О некоторых аспектах наркотизации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 07.04.2014

Статья просмотрена: 639 раз

Библиографическое описание:

Байназарова, А. И. О некоторых аспектах наркотизации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А. И. Байназарова, З. А. Хуснутдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 477-479. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10228/ (дата обращения: 17.10.2024).

В настоящее время Россия переживает третью волну социального сиротства после Гражданской и Великой Отечественной войн. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, наша страна занимает первое место в мире. Официальная статистика сиротства показывает, что на данный момент в России более 700 тысяч сирот [1,4]. Лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти родителей. Остальные же являются сиротами при живых родителях, и число их растёт с каждым более значительными темпами. Данное положение вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям.

Как отмечают специалисты, дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имеют различные комплексы. Условия общественного воспитания, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы у детей [2,31]. Все это в конечном итоге способствует формированию различных видов девиантного поведения, в том числе аддиктивного.

В связи с этим учреждения интернатного типа, где находятся дети-сироты, должны выполнять не только образовательно-воспитательные функции, но также способствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивая правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников.

В рамках изучения социально-педагогических условий профилактики формирования аддиктивного поведения среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нами проводилось изучение среди них распространенности аддиктивного поведения и их отношение к употреблению психоактивных веществ. Исследование проводилось социологическим (методом анонимного анкетирования) и психометрическим методом на базе Башкирского республиканского детского дома № 9 и ГБОУ детского дома №.1. В исследовании участвовали 61 воспитанников в возрасте от 10 до 18 лет, в том числе 26 мальчиков и 35 девочек.

На вопрос «Вы бы поделились, в первую очередь своими самыми большими проблемами и сокровенными мыслями» воспитанники ответили следующим образом: каждый второй воспитанник поделился бы с мамой, каждый четвертый — с другом/подругой и каждый пятый — с братом/сестрой.

В результате анализа полученных данных установлено, что каждый третий из числа опрошенных воспитанников детских домов (30 %) начал употреблять алкоголь в возрасте 12–13 лет. Каждый пятый-шестой респондентов начал пить или в возрасте до 10 лет, или 10–11 лет.

Каждый шестой респондент из детского дома начал курить с 7 лет, а каждый пятый — с 12 до 15 лет. И только 6,5 % воспитанников детского дома начал курить в возрасте 16–18 лет.

На вопрос, по какой причине подростки начинают употреблять наркотические средства, мы получили ответы, аналогичные результатам других исследований. Так, из ответов наших респондентов следует, что впервые пробуют наркотики, чтобы быть как все (29 % ответов), под давлением друзей, компании (10 %), из любопытства (9 %), из-за скуки (9 %).

Каждый третий респондент ответил, что в настоящее время подростку очень легко достать наркотики, а каждый четвертый — сложно. Остальные респонденты либо не знают (18 %), либо затруднялись с ответом — 29,5 %.

Следует также отметить, что у каждого третьего воспитанника детского дома в окружении есть друзья, регулярно употребляющие наркотические вещества, а каждый четвертый не знает об их существовании.

Из ответов 2/5 опрошенных следует, что в детских домах антинаркотическая работа проводится 42,6 %, каждого четвертого — не проводится. 18 % считают, что такая работа проводится, но редко и, по мнению 14,7 % — регулярно.

Интересно отметить, что у большинства респондентов отношение к наркотическим веществам было резко отрицательное (65,5 %) и они не будут их употреблять. Не будут употреблять наркотики, если смогут, 3,2 % респондентов, не знают — 21,3 % и иногда будут употреблять — 4,9 %.

Отрадно отметить, что во многих случаях дети из детских домой проводят свое свободное время, занимаясь полезным делом. В то же время в 69 % случаях в ответах прозвучало, что свободное время проводится бесцельно, гуляя с друзьями.

В рамках нашего исследования было проведено психологическое тестирование воспитанников детского дома № 9 им.Ш. Худайбердина и детского дома № 1, на предмет определения их склонности к аддиктивному поведению. Для этого была использована методика Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков (А. Е. Личко, И. Ю. Лавкай).

Анализ результатов психологического тестирования свидетельствует, что только у 13,4 % воспитанников не установлена склонность к химической зависимости. У каждого второго воспитанника детского дома выявлена высокая вероятность предрасположенности к зависимому поведению, у 6,5 % — даже есть подозрение на наличие химической зависимости (табл.1).

