Сравнительный анализ государственных и образовательных программ Монголии по физическому воспитанию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 11.04.2014

Статья просмотрена: 1083 раза

Библиографическое описание:

Лхагвасурэнгийн, Алтанцэцэг. Сравнительный анализ государственных и образовательных программ Монголии по физическому воспитанию / Алтанцэцэг Лхагвасурэнгийн. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 526-532. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10213/ (дата обращения: 19.12.2024).

Введение. Любое общество по-своему ставило перед собой и решало задачи по формированию личности с правильным физическим развитием. Формирование личности во многом зависит от врождённых личностных качеств, личных интересов, прилагаемых ею усилий, а также от социальной и природной среды и от характера обучения и воспитания. Следует подчеркнуть, что на формирование личности весьма сильное влияние оказывает окружающая ее природно-социальная среда. Что касается Монголии, то климат в данной стране резкоконтинентальный, времена года на обширной территории весьма своеобразны. К социальной среде следует отнести условия трудовой и социальной жизни людей, их традиции и обычаи, морально-этические нормы, юридическо-правовые условия и др.

В соответствии с глобализирующейся мировой тенденцией в Монголии эффективно осуществляется реформа в системе образования, что находит своё отражение и в физкультурном образовании.

В законе Монголии «Об образовании» указывается следующее: «цель образования в Монголии заключается в формировании гражданина с соответствующим духовным, моральным и физическим потенциалом, неукоснительно почитающим принципы гуманизма, умеющим самостоятельно учиться, работать и жить». Для претворения в жизнь указанной в законе цели образования главную роль призвана сыграть дисциплина «Физическая культура». И поэтому с первых дней начала формирования в Монголии системы образования физическая культура становится одной из основных учебных дисциплин.

Обсуждение. В связи с политическими изменениями, происходившими в Монголии, менялось и физкультурное образование, что отражалось в содержании дисциплины «Физкультура». Рассмотрим особенности физкультуры в разные периоды, выделенные в соответствии с рисунком 1.

Рис. 1. Периодизация изменений учебных программ по физической культуре в школах Монголии (с 1911 г. по настоящее время)

1-й этап. В результате национально-освободительного движения 1911 года было сформировано Правительство Автономной Монголии во главе с Богдо-ханом, усилиями которого до 1924 года был принят и реализован ряд мер, направленных на развитие культуры и образования. Уже в 1911 году была создана первая школа.

В 1925 году в Монголии была разработана первая учебная программа по физической культуре, главное содержание которой было направлено на правильное развитие детского организма в целом. В этой программе отмечалось, что для укрепления здоровья человека важными являются чистый воздух, солнечные лучи и телесные движения, в связи с чем необходимо, чтобы учащиеся вне школы ходили организованным строем, играли в различного рода национальные игры, такие как национальная борьба, бег и т. д., а также в зарубежные игры (большой и маленький мяч) и осваивали физкультурную науку — гимнастику.

Так, в 1926 г. в дисциплину «Физическая культура» были включены гимнастические и легкоатлетические упражнения, критерии их оценки и, соответственно, нормы и нормативы их выполнения.

В 1930 г. утверждена экспериментальная учебная программа «Физическое образование» (постановление № 57 Правительства Монголии).

В 1936 г. возникла необходимость обновления программ по физкультуре в связи с утверждением нормативов «Готовы к обороне страны и промышленности». Поэтому в 1937 г. для 1–4 класса общеобразовательной средней школы Министерство народного образования разработало новую программу по физической культуре.

В программе представлены следующие нововведения: ̶ разделение учебных тем по частям; ̶ продолжительность урока — 50 минут;  ̶ содержание программы в соответствии с рисунком 2.

Рис. 2. Содержание учебной программы по физической культуре в общеобразовательных школах Монголии (с 1937 г.)

2-й этап. За период с 1940 по 1960 гг. программа по физической культуре была обновлена дважды. В соответствии с разработанной в 1940 году новой учебной программой темы были разбиты на учебные часы. Так, например, бег — 16 часов, прыжок в длину — 15 часов и т. д.

