Статья раскрывает важность совершенствования профессионального образования медицинских сестер в первичном звене здравоохранения. В статье даются определения понятий непрерывного профессионального образования, и его особенности в сестринском деле. Представлены результаты исследования, проведенные среди медицинских сестер первичного звена на предмет эффективности применяемых методов по повышению профессионального мастерства.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, медсестра, первичное звено здравоохранения.
The article reveals the importance of improvement of professional education of nurses in primary healthcare. The article gives the definition of the concepts of continuous professional education and its peculiarities in nursing. Presents the results of a study conducted among nurses of primary concerning the effectiveness of the methods used to enhance professional skills.
Key words: continuous vocational education, nurse, primary health care.
Введение. Американские специалисты считают, что развитие непрерывного профессионального образования (НПО) среди сестринского персонала в США призваны способствовать укреплению научной базы сестринской практики, в связи, с чем число проводимых медсестрами научных исследований, ориентированных на сестринскую практику, должно быть существенно увеличено.
В Европе сестринские исследования развивались в течение последних 30–40 лет. И если в Дании, Финляндии и Великобритании их история насчитывает более 3 десятилетий, то в Эстонии, Литве, Словении и некоторых других странах — менее 10 лет. В большинстве же европейских стран, особенно в Восточной Европе, сестринские исследования находятся на самом начальном этапе развития. Кроме того, уровень развития сестринских исследований в разных странах Европы значительно различается вследствие разного уровня развития самих стран и различий в положении сестринского дела в системе здравоохранения и в обществе.
В Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии отмечаются тенденции к признанию сестринского дела самостоятельной профессией, имеющей развитую теоретическую базу. В то время как ранние сестринские исследования в США мало отражались на практической деятельности медсестер, в европейских странах они больше ориентированы на практику. Большая работа была проведена и проводится в настоящее время в Европе с целью дальнейшего развития сестринских исследований, создания теоретической базы профессии и повышения качества НПО медсестер. На это нацелены усилия Всемирной организации здравоохранения — ВОЗ (World Health Organization), Международного совета медицинских сестер (International Council of Nurses) и Рабочей группы европейских медицинских сестер-исследователей (Workgroup of European Nurse Researchers).
В рамках научных исследований в области сестринского дела, по оценке экспертов ВОЗ, в центре внимания находится в непрерывном приобретение знаний об организации ухода, как за здоровыми, так и за больными слоем населения [3].
В России и Узбекистане, сестринские исследования имеют сравнительно небольшую историю. Это во многом обусловлено исторически сложившейся моделью, рассматривающей медсестру только как помощника врача. Исследования, проводившиеся в области сестринского дела практически до конца XX столетия, были посвящены вопросам подготовки медсестер в средних специальных учебных заведениях и выполнялись в основном врачами, осуществлявшими эту подготовку.
Непрерывное профессиональное образование (НПО) медицинских работников вообще и сестринского персонала, в частности, — требование времени, зависящее от изменений таких внешних и внутренних условий их деятельности, как рост объёма медицинской информации и скорости её обновления, появление множества высокоактивных лекарственных средств и высокотехнологичных методов диагностики, лечения, ухода, повышения информированности и запросов самих пациентов и др.
Для повышения качества НПО необходимо внедрение инновационных технологий в последипломное образование, одной из которых является накопительная система повышения квалификации (НСПК). Последняя является способом организации поэтапного индивидуального обучения медицинских работников с целью углубления уже имеющихся у них теоретических знаний и повышения качества практической деятельности, позволяющего реализовывать свои индивидуальные интересы и профессиональные потребности [5].
Известно, что существующая система повышения квалификации (ПК) медицинских работников (циклы один раз в 5 лет с отрывом от производства) была создана в 70-х годах прошлого века и с тех пор не пересматривалась. Несмотря на высокий уровень специалистов, задействованных в повышении квалификации медицинских работников, уровень „выживаемости“ теоретических знаний в период между циклами составляет по разным данным 40–70 %, а профессиональное развитие при данной системе вряд ли можно назвать непрерывным, оно скорее — периодическое. В связи с этими обстоятельствами специалисты, занимающиеся последипломным образованием медицинских кадров, расценивают сложившуюся ситуацию в существующей системе как критическую и требующую разрешения [4].
