В статье рассматриваются: ступени многоуровневой системы военно-профессионального образования и их характеристика, особенности вузовской подготовки, этапы формирования ценностно-смыслового отношения и условия их реализации, принципы разработки модели специалиста.
Ключевые слова: ступени военно-профессионального образования, особенности, этапы, условия, задачи, принципы, ценностно-смысловое отношение, военная служба.
Формирование ценностно-смыслового отношения к военной службе, осмысление и глубокое понимание этого отношения курсантами всегда происходит на основе приобретения определенных знаний и сопровождается качественными изменениями структуры личности, поэтому очень важно иметь возможность не только получать эти знания, но чувствовать и переживать их.
Многоуровневая система военно-профессионального образования начинается на первой ступени, которая соответствует профориентации в кадетских корпусах, суворовских и нахимовских школах и т. д. Это этап первичной допрофессиональной ориентации. Он основан на введении в профессию и максимальном использовании потенциала базовых дисциплин, когда определяется склонность личности к той или иной деятельности, при которой дается возможность ощутить и прочувствовать себя в выбранной стезе. На данной ступени в основном происходит развитие когнитивной сферы личности.
Вторая ступень — вузовская. Она, в силу специфики профессионального образования курсантов, предоставляет возможность для получения обучаемыми высшего гражданского образования и среднего специального военно-профессионального образования. Весь учебный процесс военного института ориентирован на получение конкретной профессиональной подготовки, а применительно к нашему исследованию на углубление когнитивной и развитие эмоционально-чувственной и мотивационной сфер личности. Существующая система институтской подготовки имеет в военных вузах две особенности. Первая особенность состоит в сочетании специального и гражданского образования при доминировании первого. Приоритет командно-приказной системы организации учебного процесса, в том числе и в гражданских дисциплинах, в значительной степени затрудняет формирование (развитие) творческих способностей личности, подавляет ее инициативу как самой приказной системой, так и непререкаемым авторитетом командира — (принцип «единоначалия»). Это может привести к снижению самооценки личности, понимания собственной значимости и степени личной ответственности, к снижению активности личности и уровня инициативы курсанта. Пассивное поведение на занятиях и при выполнении служебных обязанностей, нежелание затрачивать интеллектуальные и физические силы в процессе обучения, отсутствие ценностно-смыслового отношения к военной службе, познавательного интереса к учебе, традициям, ритуалам и символам русской армии — часто встречающиеся характеристики курсантов.
Вторая особенность — насыщенность образовательного процесса специальными дисциплинами, целенаправленность содержания военного образования в соответствии со спецификой профессиональной деятельности и явный недостаток в них информации, которая бы освещала роль и значение воинских традиций в жизни армии и общества, что в значительной степени затрудняет расширение культурного кругозора курсанта, формирование его ценностного сознания, понимание глубокого смысла их соблюдения и преумножения в профессиональной деятельности как во время обучения в военном вузе, так и в дальнейшей службе в войсках.
Третья ступень — практическая. После окончания военного вуза офицеры-специалисты направляются в воинские части и подразделения, где приобретают войсковой опыт военно-профессиональной деятельности и реализуют принятое для данной системы ценностно-смысловое отношение к военной службе. Эта ступень позволяет офицеру раскрыть себя в практической профессиональной деятельности, показать имеющийся потенциал, применить на практике полученные знания, навыки и умения, реализовать свои возможности, развивать прикладную сферу его личности. Практическая деятельность позволяет оценить подготовку офицера-специалиста к целостному осуществлению военно-профессиональной деятельности и определить индивидуальный характер его отношения к военной службе. Практическая ступень позволяет офицеру опробовать свои силы, определить слабые и сильные места в своей профессиональной подготовке и осуществлении служебно-боевой деятельности в контексте ценностно-смыслового отношения к военной службе.
В дальнейшем у офицера, есть возможность повышения своей квалификации и общего уровня специальных знаний во время обучения в академии. Это четвертая ступень в военно-профессиональной подготовке офицера. Причиной направления офицера в академию обычно является повышение профессиональной квалификации в связи с его возможным назначением на вышестоящую должность. Поступление офицера в академию не всегда является его стремлением повысить свой образовательный уровень, развить творческую индивидуальность и способности. В связи с этим, на данной ступени может существовать ряд проблем, таких как низкая инициатива и творческая активность офицеров, вызванная недостаточным учетом индивидуальных особенностей личности и отсутствием четкой направленности учебного процесса на их развитие. После завершения обучения офицеров в академии они опять направляются в воинские части, как правило, на вышестоящие должности, а их мировоззренческие позиции, убеждения, связаны с методологической рефлексией.
