Классификация структурных продуктов на российском рынке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 11.04.2014

Статья просмотрена: 1911 раз

Библиографическое описание:

Антонова, И. С. Классификация структурных продуктов на российском рынке / И. С. Антонова, Е. С. Коптелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 240-243. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10150/ (дата обращения: 16.11.2024).

На современном этапе развития экономики существует множество способов сохранения своих сбережений, а также их приумножения. Но каждый из существующих способов имеет как значительные преимущества для инвесторов, так и существенные недостатки. Существует такая альтернатива привычным для всех инвестициям, как структурный (структурированный) продукт, своеобразный финансовый инструмент, который имеет значительно низкую степень риска и зачастую более высокую доходность. Такой «продукт» непосредственно релевантен к банкам, инвестиционным компаниям, а также к фондовому рынку.

Среди российских инвесторов структурные продукты стали популярны сравнительно недавно. Как известно, впервые данные финансовые инструменты были размещены на внутренних биржах Соединенных Штатов Америки в 1969 году, однако более широкое распространение на рынках США и Европы структурированные продукты получили только в 1980–1990-х годах. [1] Такая новизна еще раз подтверждает актуальность данного исследования.

В настоящее время существует множество как зарубежных, так и российских компаний и банков, предлагающих инвесторам различные виды структурных продуктов. Следовательно, целью данного исследования будет рассмотрение разнообразия этих финансовых инструментов и как следствие их классификация, позволяющая обобщить варианты выбора структурированных продуктов. Для достижения этой цели, в первую очередь, необходимо рассмотреть саму суть, заложенную в понятие «структурный продукт».

Структурный продукт по сути своей является сложным, комплексным финансовым инструментом. Вследствие этого, а также своей новизны, в науке не существует единого абсолютно точного определения данному понятию. Например, рассмотрим определение, представленное российским банком и по совместительству инвестиционной компанией «БКС Премьер»: структурный продукт — современный инструмент инвестиций, сочетающий в себе комбинации двух независимых частей: доходная часть и защитная часть структурного продукта. [2] Согласно же инвестиционной компании «Проспект», структурный продукт — это удобный инструмент, дающий возможность инвестировать средства для получения заданного уровня доходности при ограниченном риске. [3]

Как видно из вышесказанного, структурный продукт включает в себя доходную и защитную части, которые позволяют инвесторам решить задачи и удовлетворить специфические потребности, которые не могли быть удовлетворены с помощью уже существующих финансовых инструментов. Поэтому перейдем к изучению каждой из этих составляющих. Доходная часть структурного продукта вкладывается в агрессивные инвестиционные инструменты, привязанные к «базовому активу», т. е. средства инвестируются в наиболее рисковые активы, но с потенциально высокой доходностью (акции, опционы, фьючерсы). Другая же, большая часть инвестиций, защитная часть, инвестируется в надёжные активы с заранее известной доходностью (депозит в банке, векселя, облигации). Следовательно, данный финансовый инструмент представляет собой своеобразное оптимальное соотношение, требуемое инвесторами: «риск-доходность».

Такое соотношение, безусловно, подразумевает наличие не только преимуществ, но и недостатков. Поэтому для того чтобы перейти к рассмотрению классификации структурных продуктов, необходимо выделить ряд их преимуществ и недостатков.

Таблица 1

Преимущества и недостатки структурных продуктов

Преимущества

Недостатки

1.                  Полностью контролируемая защита инвестиций (инвестор определяет самостоятельно, будет ли его капитал гарантировано защищен от убытков, либо он готов к контролируемому риску ради более высокой потенциальной доходности);

Возможные риски:

1.                  Дефолт эмитента инструментов с фиксированной доходностью — наиболее существенный вид риска, поскольку может привести к потере всех инвестиций;

2.                  Волатильность;

3.                  Деривативные параметры — чувствительность деривативов к различным ценообразующим факторам;

4.                  Срок действия продукта — длинный временной горизонт повышает неопределенность как в отношении самого актива, так и в отношении эмитента;

5.                  Риск недополученной доходности — в случае падения котировок базового актива инвестор имеет право получить лишь первоначально вложенную сумму;

6.                  Ликвидность.

2.                  Тонкая настройка продукта под задачи инвестора (сроки, пороговые значения, базовый актив);

3.                  Не требуется опыт инвестирования. (портфель инвестиций подбирается совместно с финансовым советником инвестора и фиксируется на весь срок действия структурного продукта);

4.                  Возможность зарабатывать не только на растущих рынках;

5.                  Высокий потенциал доходности. (структурные продукты предоставляют возможность получения доходности в среднем выше, чем банковские вклады).

 [2], [4]

Как видно из приведенных выше достоинств и недостатков структурированных продуктов, инвестор вправе выбрать идеальное и предпочтительное для него соотношение доходности и риска. Именно поэтому в силу наличия такого многообразия различных сочетаний параметров рассматриваемого финансового инструмента, становится возможным провести его классификацию, опираясь на различные критерии, заданные инвесторами.