В 1950 г. была организована объединенная спартакиада столичных общеобразовательных средних школ, в рамках которой проводились соревнования по таким видам спорта, как легкая атлетика, настольный теннис, волейбол, футбол, баскетбол и т. д.

В 1957 г. содержание обновлённой в пятый раз учебной программы по физической культуре включило в себя нормативы к значку «Готов к труду и обороне» (ГТО), утверждённые в 1952 году.

Для каждого класса в учебном плане были отражены уроки физической культуры в соответствии с рисунком 3.

Рис. 3. Содержание дисциплины «Физкультура» в общеобразовательной школе Монголии (1940–1960 гг.)

Нормативы ГТО сыграли важную роль в улучшении физического воспитания учащихся общеобразовательных средних школ. Организованные в масштабе всей страны данные мероприятия оказали ощутимое влияние на реализацию содержания дисциплины «Физкультура». Утверждённая в 1957 г. программа в систематизированном виде включала в себя многочисленные виды физкультурных упражнений, установленные для каждого класса нормативы, которые были обязательны для выполнения учащимися, помимо этого, общим содержанием программы предусматривалось преподавание в каждом классе легкой атлетики, гимнастики и лыжной подготовки.

Программа по физической культуре данного периода по своему содержанию мало чемотличалась от соответствующей учебной программы для советских школ того времени.

3-й этап. С 1961 года была создана единая физкультурно-воспитательная система. В учебной программе, действовавшей в период с 1961 по 1990 гг., были чётко определены цель и задачи дисциплины «Физкультура и здоровье», ее содержание, методика преподавания, а также критерии оценок знаний учащихся.

С 1963–1964 учебного года на физкультуру выделили по 2 часа в неделю, что было прогрессивным явлением для того периода исторического развития.

В соответствии со стратегическими задачами социалистического строительства в нашей стране перед учреждениями народного образования неоднократно ставились важные задачи претворения в жизнь решений очередных съездов Монгольской народно-революционной партии (МНРП) и указаний программы партии о дальнейшем улучшении содержания и качества обучения в общеобразовательной средней школе. В связи с этим, в содержание учебной программы по физической культуре, которая является одной из основ развития организма и улучшения физической подготовленности учащихся, в 1962, 1963, 1968 и 1972 гг. были внесены соответствующие изменения и дополнения.

В содержание данных программ были внесены в основном следующие тематические группы:

-          для 1–4 классов: гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, лыжи, спортивные игры, режим дня;

-          для 5–10 классов: гимнастика, волейбол, лыжи, легкая атлетика, различные виды спортивных игр.

Начиная с этого времени, основное содержание учебной программы по физической культуре, главным образом, было акцентировано на развитие у учащихся силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, что имело важное значение в физическом воспитании подрастающего поколения.

4-й этап. В 1991 г. Великим Государственным Хуралом был принят пакет законов об образовании, что принесло образовательной системе страны значительные изменения. Система образования впервые признала существование частного сектора. С начала 1990-ых гг. в данную область начинают внедряться новые понятия, и естественно, новые термины, которые их обозначают. Так, например, появилось понятие и термин «куррикулум».

В первое время учёные по-разному толковали данное понятие, однако, сошлись в том, что это, в некотором роде, есть учебная программа.

Содержание стандартов было разделено на две категории (КАТ):  ̶ КАТ1 — движения;  ̶ КАТ2 — физические качества.

Понятие «цели и задачи» было заменено понятием «компетенции».

Между 1991–1998 годами данная дисциплина носила название «Физическая культура и здоровье».

В утверждённой в 1998 году учебной программе «Физкультура и здоровье» на изучение данной дисциплины во всех классах отводилось по 64 часа учебного времени, в связи с чем дисциплину «Здоровье» вели учителя-физкультурники.

Начиная с 1998–1999 учебного года, рассматриваемая программа стала называться «Ядровая программа по дисциплине «Физическая культура и здоровье»».

Учебная программа по физической культуре, утверждённая в 1998 году, была разработана таким образом, чтобы данную дисциплину изучали все учащиеся I, II и III медицинских категорий. Содержание же учебной программы учитывало особенности здоровья детей каждой группы, в связи с чем в нём были установлены начальный, средний и продвинутый уровни. В соответствии с законом об образовании содержание учебной программы по физической культуре включало в себя все мероприятия по укреплению здоровья и организма учащихся в комплексном виде.