Формирование ценностно-смыслового отношения к военной службе представляет собой динамичный процесс, имеющий определенную логическую последовательность как по ступеням военно-профессионального образования, так и логику прохождения разных этапов внутри каждой ступени. В контексте нашего исследования, детального изучения требует анализ этапов формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе у курсантов военных вузов.
Исследователями разных направлений ценностно-смыслового отношения были сделаны попытки определения алгоритмов действий, обеспечивающих их эффективное формирование в военно-образовательном процессе. По аналогии с работой Орловой нами дифференцированы этапы формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе у курсантов военных вузов:
- на начальном диагностическом этапе определяется уровень имеющегося у курсанта ценностно-смыслового отношения к военной службе и потенциальные возможности личности в его реализации;
- на формирующем этапе происходит целенаправленное формирование ценностно-смыслового отношения у курсантов военных вузов к военной службе;
- на итогово-диагностическом этапе определяются и корректируются образовательные результаты.
Последовательность в формировании ценностно-смыслового отношения к военной службе позволяет на каждом этапе решить определенные задачи:
- на начально-диагностическом этапе — определить предрасположенность курсанта к выбранной профессии (склонности курсанта к анализу, синтезу, уровень его ценностного отношения, интуиции); гибкому совершенствованию и развитию в условиях быстро изменяющейся обстановки с учетом особенностей военно-профессиональной деятельности на основе ценностно-смыслового отношения к военной службе);
- на формирующем этапе — разработать проект, технологию формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе, осуществить его практическую реализацию;
- на итогово-диагностическом этапе — изучить динамику уровней ценностно-смыслового отношения к военной службе, произвести анализ полученного результата и его корректировку.
Н. С. Орлова выделяет три основных условия реализации у будущих офицеров принципа последовательности формирования ценностного отношения:
Первое условие — четкое соблюдение логики прохождения всех этапов, что позволит уровню, достигнутому на предшествующем этапе, предопределить возможность и обеспечить реализацию педагогического воздействия на последующих этапах с целью оптимального продвижения. Так, на первом начальном этапе военного образования следует давать такие задачи, которые позволили бы увидеть предрасположенность курсанта к военно-профессиональной деятельности с учетом ценностных ориентаций, накопленного субъектного опыта и сложившихся в коллективе отношений к военной службе. На этапе формирования эти задачи должны быть максимально конкретизированы, с тем, чтобы получить дифференцированную оценку курсанта, определяющую характер его отношения к воинским традициям. Наконец, на итоговом этапе следует оценить результат подготовки курсанта, скорректировать и определить соответствие его личностного уровня ценностно-смыслового отношения к военной службе эталонному.
Второе условие — определяется тем, что предлагаемые образовательные и профессиональные задачи должны быть доступны на каждом этапе непрерывного обучения и составлены так, чтобы их нужно было решать на разном уровне: от уровня здравого смысла до уровня ценностно-смыслового отношения к военной службе на основе высокого профессионализма. Единые требования к построению задач предполагают их определенную дифференциацию на всех этапах военного образования. Ведь только в этом случае можно будет с одной стороны увидеть сам процесс становления будущего офицера с высоким уровнем ценностно-смыслового отношения к военной службе, а с другой — раскрыть специфические способности образовательных и профессиональных задач на каждом отдельном этапе.
Третье условие — активизация личного интереса курсанта к военной службе на примере достижений и славных побед великих полководцев, заслуг и успехов прямых (непосредственных) командиров (начальников), курсантов старших курсов. Критериями контроля и оценки этих достижений будут являться результаты учебы и службы. Касательно формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе, помимо ответственности и личного интереса, можно выделить факторы, влияющие на направленность, способы и формы деятельности. К ним относятся, например, сложившиеся в системе военно-профессиональной деятельности: отношение к воинским традициям, их значимость как непосредственно в воинском коллективе, так в армии и обществе в целом [2].
