На современном этапе развития экономики существует множество способов сохранения своих сбережений, а также их приумножения. Но каждый из существующих способов имеет как значительные преимущества для инвесторов, так и существенные недостатки. Существует такая альтернатива привычным для всех инвестициям, как структурный (структурированный) продукт, своеобразный финансовый инструмент, который имеет значительно низкую степень риска и зачастую более высокую доходность. Такой «продукт» непосредственно релевантен к банкам, инвестиционным компаниям, а также к фондовому рынку.
Среди российских инвесторов структурные продукты стали популярны сравнительно недавно. Как известно, впервые данные финансовые инструменты были размещены на внутренних биржах Соединенных Штатов Америки в 1969 году, однако более широкое распространение на рынках США и Европы структурированные продукты получили только в 1980–1990-х годах. [1] Такая новизна еще раз подтверждает актуальность данного исследования.
В настоящее время существует множество как зарубежных, так и российских компаний и банков, предлагающих инвесторам различные виды структурных продуктов. Следовательно, целью данного исследования будет рассмотрение разнообразия этих финансовых инструментов и как следствие их классификация, позволяющая обобщить варианты выбора структурированных продуктов. Для достижения этой цели, в первую очередь, необходимо рассмотреть саму суть, заложенную в понятие «структурный продукт».
Структурный продукт по сути своей является сложным, комплексным финансовым инструментом. Вследствие этого, а также своей новизны, в науке не существует единого абсолютно точного определения данному понятию. Например, рассмотрим определение, представленное российским банком и по совместительству инвестиционной компанией «БКС Премьер»: структурный продукт — современный инструмент инвестиций, сочетающий в себе комбинации двух независимых частей: доходная часть и защитная часть структурного продукта. [2] Согласно же инвестиционной компании «Проспект», структурный продукт — это удобный инструмент, дающий возможность инвестировать средства для получения заданного уровня доходности при ограниченном риске. [3]
Как видно из вышесказанного, структурный продукт включает в себя доходную и защитную части, которые позволяют инвесторам решить задачи и удовлетворить специфические потребности, которые не могли быть удовлетворены с помощью уже существующих финансовых инструментов. Поэтому перейдем к изучению каждой из этих составляющих. Доходная часть структурного продукта вкладывается в агрессивные инвестиционные инструменты, привязанные к «базовому активу», т. е. средства инвестируются в наиболее рисковые активы, но с потенциально высокой доходностью (акции, опционы, фьючерсы). Другая же, большая часть инвестиций, защитная часть, инвестируется в надёжные активы с заранее известной доходностью (депозит в банке, векселя, облигации). Следовательно, данный финансовый инструмент представляет собой своеобразное оптимальное соотношение, требуемое инвесторами: «риск-доходность».
Такое соотношение, безусловно, подразумевает наличие не только преимуществ, но и недостатков. Поэтому для того чтобы перейти к рассмотрению классификации структурных продуктов, необходимо выделить ряд их преимуществ и недостатков.
Таблица 1
Преимущества и недостатки структурных продуктов
Преимущества |
Недостатки |
1. Полностью контролируемая защита инвестиций (инвестор определяет самостоятельно, будет ли его капитал гарантировано защищен от убытков, либо он готов к контролируемому риску ради более высокой потенциальной доходности); |
Возможные риски: 1. Дефолт эмитента инструментов с фиксированной доходностью — наиболее существенный вид риска, поскольку может привести к потере всех инвестиций; 2. Волатильность; 3. Деривативные параметры — чувствительность деривативов к различным ценообразующим факторам; 4. Срок действия продукта — длинный временной горизонт повышает неопределенность как в отношении самого актива, так и в отношении эмитента; 5. Риск недополученной доходности — в случае падения котировок базового актива инвестор имеет право получить лишь первоначально вложенную сумму; 6. Ликвидность. |
2. Тонкая настройка продукта под задачи инвестора (сроки, пороговые значения, базовый актив); |
|
3. Не требуется опыт инвестирования. (портфель инвестиций подбирается совместно с финансовым советником инвестора и фиксируется на весь срок действия структурного продукта); |
|
4. Возможность зарабатывать не только на растущих рынках; |
|
5. Высокий потенциал доходности. (структурные продукты предоставляют возможность получения доходности в среднем выше, чем банковские вклады). |
[2], [4]
Как видно из приведенных выше достоинств и недостатков структурированных продуктов, инвестор вправе выбрать идеальное и предпочтительное для него соотношение доходности и риска. Именно поэтому в силу наличия такого многообразия различных сочетаний параметров рассматриваемого финансового инструмента, становится возможным провести его классификацию, опираясь на различные критерии, заданные инвесторами.