Для того, чтобы систематически совершенствовать физический рост и развитие организма учащихся, в данную программу включены такие виды спорта как гимнастика, легкая атлетика, лыжи, волейбол, баскетбол, национальная борьба, футбол, художественные и танцевальные упражнения, аэробика, а также упражнения с гантелями и гирями.

Одной из особенностей новой учебной программы явилось также то, что 75 % всех уроков обязательны для преподавания, остальные же 25 % можно преподавать при помощи учебных материалов, которые разработаны самими учителями с учётом местных условий и возможностей, а также особенностей своей школы

С 2000 года в обучении физкультуре в детских садах, общеобразовательных средних школах и вузах происходили значительные изменения и преобразования.

С 2001 года разрабатывался новый стандарт по дисциплине «Физическая культура», в связи с чем вводятся такие новые термины как «стандарт по физкультурному образованию», «куррикулум», «тематическая разработка», «ядровая программа», «компетенция», «оценочный стандарт», «стандарт содержания», «методологическое развитие» и т. д.

В утверждённом в 2001 году «Стандарте по физкультурному образованию для начального и среднего образования» понятие «куррикулум» определялось как директивный документ, характеризующий систему деятельности, включающей в себя цели, задачи, содержание, методику и оценивание, определенные в соответствии с действующими образовательными стандартами. С другой стороны, куррикулум — это гибкий генеральный план руководства учебной деятельностью, который имеет органическую структуру.

В 2003 году завершилась разработка стандарта по физкультурному образованию, который в 2004 году официально издавался и начинал реализовываться в экспериментальном порядке.

Данный стандарт представлял собой документ, который не только перечислял перечень знаний и умений, которыми должны были овладеть учащиеся, но и определял минимальные требования к услугам, которые должны были оказываться в рамках привития физической культуры.

В связи с переходом общеобразовательной школы на 11-летнее обучение в 2005 году осуществлялось обновление стандарта по физкультурному образованию, в результате чего перешли к реализации отдельных стандартов для каждого образовательного уровня: начального, среднего и базового образования.

В 2005 г., исходя из стандарта дисциплины «Физкультура», учебного плана переходного периода, а также рамок содержания, был разработан куррикулум по физической культуре в строгом соответствии с таким опорным принципом физического воспитания, как поступательный прогресс от легкого к трудному, от простого к сложному. Программа также рекомендовала: для формирования у учащихся комплексных компетенций правильно и оптимально выбирать направленные на их развитие учебные методы, тренировочные упражнения, примерные задания и методику оценивания их умений и навыков. В программе указывалось, что годовой куррикулум, куррикулум по тематической группе, а также по самостоятельному уроку могут иметь составные части согласно рисунку 4.

Рис. 4. Структура куррикулума дисциплины «Физкультура» (2005 г.)

Цель уроков заключалась в улучшении физической подготовленности учащихся, привитии им координации движений и развитии их физических качеств.

Программа также диктовала, что содержание данной дисциплины должно состоять из деятельности, направленной на привитие учащимся технических действий по исполнению упражнений, преподаваемых в рамках категории «действия», и на развитие у них таких физических качеств, как скорость, сила, гибкость, смекалка и выносливость.

В том же году разрабатывался официальный документ под названием «Рамки содержания дисциплины «Физическая культура» для 11-летней школы», который был утвержден приказом директора Института образования при Министерстве образования, культуры и науки и внедрен в учебный процесс.

В связи с внесением Великим Государственным Хуралом Монголии некоторых дополнений и изменений в Закон об образовании с 2008–2009 учебного года общеобразовательная средняя школа перешла на 12-летнее обучение и дети в первый класс стали поступать с 6-летнего возраста. Новая правовая среда потребовала разработки новой экспериментальной учебной программы по физической культуре для учащихся 1 класса, т. е. для детей-шестигодников.

Когда в 2008 году средняя школа начала исторический переход на 12-летнее обучение, для каждого класса была разработана учебная программа по физической культуре, которая и в настоящее время придерживается в масштабе страны.