В настоящее время в профессиональных медицинских и образовательных изданиях существенное внимание уделяется накопительной системе повышения квалификации. Для внедрения НСПК необходимы достаточное количество специалистов, желающих и способных обучаться по новой системе, перестройка работы учреждений последипломного образования, коррекция образовательных программ циклов повышения квалификации, а также регулярное и своевременное обновление информации на сайте образовательных учреждений [1].
Система здравоохранения Республики Узбекистан обладает достаточным потенциалом материально-технической базы и кадров. Схема подготовки кадров принципиально пересмотрена и осуществлен переход на двухуровневую подготовку в системе высшего медицинского образования: бакалавр и магистратура [2].
В соответствии с Государственной программой реформирования системы здравоохранения полностью пересмотрена программа обучения в медицинских ВУЗах. Принципиально новым является организация отделений по подготовке медицинских сестер высшей квалификации — бакалавров сестринского дела. В 2006 году осуществлён первый выпуск 32 магистров сестринского дела [1].
Впервые систему НПО в Узбекистане внедрили в процессе реализации проекта «Здоровье-2» и «Укрепление здоровья женщин и детей» в 2007 году. Были составлены специальные программы, которые включали в себя следующие разделы:
- Межличностное отношение и методы обучения взрослой аудитории.
- Основные навыки патронажных медсестер.
- Уход за здоровым, больным ребенком и консультирование матерей.
- Грудное вскармливание
- Репродуктивное здоровье и безопасное материнство.
Целью НПО медсестер, является:укрепление качества последипломного образования медсестер и акушерок с целью проведения в соответствии с международными стандартами. Для реализации этой системы по Республике были подготовлены более 475 местных тренеров, которые, свою очередь проводили НПО медсестер, каскадным методом. Также, для эффективности НПО медсестер, были подготовлены специалисты по мониторингу и оценки НПО медсестер по всей республике [4].
Материалы и методы исследования. Материалами и методами исследования при проведении аналитического обзора литературыпослужили публикации в журналах «Медицинская сестра», «Сестринское дело» и «Главная сестра», «Хамшира» и др., нормативные документы, а также информация, размещенная на официальных сайтах учреждений здравоохранения, образования и других Интернет-ресурсов.
Основным методом исследования явился метод анкетирования, а материалом исследования послужили результаты этого анкетирования среди патронажных медицинских сестер, а так же главных и старших медицинских сестер для которых было составлено и проведено анкетирование, состоящее из семнадцати вопросов для патронажных медсестер и двадцати вопросов для главных и старших медсестер. Анкетирование проводилось на базе четырех учреждений первичной медико-санитарной помощи города Ташкента.
