В статье описано значение использования документов на уроках истории. Организация работы по формированию исследовательской деятельности учащихся в значительной степени связана с изучением письменных источников. Документы оживляют рассказ учителя, формируют представление о том или ином событии, отражают дух далекой эпохи, делают более убедительными выводы.
Ключевые слова:документы, источники.
Изучение различных исторических источников, документов — одно из важнейших условий выполнения целей школьного курса истории. Современный урок невозможно представить без аналитической работы с источниками. Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей; развить мышление учащихся, научить самостоятельно, делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности.
Общеизвестно, что исторические источники — это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших факты, свершившиеся события. Чем шире, разнообразнее источниковедческая база, тем достовернее будет представлена картина прошлого.
Самостоятельная работа учащихся с источниками знаний является более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами. Целесообразно использовать систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый. Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения [1,c.12].
Организация работы по формированию исследовательской деятельности учащихся в значительной степени связана с изучением письменных источников. Документы оживляют рассказ учителя, формируют представление о том или ином событии, отражают дух далекой эпохи, делают более убедительными выводы. Работа с источниками — это самостоятельный поиск нового знания, сопровождающийся активизацией мыслительных процессов и воображения (при соответствующей организации учебной деятельности). Каждый параграф учебника и поурочная разработка в пособии дополнены текстами письменных источников, которые можно использовать на разных этапах урока. Учитель обращается к комментированию документа, привлекая к этому и шестиклассников. Вместе с тем целесообразно предлагать учащимся самостоятельную работу с документами, предварительно сообщив им перечень вопросов или заданий. Набор документов учитель, исходя из возможностей класса, отдельных учащихся, может определить самостоятельно. Изложение нового материала можно полностью спланировать на документальном материале, использовании карт и иллюстраций, не обращаясь к тексту учебника. Можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучить параграф (исходя из имеющегося документального материала у учителя) не по учебнику, а с помощью других источников информации: карт и документов. Ребята смогут оказаться в роли ученого-историка, кропотливо восстанавливающего прошлое по отдельным фрагментам. Работа с фрагментами из монографий, мемуарной, научной, научно-популярной и художественной литературы требует разнообразия приемов: сопоставительный анализ, определение общих и особенных черт событий, явлений, поступков, суждений.
При изучении истории большую роль играет работа с историческими источниками. Источники значительно расширяют круг социальной информации, служат основной для развития познавательной активности учащихся. Но практика показала, что на уроках чаще всего используются письменные источники, реже визуальные и вещественные.
Работа с вещественными источниками отражает деятельный подход и позволяет реализовать потребность в физическом движении (потрогать руками), усиливает познавательный интерес, помогает оптимизировать работу с историческими понятиями.
Как показывает опыт, на уроках истории используются фрагменты глиняной керамики, монеты, денежные облигации, ордена, медали и так далее. Хотя эти предметы не схожи между собой, схема работы одинакова почти во всех случаях. Сначала изучается физические характеристики предмета: форма, размеры, вес, цвет материал, из которого он изготовлен. Все это позволяет судить о технологии и времени изготовления предмета. Затем учащиеся формируют вопросы и предложения относительно назначения предмета и его практической ценности. Ведь очень важно понять, в чем состояла полезность вещи для современников и в чем ее ценность для нас.
Например, старая монета была полезна нашим предкам, потому что она имела определенную покупательную способность. Для нас она важна тем, что позволяет судить о жизни людей в прошлом [3,c.25].
Таким образом, работа с вещественными источниками позволяет учащимся судить о занятиях, об особенностях быта, о традициях наших предков помогает понять как они мысли, что считали для себя самым важным. На уроках истории для создания зрительного образа часто используются визуальные источники (картины, рисунки, плакаты, фотографии). В учебной деятельности визуальные источники выступают носителями новых исторических знаний. Кроме того, они выполняют функции иллюстрирования теоретического материала, актуализации знаний, их закрепления и проверки, формируют эмоциональный компонент процесса обучения.
Работа с визуальными источниками имеет свои особенности.
