В статье анализируются существующие нормативные правовые акты, устанавливающие системы показателей и методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Выявлены недостатки существующих методик и сформулированы предложения по совершенствованию.
Ключевые слова: уровень социально-экономического развития, нормативный правовой акт, эффективность деятельности, Указ Президента РФ от 21 августа 2012 г. N 1199.
Управленческие решения должны основываться на комплексе статистической информации. При этом, чем более высокое место в управленческой (административной) иерархии занимает лицо, принимающее решение, тем более полной информацией оно должно быть обеспечено и несет большую ответственность. В то же время большой массив данных может представить искаженное представление об объекте управления или усложнить процесс принятия решения, увеличить его период. В этой связи возникает необходимость обеспечения субъектов управления мезоуровня сбалансированной статистической информацией и основанными на ней экономико-математическими моделями. В то же время анализ статистической информации позволяет оценить эффективность деятельности органов власти различного уровня управления.
Действующие методики, зачастую, предлагают использование большого количества разрозненных показателей.
Для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления разработан ряд нормативных правовых актов, а именно Указы Президента РФ № 1199 от 21 августа 2012 г., № 1276 от 10 сентября 2012 г., № 607 от 28 апреля 2008 г.
В соответствии Указом Президента РФ от 21 августа 2012 г. N 1199
«Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2012 г.):
1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
2. Численность населения.
3. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств).
4. Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями.
5. Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
6. Уровень безработицы в среднем за год.
7. Реальные располагаемые денежные доходы населения.
8. Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда.
9. Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений.
10. Смертность населения (без показателей смертности от внешних причин).
11. Оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
12. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, — всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов.
Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», утративший силу с 1 января 2013 г., в целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» включает следующий перечень показателей:
1. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения.
2. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.
3. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения.
4. Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района).
5. Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района).
6. Доля детей в возрасте от одного года до шести лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте от одного года до шести лет.
7. Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам.
8. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, — всего, в том числе введенная в действие за один год.
9. Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа (муниципального района).
10. Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет.
11. Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека).
12. Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) муниципальными бюджетными учреждениями (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека).
13. Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) (процент от числа опрошенных).
Данный перечень состоит из показателей, за исключением 1 и 2, характеризующих социальную эффективность органов местного самоуправления.
14 октября 2012 г. подписан Указ Президента РФ N 1384 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и в перечень, утвержденный этим Указом».
Измененный перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов значительно не изменился.
На наш взгляд, данные показатели не отражают в полной мере степень эффективности функционирования органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Во-первых, в посланиях Президента РФ отмечается важность социально-экономического развития, а вышеприведенный перечень представляет собой совокупность разрозненных показателей.
Во-вторых, перечень показателей, приведенный в Указе Президента РФ от 21 августа 2012 г. N 1199 в полной мере не может охарактеризовать эффективность деятельности органов власти в направлении социально-экономического развития региональных систем.
В-третьих, по итогам расчета показателей нет возможности (без дополнительных вычислений) определить направления и меры управляющего воздействия.
Таким образом, вышеуказанные нормативные правовые акты призваны оценить уровень развития региона через широкий набор показателей, но не дают комплексной оценки уровня социально-экономического развития региона и не характеризуют направление развития региона и причины его отклонения от среднерегионального уровня.
Для решения этой проблемы нами предлагается построение системы расчета интегрального показателя «коэффициент жизненности» на базе расчета «блочных индикаторов».
Данная методика представляет собой ряд строго последовательных этапов:
- I (экспертный), включающий в себя отбор ряда сопоставимых, актуальных показателей, характеризующих социальное и экономическое развитие регионов и их распределение по направлениям, путем расчета тесноты корреляционной связи;
- II (расчетный), в рамках которого осуществляется определение оптимального количества блоков, их наполнение ранее отобранными показателями и подготовка к расчету «блочного индикатора»;
- III (рейтинговый), расчет системы «блочных индикаторов» и определение интегрального показателя «коэффициента жизненности».
Данный показатель дает возможность составить рейтинговую таблицу развития регионов, а также определить основные направления регионального развития, выявить причины отклонения.
Впоследствии описанная методика позволит выработать направления корректировки стратегии регионального развития и определить ориентиры в совершенствовании деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.
Литература:
1. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 27.08.2012 № 1199 (ред. от 28.12.2012 N 1688)// СПС «Консультант плюс»// http://www.consultant.ru.
2. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (ред. от. 14.10.2012)// СПС «Консультант плюс»// http://www.consultant.ru.