Таблица 1

Результаты психологического тестирования воспитанников детского дома

Уровни склонности к химической зависимости

В %

Интерпретация

1. Не высокий (не выявлено)

13,4 %

риск зависимого поведения/склонность не выражен

2.Вероятность склонности

27,8 %

умеренно выраженный риск зависимого поведения

3. Высокая вероятность

49,1 %

высокая вероятность предрасположенности к зависимому поведению

4.Подозрение на наличие химической зависимости

6,5 %

подросток находится в группе риска и предрасположен к зависимому поведению

Исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию [2,3,5]. Развитие детей-сирот, в условиях детского дома имеют ряд негативных особенностей, которые накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка. При этом многие педагоги, которые работают в детских домах, совершенно не знают психологических особенностей этих детей. И потому при воспитании детей-сирот они составляют коррекционно-развивающие программы с завышенными требованиями к данной категории детей. Все это впоследствии сказывается на развитии ребенка, на его адаптацию в социуме.

На основании теоретического анализа научно-методической и нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, а также результатов нашего эмпирического исследования, нами были разработаны ряд практических рекомендаций по совершенствованию анти наркотической профилактической работы в условиях детского дома.

1.                  В целях объединения усилии всех специалистов детского дома, организации работы в соответствии с принципами профилактической работы, необходимо разработать Комплексную программу, направленную на формированиие антинаркотической установки и ЗОЖ у воспитанников.

2.                  Социальному педагогу при поступлении детей в детский дом, следует более тщательно изучать социальный анамнез и собирать максимум информации о ребенке, чтобы определить более полный социальный его статус, иметь возможность и выявлять значимые факторы риска формирования различных вариантов девиантного поведения.

3.                  Всему педагогическому коллективу, социальным педагогам, воспитателям и психологам необходимо пройти тематический курс повышения квалификации по вопросам организации профилактической работы в образовательной среде.

4.                  Необходимым условием, обеспечивающим успешность профилактической работы с детьми-сиротами является вовлечение самих воспитанников к активным формам работы, в том числе по принципу «равный — равному», что позволит активизировать внутренний потенциал детей и направить энергию в социально-полезную область общественных отношений.

5.                  В профилактической антинаркотической работе специалистам детского дома необходимо руководствоваться методическими подходами, изложенными в Концепции комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР) и Концепции профилактики употребления психоактивных веществ о образовательной среде (2010г). и использовать наиболее эффективные методы и комплекс технологий — социальных, педагогических и психологических.

6.                  Специалистам детского дома при организации профилактической антинаркотической работы необходимо руководствоваться методическими подходами, изложенными в Концепции комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР) и Концепции профилактики употребления психоактивных веществ о образовательной среде. и использовать наиболее эффективные методы и комплекс технологий — социальных, педагогических и психологических.

Литература:

1. Бурлакова, Т. Т. Особенности воспитательной системы детского дома [Текст] / Т. Т. Бурлакова. — Тула: ТГПУ, 2001. — 31 с.

2. Змановская Е. В. Девиантология: /Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] / Е. В. Змановская — М.:Академия, 2004. — 260с.

3. Горбаткова Е. Ю. О социально-педагогических условиях профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних [Текст] / Е. Ю. Горбаткова, Г. Р. Мануйлова // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 896–898.

4. Сыромятникова, Л. И. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников [Текст] / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 660–662.

5. Шурыгина В. В.       К вопросу формирования здорового образа жизни детей в образовательных учреждениях /Сборник Материалов Всероссийского конгресса по школьной и университетской медицине. — 2010. — С. 661–664.

Основные термины (генерируются автоматически): дом, зависимое поведение, химическая зависимость, ребенок, воспитанник, образовательная среда, профилактическая работа, девиантное поведение, интернатный тип, комплексная активная профилактика.


Похожие статьи

Проблемы функциональной грамотности выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Проблемы обеспечения благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также пути сокращения числа детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Особенности обучения детей, оставшихся без попечения родителей

Структурно-содержательные критерии понятия «чувство общности» у детей, оставшихся без попечения родителей

Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в вузе. Опыт и пути решения

Методолого-теоретические подходы к проблеме исследования субъектной позиции юношей и девушек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Социальные аспекты в системе паллиативной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов

Похожие статьи

Проблемы функциональной грамотности выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Проблемы обеспечения благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также пути сокращения числа детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Особенности обучения детей, оставшихся без попечения родителей

Структурно-содержательные критерии понятия «чувство общности» у детей, оставшихся без попечения родителей

Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в вузе. Опыт и пути решения

Методолого-теоретические подходы к проблеме исследования субъектной позиции юношей и девушек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Социальные аспекты в системе паллиативной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов

Задать вопрос