Самая последняя в хронологическом плане учебная программа по физической культуре была разработана в рамках работ по реализации решений Великого Государственного Хурала, принятых в 2006 году, о переводе общеобразовательной средней школы на систему 12-летнего обучения и данная программа начала действовать с 2010/2011 учебного года.

При обновлении содержания учебной программы по физической культуре, осуществленном в 2011 г., строго учитывались не только особенности происходившей в то время социально-экономической реформы, в том числе реформы в области образования, но и глобальные изменения, происходившие в научном и технологическом развитии страны. Поэтому для осуществления реформы в стандартах начального и среднего физкультурного образования предпринимались шаги следующего содержания. А именно:

–                     в рамках национальной программы повышения качества начального и среднего образования разрабатывался и реализовывался специальный проект;

–                     осуществлялась целенаправленная работа по разработке, экспериментированию и совершенствованию учебной программы для каждого класса общеобразовательной средней школы;

–                     установлены и разработаны рамки содержания учебной программы для каждого класса;

–                     с опорой на концепцию обновления стандартов и куррикулумов для начального и среднего образования вновь была определена концепция физкультурного образования.

Факторы, оказывающие влияние на реализацию содержания представлены на рисунке 5. Для полной и качественной реализации содержания обучения данные факторы следует учитывать в комплексном виде. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что фактически отсутствуют работы, в которых представлена целостная характеристика содержания физического воспитания в школе, его оздоровительное проявление и процедура реализации.

Рис. 5. Факторы, оказывающие влияние на содержание обучения

Использование физической культуры во всем многообразии ее оздоровительного потенциала до настоящего времени не получило полноценного отклика в научных исследованиях. В теории и практике физического воспитания недостаточно раскрыты содержательно-процессуальные возможности физической культуры, дифференцированный подход в физическом воспитании школьников с учетом их физкультурных, спортивных интересов, уровня здоровья, особенности личности [14].

Однако результаты различных исследований свидетельствуют о том, что 40 % детей подросткового возраста не достигли должного уровня физического развития, каждый третий юноша призывного возраста страдает той или иной болезнью, а у каждого пятого — слабый организм. Наряду с этим, проверка реализации стандартов по физической культуре, осуществленная в общеобразовательных средних школах, показывает, что учебная среда, обеспечение учебным оборудованием, использование спортивных залов и площадей находятся в сильно запущенном состоянии. В прогрессирующем развитии у учащихся силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, а также в формировании физически здоровых граждан в целом неоценимо важную роль играет дисциплина «Физическая культура», научно-обоснованная методика преподавания физических упражнений.

Количество учащихся, охватываемых в одночасье уроком физкультуры, в 2–3 раза превышает проектную мощность спортивного зала, вследствие чего наносится большой ущерб здоровью и личным интересам учащихся. Например, в некоторых школах нет необходимых спортивных снарядов кроме нескольких мячей, матрацев и деревянных коней, более того, существует множество школ, которые не имеют своего спортивного зала. Помимо этого, многие школы на своих спортивных площадках не создают соответствующих условий для спортивно-физкультурных занятий, вследствие чего, площадки отдаются в аренду под автогаражи или, в лучшем случае, под каток.

Совместным приказом министра Образования и науки, министра социальной защиты и труда и министра финансов необоснованно урезаны часы, отводимые на внеклассные секции и кружки, организуемых в общеобразовательных средних школах, что является нарушением государственной политики, согласно которой учебный процесс по привитию физкультурного воспитания должен осуществляться беспрерывно и преемственно. Результаты проведенного нами исследования показывают, что согласно стандартам по дисциплине «Физическая культура» в средних школах должны обучать таким новым видам спорта как регби, ринго и танцы, традиционным видам спорта как лыжи, коньки, национальная борьба, конный спорт, стрельба из лука и т. д., однако в некоторых высших учебных заведениях, готовящих учителей физической культуры некоторые виды из вышеназванных видов спорта просто не преподаются.