Таблица 2

Классификация структурных продуктов

Критерий выбора

Возможные варианты и их описание

1.                  Цели и задачи клиентов (инвесторов);

-           Защита сбережений;

-           Получение инвестиционного дохода;

-           Хеджирование рисков;

-           Увеличение прогнозируемости денежных потоков бизнеса;

-           Диверсификация вложений;

-           Покупка или короткая продажа активов с использованием финансового рычага;

-           Повышение отдачи инвестиций;

-           Оптимизация налогооблагаемой базы;

-           Получение доступа на рынки зарубежных активов;

-           Вложение в производные базовые активы (волатильность, корреляция);

2.                  Основные компоненты структурированных продуктов

-           Инструменты с фиксированным доходом (Fixed income);

-           Производные и синтетические продукты;

-           Инструменты, привязанные к курсам валют (Foreign exchange);

-           Инструменты, привязанные к собственному капиталу (Equity-linked);

-           Товарные контракты (Commodities);

-           Инфляционные продукты (Inflation-linked);

-           Процентные ставки (Interest rates);

-           Нефинансовые составляющие;

3.                  Благоприятные для инвестора рыночные тенденции

-           Рост котировок (Bullish);

-           Снижение котировок (Bearish);

-           Боковой тренд (Flat);

-           Высокая волатильность на рынке без определенного движения цен составляющих;

-           Низкая волатильность;

-           Движение котировок относительно других котировок (Relative trade);

4.                  Уровень допустимого риска

-           100-процентная гарантия возврата капитала (100 % Capital protection);

-           Частичная гарантия возврата вложений;

-           Гарантия возврата капитала отсутствует или является условной;

5.                  Форма выпуска

-           Облигация;

-           ОФБУ;

-           Структурированная нота;

-           Договор доверительного управления;

-           Вексель;

-           Депозит;

-           Фондовый пай;

-           Создание продукта в рамках брокерского соглашения;

6.                  Наличие дополнительных условий

-           Барьер;

-           Частота мониторинга котировок;

-           Диапазон участия;

 [1]

Представленная здесь таблица составлена на основе материалов, содержащихся в книге «Новая культура инвестирования или Структурированные продукты», авторами которой являются председатель совета директоров Инвестиционной Группы «Норд-Капитал» Яков Шляпочник и управляющий директор департамента управления активами Геннадий Сорокопуд. Но в своей книге они обобщили лишь возможные варианты и предпочтения, возникающие у инвесторов при выборе структурных продуктов, как современного инновационного средства сбережения и преумножения своего капитала на современном рынке.

Поэтому далее, обобщив приведенные выше критерии и проанализировав предложения инвестиционных компаний по выбору структурированных продуктов, представляется возможность составить наиболее популярные и общие сочетания, из которых состоят рассматриваемые финансовые инструменты, то есть наиболее обобщенную классификацию существующих структурированных продуктов.

Таблица 3

Обобщенная классификация структурных продуктов

Вид структурного продукта

Подробное описание

Продукт с полной защитой

Обеспечивается 100 % защита вложенного капитала. При благоприятном росте базового актива инвестор получит дополнительный доход, в противном случае — возвращает вложенный капитал. Является альтернативой банковского депозита.

Продукт с частичной защитой

Рассчитан на инвесторов, готовых к риску небольшой части базового актива. При благоприятном росте базового актива доход будет значительно выше, чем в продукте с полной защитой, в обратной ситуации — инвестор получит сумму защищенной части (90–98 % от вложенной суммы).

Продукт с условной защитой

Как правило, делится на два вида:

1. Двойной доход — возможность получить двойной доход, если значение базового актива будет находиться в выбранном инвестором интервале на момент окончания срока действия продукта.

2. С премией — позволяет получить высокую доходность за короткий срок при любом возможном сценарии, кроме резкого снижения.

Продукт с доходом по акциям

Предназначен для инвесторов, уже имеющих в своем портфеле пакет акций.

Продукт с мультивалютной комбинацией

Инвестор может выбрать комбинацию валют, которая ему подходит наилучшим образом, исходя из своих требований и возможностей. Но при этом принимая на себя риск валютных колебаний.

Но стоит отметить, что на сегодняшний день каждая инвестиционная компания или банки предлагают свои комбинации структурных продуктов, с которыми потенциальные инвесторы могут ознакомиться самостоятельно на официальных сайтах компаний или же проконсультировавшись со специалистами, заведующими данным направлением.

Теперь, составив обобщенную классификацию структурных продуктов, можно дать ему более подробное и точное определение:

Структурный продукт — это современный финансовый инструмент, сочетающий в себе разные виды активов (ценные бумаги, сырье, валюта, погода и электроэнергия) и соответствующий всевозможным предпочтениям и пожеланиям инвесторов, при этом позволяющий регулировать доходность, риски и сроки инвестирования.

Проведя анализ и ознакомившись с сутью структурных продуктов, становится очевидным тот факт, что благодаря своим двум составляющим структурные продукты позволяют инвестору зачастую заработать значительно больше по сравнению с банковским вкладом, но при этом гарантируют полную или частичную защиту капитала.

В результате проводимого исследования были рассмотрены различные аспекты и составляющие структурных продуктов, которые впоследствии поспособствовали составлению классификации нового вида инструмента и предложено наиболее общее определение структурированного продукта. Ограниченность информации о данном инструменте в настоящее время обуславливается новизной и слабой популярностью на российском инвестиционном рынке, поэтому данная тема весьма актуальна и требует дальнейших исследований и популяризации.

Литература:

1.         Сорокопуд Г. Б., Шляпочник Я. Новая культура инвестирования или Структурированные продукты. — М.: Эксмо, 2010. — 98с.

2.         Структурные продукты // БКС Премьер. [Электронный ресурс].URL: http://bcspremier.ru/investment/struct_product/about (дата обращения 20.03.2014).

3.         Структурные продукты: доступ к новым стратегиям // Инвестиционная компания Проспект. [Электронный ресурс].URL: http://prsp.ru/articles/structure_products/ (дата обращения 20.03.2014).

4.         Структурированный продукт // Википедия. [Электронный ресурс].URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Структурированный_продукт (дата обращения 20.03.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): продукт, Структурный продукт, инвестор, базовый актив, высокая доходность, защитная часть, инвестиционная компания, инструмент, обобщенная классификация, благоприятный рост.


Задать вопрос