Результаты исследования. Результаты анкетирования проведенного среди среднего медицинского персонала и руководителей сестринским делом показали, что индивидуальная нагрузка медсестер в среднем составляет до 11 пациентов в день. Основными трудностями, с которыми приходилось сталкиваться среднему медперсоналу при поступлении на работу, оказались недостаточный уровень практических навыков (70 %), недостаточный объем теоретических знаний (63 %) и 37 % отметили, что трудности были в общении с коллегами. Способствовало профессиональному росту медсестер, помощь более опытных коллег(72.3 %), прохождение курсов по повышению квалификации в специально отведенных для этого учреждениях(36.8 %), участие в медицинских конференциях(19.2 %) и самообразование(15.7 %). Из общего количества опрошенных медицинских сестер 38.5 % отметили, что работа по повышению профессионального мастерства в учреждениях плановая, систематичная, но недостаточно методически обеспеченная. Повышением квалификации медицинских сестер в учреждении в основном занимаются главная (35 %) и старшая (61 %) медсестры. Часто встречающейся трудностью в процессе обучения медсестер оказаласьнедостаточная обеспеченность специальной методической литературой (54 %), дефицит времени у медицинских сестер (51 %) и организаторов процесса обучения (39 %). Также отмечалось и нежелание самого медперсонала обучаться и повышать свой профессиональный уровень и недостаточная методическая подготовка старших и главных медицинских сестер по организации процесса обучения в лечебно профилактических учреждениях. Факторами препятствующими реализации обучающей функции медсестер были: недостаточная обеспеченность лечебно-профилактических учреждений методической литературой для проведения данного вида работы (71.9 %); дефицит рабочего времени (61.4 %); недостаточная профессиональная подготовка (43.8 %); нежелание медицинских сестер брать на себя функции по обучению пациентов и их родственников (12.2 %); традиционно технический уровень использования медицинских сестер в лечебно-профилактических учреждениях (7 %). Благоприятными факторами были названы: наличие более высокого уровня квалификации медсестер (49 %); более высокий уровень укомплектованности ЛПУ младшим и средним медперсоналом (29 %); специальная педагогическая подготовка медсестер (22 %). Главные и старшие медсестра также отмечали, что удовлетворены подготовкой медицинских сестер частично (64 %), неудовлетворенны подготовкой медицинских сестер (14 %) и удовлетворены лишь 22 %. Часто используемая форма повышения профессионального мастерства среднего медперсонала это наставничество (64 %), обучение на рабочем месте (29 %), проведение медсестринских конференций, семинаров, практических занятий (21 %) и самостоятельная учеба по индивидуальному плану (14 %). Однако наиболее эффективной руководители сестринского процесса считаютобучение на рабочем месте (52 %), проведение медсестринских конференций, семинаров(22 %), наставничество (14 %) и периодическое обучение на базе усовершенствования средних медицинских кадров (12 %). Контроль обученности медицинских сестер осуществляется в основном сдачей зачета по пройденной теме (64 %), написанием реферата по пройденной теме (24 %) и индивидуальным контролем, наблюдением (12 %). Основными трудностями в процессе обучения руководители отмечали: недостаточную обеспеченность специальной методической литературой (50 %); дефицит времени у организаторов процесса обучения (22 %); недостаточная методическая подготовка старших и главных медицинских сестер по организации процесса обучения в лечебно профилактических учреждениях и нежелание обучаться и повышать свой профессиональный уровень среднего медперсонала (28 %).
Выводы. Результаты анкетирования проведенного среди среднего медицинского персонала и руководителей сестринским делом показали, что практическая значимость повышения эффективности процесса НПО очень высокая, но требует систематического подхода.
Литература:
1. Исмаилова Б. Х. Состояние сестринского дела в странах Центральной Азии//Педиатрия. T., 2003. — № 1. — с. 7–10. Лидеры сестринского дела в действии. Второе совещание главных сотрудничающих центров по сестринскому образованию стран Европы/ЕРБ ВОЗ. Копенгаген.: 1991. 25 с.
2. Маликов Ю. Р., Юлдашев Дж. Я., Шукуров Б. И., Говорухина И. Ю., Внедрение сестринского процесса в Республиканском научном центре экстренной медицинской помощи.//Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана. — Т., 2005. — № 4. — с. 104–106.
3. Реформа здравоохранения в США и перемены в сестринском деле (На основе материалов ASN)//Сестр. дело. 1997. — № 5. — с. 26–28.
4. Умарова Т. Ю., Асадов Д. А., Перемены в развитии сестринского дела в Узбекистане//Педиатрия (узб.).Т., 2012. — № 3–4. — с. 101–104.
5. Якимова Н. В. Организация системы непрерывного повышения квалификации сестринского персонала (опыт Республиканской детской клинической больницы Минздрава Республики Удмуртия)/Н. В. Якимова, Л. Ф. Молчанова//Главная медицинская сестра. — 2008. — № 12 — с. 21–30.