Заключение. С учетом результатов анализа социально-педагогических компонентов, полученных учёными разных стран, можно выделить не только количественные характеристики (объём двигательной активности, временной объём локомоций, интенсивность педагогических воздействий, соотношение содержания и нагрузки), но качественные стороны (мотивы, потребности, интересы и характер) взаимодействия учителя и ученика.

В совокупности они позволяют спроектировать и реализовать учебные программы физического воспитания школьников, включающие следующие компоненты педагогической практики:

–                     виды физкультурно-спортивной деятельности;

–                     средства и методы обучения, воспитания и развития двигательных качеств;

–                     содержание занятий;

–                     структурные элементы учебно-воспитательного процесса и занятий;

–                     материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

–                     управленческие принципы организации физического воспитания школьников, контроля эффективности педагогических воздействий и удовлетворения потребностей учащихся и педагогов [107].

В заключение следует отметить, что в учебной программе по физической культуре для общеобразовательных средних школ имеется ряд недостатков, хотя ее содержание более или менее соответствует интересам и потребностям учащихся. Исходя из результатов исследования, мы приходим к выводу о том, что при определении структуры и типа общеобразовательной средней школы необходимо менять методы и формы организации учебного процесса, учитывать особенности разных регионов, среднюю учебную нагрузку для учащихся, рассматривать вопросы, связанные с обеспечением учебной и материальной средой, а также повышением качества обучения и оказанием образовательных услуг и т. д.

С давних времени содержание данной дисциплины подвергалось многократным изменениям и дополнениям в соответствии с развитием общества и реформами, осуществлявшимися в системе образования, причём оно конкретным образом успешно реализовалось на каждом из этапов исторического развития страны.

Выявление факторов, оказывающих влияние на реализацию содержания программы, подтвердило необходимость в системе физкультурного образования нашей страны разработки региональных образовательных программ для школьников, проживающих в различных аймаках Монголии.

Литература:

1.         Алтанцэцэг. Л. Разработка региональных программ по физическому воспитанию на основе сравнительного анализа результатов морфо-функционального развития и физической подготовленности школьников различных аймаков Монголии.//Л. Алтанцэцэг. Теория и практика физической культуры — М., 2013, № 8. — С 21

2.         Алтанцэцэг Л.” Теория и методика физического воспитания” 2-ое издание, 62 п.л, УБ., 2011. 423 с.

3.         Закон об образования: офиц. текст.- Улан-Батор.: Адмон, 2008. ˗ 16 с

4.         Лхагвасурэн Г. Биеийн тамирын түүх — Улан-Батор.: 2000. — 350 х.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, учебная программа, физкультурное образование, Монголия, школа, дисциплина, легкая атлетика, класс, программа, физическое воспитание.


Похожие статьи

Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта мотивации профессиональной деятельности государственных гражданских служащих

Сравнительная характеристика систем образования Украины и США

Сравнительный анализ европейской, американской и российской моделей становления института государственных закупок

Сравнительный анализ стоматологической помощи в России и Великобритании

Сравнительный анализ социально-экономического развития России и Финляндии

Сравнительный анализ дистанционных обучающих систем при изучении дисциплин гуманитарной и технической направленности

Анализ методов и видов стимулирования труда на российских предприятиях

Сравнительный анализ социально-экономического развития субъектов Дальневосточного федерального округа

Оценка качества и эффективности современных УМК по английскому языку

Сравнительный анализ систем высшего образования в США, Великобритании и Российской Федерации

Похожие статьи

Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта мотивации профессиональной деятельности государственных гражданских служащих

Сравнительная характеристика систем образования Украины и США

Сравнительный анализ европейской, американской и российской моделей становления института государственных закупок

Сравнительный анализ стоматологической помощи в России и Великобритании

Сравнительный анализ социально-экономического развития России и Финляндии

Сравнительный анализ дистанционных обучающих систем при изучении дисциплин гуманитарной и технической направленности

Анализ методов и видов стимулирования труда на российских предприятиях

Сравнительный анализ социально-экономического развития субъектов Дальневосточного федерального округа

Оценка качества и эффективности современных УМК по английскому языку

Сравнительный анализ систем высшего образования в США, Великобритании и Российской Федерации

Задать вопрос