Необходимость последовательности формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе у курсанта военного вуза логически обусловливает необходимость моделированияэтого процесса. Содержательное наполнение модели может быть осуществлено в соответствии с новыми квалификационными требованиями, предъявляемыми к уровню военно-профессиональной подготовки выпускников военных вузов, а также требованиями, которые будут предъявляться к ним в ближайшей перспективе службы в войсках. К таким квалификационным требованиям относятся:
- быть верным Военной присяге;
- беззаветно служить народу Российской Федерации;
- мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
- постоянно работать над совершенствованием своего профессионального, интеллектуального, духовного и нравственного уровня развития;
- владеть культурой мышления и речи;
- быть примером во всем для военнослужащих;
- быть дисциплинированным и бдительным;
- хранить государственную и военную тайну;
- способностью обладать необходимым уровнем физической подготовки для своевременного выполнения различных задач и др. [3].
В основе современных концепций разработки модели формирования ценностно-смыслового отношения лежит системный подход как общенаучный метод анализа всех факторов, влияющих на данный процесс их взаимодействия. В нашей модели связаны в единую систему все этапы формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе.
Требования, предъявляемые нами к разработанной модели, заключаются в следующем:
- компоненты модели должны целенаправленно и непосредственно влиять на эффективность формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе;
- реализация модели должна легко диагностироваться и контролироваться на всех этапах обучения в военном вузе;
- модель должна создавать возможности для активного вмешательства в процесс формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе с целью коррекции и формирования соответствующих компонентов.
В современной педагогической литературе представлен достаточно объемный материал по сущности и специфике особенностей моделирования. Исследования В. Н. Иванова, Е. И. Рогова и Б. Г. Туренко раскрывают структурные компоненты модели, соотношение качественных показателей в различных областях личностного развития и др. [1, 4, 5].
Б. Г. Туренко в своей работе предложил модель специалиста, отражающую две группы качеств: основные — коммуникативные и организаторские, формирующиеся в процессе обучения; обеспечивающие — характерологические качества, обосновывающие успешное формирование основных качеств [5].
Н. С. Орлова определяет следующие основополагающие принципы разработки модели любого специалиста:
- системности (определяется способностью системы сохранять свою целостность в процессе развития, вне зависимости от внешних факторов воздействия);
- развития (рассматривается как уникальное свойство, характеризующее процесс движения к качественно новому и объективно-необходимому состоянию, которое определено промежуточными и конечными целями);
- мобильности (основан на понимании того, что формирование ценностно-смыслового отношения к военной службе не одномерный акт, а последовательный процесс, занимающий значительный временной промежуток, и протекающий неравномерно; мобильность способствует максимальному приближению как самого процесса, так и полученного результата к ожидаемому);
- единства сознания и деятельности — отражает единство личности и деятельности и представляет собой основу для выбора главных составляющих модели будущего офицера-профессионала, т. е. ее структурных компонентов);
- интеграции (выступает как механизм отношений между всеми составляющими модели, подчеркивая ее целостность; интеграция создает форму всех процессуальных отношений между компонентами системы, осуществляемых на различных уровнях и определяет получение саморазвивающейся военно-профессиональной личности как результата этого отношения);
- динамичности (характеризует совокупность процессов целенаправленной подготовки и систему переходов от учебно-воспитательной деятельности курсантов к военно-профессиональной деятельности специалиста, т. е. от теории к практике на основе сформированного уровня ценностно-смыслового отношения к военной службе);
- индивидуализации (выражается в комплексном подходе с ориентацией на индивидуально-личностные качества; является интегративным критерием оценки результативности модели формирования ценностно-смыслового отношения, в котором отражаются все качественные характеристики профессионально-творческой, саморазвивающейся личности);
- прогнозирования развития специалиста (охватывает длительную перспективу становления и формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе в процессе профессионального роста и приобретения опыта профессиональной деятельности) [2].
Разработка модели формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе позволит четко структурировать основные компоненты педагогического процесса (программно-целевой; операционально-деятельностный; контрольно-оценочный), конкретизировать концептуальные основания взаимодействия с курсантами в данном направлении их личностного развития, дифференцировать параметральные характеристики интегративного личностного образования, обеспечивающего осознанное отношение к прерогативам профессиональной деятельности будущего офицера.
Литература:
1. Иванов В. Н. Моделирование педагогической деятельности //Высшее образование в России. -М., 1998. — № 2.
2. Орлова Н. С. Формирование ценностного отношения к природе в профессиональной подготовке офицеров-пограничников: Дис. док. пед. наук.- Калининград., 2006.
3. Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 03 августа 2012 года № 355 (Приложение № 1).
4. Рогов Е. И. Личность в педагогической деятельности. — Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1994.
5. Туренко Б. Г. Формирование кадров руководителей и специалистов управления: Дис. док. экон. наук.- Иркутск., 2007.