При изучении данных источников можно выделить такие этапы, как идентификация, понимание, интерпретация, оценка.
На первом этапе идентификации учащиеся определяют:
1. Что это за источник?
2. Кто его автор?
3. Когда, где и в связи, с чем был создан источник?
4. Какую цель ставил перед собой автор источника при его составлении?
Второй этап — понимание источника, подразумевает установление взаимосвязи между происходившими историческими событиями и степенью отражения их источником.
Учащимся важно понять:
1. Какие важные исторические факты получили отражение в источнике?
2. Был ли автор свидетелем происходивших событий?
3. Каково отношение автора к изображенным событиям?
4. Третий этап интерпретации источника, предполагает осознание целевых установок автора.
Здесь необходимо выяснить:
1. Какую цель ставил автор, создавая изображение?
2. Какие приемы использовал автор, чтобы достичь своей цели? Насколько ему это удалось?
На четвертом этапе оценки источника учащимся надо определить:
1. В чем ценность и ограниченность источника? (То есть, на какие исторические вопросы помогает ответить источник, на какие нет).
2. Какова степень достоверности источника?
Таким образом, использование на уроках истории вещественных и визуальных источников активизирует познавательную деятельность учащихся, учит их мыслить, рассуждать, извлекать информацию, обогащает представления учащихся о событиях прошлого.
Желаемый уровень для выпускника основной школы (9-й класс) предусматривает творческий характер работы с документами:
- Уметь отбирать необходимый материал из нескольких документов для самостоятельного решения учебной задачи.
- Уметь сопоставлять исторический документ с другими историческими источниками.
- Уметь сопоставлять исторические документы, отражающие различные взгляды на одно и то же событие.
- Уметь выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в историческом документе.
- Уметь извлекать из нескольких исторических документов необходимую информацию, обобщать и анализировать ее.
- Уметь свободно оперировать информацией, добытой в результате анализа нескольких исторических документов.
Добиться сформированности перечисленных навыков можно лишь с помощью кропотливой и систематической работы, начиная с элементарного анализа, постепенно расширяя и усложняя его. Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. При обучении этому необходимо учитывать требования поэтапного формирования учебно-познавательных умений. Целесообразно выделить три уровня в работе: воспроизводящий, преобразующий и творчески-поисковый [2,c.57].
Так, на воспроизводящем уровне я предлагаю учащимся выписать основные понятия, определения, выводы из источника, ответить на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнить таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа; составить простой план по известному ученикам типу и т. д.
На преобразующем уровне задания включают в себя рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, синтезом положения источника с другим теоретическим материалом, идеями других источников, самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и включение их в свой рассказ; составление развёрнутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; подготовка небольших рефератов, докладов и прочее.
На творческо-поисковом уровне даются творческие, проблемные и познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, идей нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составления сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисково-исследовательской деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определённой теме, написание рецензии, эссе и прочее.
В современной методике преподавания предмета существует немало приёмов анализа письменных источников. В своей работе я стараюсь придерживаться схемы анализа исторических документов, которая может варьироваться в зависимости от поставленных задач, возраста учащихся.
Схема достаточно объемна по своему содержанию, поэтому использовать её фрагменты можно в разных классах при работе с различными документами. Кроме этого, мной была разработана памятка для анализа письменного документа. В ней в доступной форме говорится, как нужно работать с источником. Очень удобно располагать её в кабинете истории — ученики всегда могут ей воспользоваться.
Итак, современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Как и большинство учителей-историков, я за годы работы сумела создать свой собственный «архив», который представляет собой документально-методический комплекс, содержащий различный набор исторических документов, объединенных тематически. Подбор источников ведется таким образом, чтобы они отражали различные взгляды на проблему. Значительную часть документов можно отыскать в сети Интернет, хрестоматиях, архивах.
Литература:
1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М.: Просвещение, 2007 г.
2. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. М.: Владос, 2006 г.
3. Кулакова Н. И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории. ПИШ № 8, 2005 г.
4. Стапанищев А. Т. Методический справочник учителя истории. М.: Владос, 2007 г.
5. Степанищев А. Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. М.: Дрофа, 1999 г.