Таблица 2
Классификация структурных продуктов
Критерий выбора |
Возможные варианты и их описание |
1. Цели и задачи клиентов (инвесторов); |
- Защита сбережений; - Получение инвестиционного дохода; - Хеджирование рисков; - Увеличение прогнозируемости денежных потоков бизнеса; - Диверсификация вложений; - Покупка или короткая продажа активов с использованием финансового рычага; - Повышение отдачи инвестиций; - Оптимизация налогооблагаемой базы; - Получение доступа на рынки зарубежных активов; - Вложение в производные базовые активы (волатильность, корреляция); |
2. Основные компоненты структурированных продуктов |
- Инструменты с фиксированным доходом (Fixed income); - Производные и синтетические продукты; - Инструменты, привязанные к курсам валют (Foreign exchange); - Инструменты, привязанные к собственному капиталу (Equity-linked); - Товарные контракты (Commodities); - Инфляционные продукты (Inflation-linked); - Процентные ставки (Interest rates); - Нефинансовые составляющие; |
3. Благоприятные для инвестора рыночные тенденции |
- Рост котировок (Bullish); - Снижение котировок (Bearish); - Боковой тренд (Flat); - Высокая волатильность на рынке без определенного движения цен составляющих; - Низкая волатильность; - Движение котировок относительно других котировок (Relative trade); |
4. Уровень допустимого риска |
- 100-процентная гарантия возврата капитала (100 % Capital protection); - Частичная гарантия возврата вложений; - Гарантия возврата капитала отсутствует или является условной; |
5. Форма выпуска |
- Облигация; - ОФБУ; - Структурированная нота; - Договор доверительного управления; - Вексель; - Депозит; - Фондовый пай; - Создание продукта в рамках брокерского соглашения; |
6. Наличие дополнительных условий |
- Барьер; - Частота мониторинга котировок; - Диапазон участия; |
[1]
Представленная здесь таблица составлена на основе материалов, содержащихся в книге «Новая культура инвестирования или Структурированные продукты», авторами которой являются председатель совета директоров Инвестиционной Группы «Норд-Капитал» Яков Шляпочник и управляющий директор департамента управления активами Геннадий Сорокопуд. Но в своей книге они обобщили лишь возможные варианты и предпочтения, возникающие у инвесторов при выборе структурных продуктов, как современного инновационного средства сбережения и преумножения своего капитала на современном рынке.
Поэтому далее, обобщив приведенные выше критерии и проанализировав предложения инвестиционных компаний по выбору структурированных продуктов, представляется возможность составить наиболее популярные и общие сочетания, из которых состоят рассматриваемые финансовые инструменты, то есть наиболее обобщенную классификацию существующих структурированных продуктов.
Таблица 3
Обобщенная классификация структурных продуктов
Вид структурного продукта |
Подробное описание |
Продукт с полной защитой |
Обеспечивается 100 % защита вложенного капитала. При благоприятном росте базового актива инвестор получит дополнительный доход, в противном случае — возвращает вложенный капитал. Является альтернативой банковского депозита. |
Продукт с частичной защитой |
Рассчитан на инвесторов, готовых к риску небольшой части базового актива. При благоприятном росте базового актива доход будет значительно выше, чем в продукте с полной защитой, в обратной ситуации — инвестор получит сумму защищенной части (90–98 % от вложенной суммы). |
Продукт с условной защитой |
Как правило, делится на два вида: 1. Двойной доход — возможность получить двойной доход, если значение базового актива будет находиться в выбранном инвестором интервале на момент окончания срока действия продукта. 2. С премией — позволяет получить высокую доходность за короткий срок при любом возможном сценарии, кроме резкого снижения. |
Продукт с доходом по акциям |
Предназначен для инвесторов, уже имеющих в своем портфеле пакет акций. |
Продукт с мультивалютной комбинацией |
Инвестор может выбрать комбинацию валют, которая ему подходит наилучшим образом, исходя из своих требований и возможностей. Но при этом принимая на себя риск валютных колебаний. |
Но стоит отметить, что на сегодняшний день каждая инвестиционная компания или банки предлагают свои комбинации структурных продуктов, с которыми потенциальные инвесторы могут ознакомиться самостоятельно на официальных сайтах компаний или же проконсультировавшись со специалистами, заведующими данным направлением.
Теперь, составив обобщенную классификацию структурных продуктов, можно дать ему более подробное и точное определение:
Структурный продукт — это современный финансовый инструмент, сочетающий в себе разные виды активов (ценные бумаги, сырье, валюта, погода и электроэнергия) и соответствующий всевозможным предпочтениям и пожеланиям инвесторов, при этом позволяющий регулировать доходность, риски и сроки инвестирования.
Проведя анализ и ознакомившись с сутью структурных продуктов, становится очевидным тот факт, что благодаря своим двум составляющим структурные продукты позволяют инвестору зачастую заработать значительно больше по сравнению с банковским вкладом, но при этом гарантируют полную или частичную защиту капитала.
В результате проводимого исследования были рассмотрены различные аспекты и составляющие структурных продуктов, которые впоследствии поспособствовали составлению классификации нового вида инструмента и предложено наиболее общее определение структурированного продукта. Ограниченность информации о данном инструменте в настоящее время обуславливается новизной и слабой популярностью на российском инвестиционном рынке, поэтому данная тема весьма актуальна и требует дальнейших исследований и популяризации.
Литература:
1. Сорокопуд Г. Б., Шляпочник Я. Новая культура инвестирования или Структурированные продукты. — М.: Эксмо, 2010. — 98с.
2. Структурные продукты // БКС Премьер. [Электронный ресурс].URL: http://bcspremier.ru/investment/struct_product/about (дата обращения 20.03.2014).
3. Структурные продукты: доступ к новым стратегиям // Инвестиционная компания Проспект. [Электронный ресурс].URL: http://prsp.ru/articles/structure_products/ (дата обращения 20.03.2014).
4. Структурированный продукт // Википедия. [Электронный ресурс].URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Структурированный_продукт (дата обращения 20.03.2014).