеркнуть, что культура человеческого общения — это часть общей нравственной культуры личности. Отсутствие культуры общения — свидетельство бездуховности человека. Еще мудрый Эзоп доказал, что наше слово — это и лучшее, что есть в распоряжении человека и худшее, чем он владеет. Сегодня проблема культуры общения приобретает как никогда большое значение. Происходит становление современных самостоятельных государств, интенсивно развиваются международные и межличностные связи с различными странами мира. Учитывая это, определяющей становится для современного общества проблема умения общаться как на официальном, деловом, так и на чисто бытовом уровнях.
Мыслители, писатели во все времена пытались раскрыть тайны человеческого языка, его роль не только как средства общения, но и как орудия формирования и выражения мысли, как основу духовности народа, как прочную и надежную опору самосознания личности, видения себя в социальном и культурном контексте, как импульс к творческому самовыражению человека не только в национальной культуре, но и в мировой цивилизации. Не случайно А. Потебня отмечал, что язык есть средство не выражать готовое мнение, а создавать его, он является не отражением мировоззрения, которое уже сложилось, а деятельность, что его составляет [7].
Это дает возможность утверждать, что образование, наука, искусство, театр, бытовая культура связаны с языковым воспитанием. Все сферы общественной жизни охвачены языком. Понятие материальной и духовной культуры формируются в языке, причем человек выступает не только субъектом, создающим эти понятия, но и объектом, на котором сказывается действие языкового мышления, в широком смысле — языковой культуры. Культура языка призвана оценивать уместность или неуместность, целесообразность использования различных средств языкового выражения. Она выступает тем чувствительным инструментом, что первым замечает новые явления в лексике, фразеологии, грамматике, подсказывает говорящим стилистическую окраску языковых форм, предупреждает о потере словом его информативного и эмоционального заряда.
Ослабление связей с культурой своего социума, потеря его языка, пренебрежение его обычаями негативно сказывается на самооценке поступков индивидуума, на его отношении к соотечественникам, к результатам коллективной и индивидуальной деятельности. Следовательно, духовная культура крепкими, хотя и невидимыми нитями связана с материальной культурой.
Очевидно, что если люди стремятся установить цивилизованные отношения между государствами, то недостаточно одних заявлений об этом. Нужно, прежде всего, быть цивилизованными людьми, а первым проявлением этого и есть культура общения. А потому семья, учебно-воспитательные и культурно-образовательные учреждения должны, формируя личность, развивать в ней такие морально-психологические качества как внимательность, отзывчивость, умение видеть моральную сторону своих и чужих действий и поступков, выдержка, владение собой, способность сдерживать негативные эмоции, умение общаться и слушать другого человека, предвидеть возможные последствия своих слов, действий, поступков.
Нам представляется, что культура и искусство общения — это не самоцель, а драгоценное достояние человека. Это средство духовного развития и совершенствования личности, которая стремится к ощущению собственного достоинства. Обретение человеком навыков культуры общения решит многие проблемы межличностных, межнациональных взаимоотношений, а также общества в целом.
Более того, язык — это лучшее средство взаимных отношений отдельных лиц между собой, средство их духовного объединения и взаимного влияния. Без языка нет народности, родной язык лучше всего отражает в себе мысли и чувства отдельного человека, общества, всего народа. В языке, его истории, развитии и выработке отражаются первые признаки проявления самостоятельной духовной жизни отдельного общества. Главные индивидуальные признаки социума — это его язык, литература, искусство, песни, устное творчество.
Подытоживая, можно сделать вывод, что духовная жизнь общества является чрезвычайно важным элементом его жизнедеятельности, от оптимального процесса развития которого зависит его общий прогресс. Основным непосредственным субъектом духовной жизни общества, в частности духовной культуры, является человек, личность. Вся система целенаправленной деятельности социальных субъектов должна быть направлена на создание всесторонних условий для самореализации духовного потенциала человека, языковой культуры, творческой самореализации его сущностных сил, разнообразных жизненных проявлений, выработки новых духовных ориентиров. Сегодня культура и язык оказываются объединенными в области духовных ценностей каждого человека и всего общества. Пожалуй, никто не будет отрицать, что в культуре языка проявляются отчетливые признаки духовности личности и общества.
Литература:
1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. — М.: Русские словари, 1996. — 416 с.
2. Вепрева И. Языковая рефлексия в постсоветскую епоху / И. Вепрева. — М.: Олма пресс, 2005. — 384 с.
3. Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию / Вильгельм фон Гумбольдт; [Пер. с нем. / Общ. ред. Г. В. Рамишвили; Послесл. А. В. Гулыги и В. А. Звегинцева]. — М.: «Прогресс», 2000. — 400 с.
4. Карасик В. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. Карасик. — Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с.
5. Кукушкина Е. Познание, язык, культура / Е. Кукушкина. — М.: МГУ, 1984. — 263 с.
6. Маврина И. Социальность современного образования / И. Маврина. — Омск: Издательство ОмГПУ, 2000. — 182 с.
7. Потебня A. A. Мысль и язык / A. Потебня. — М.: Лабиринт, 1999. — 300 с.