Тенденции развития малых предприятий в Волгоградской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 09.04.2014

Статья просмотрена: 1642 раза

Библиографическое описание:

Болдырева, С. И. Тенденции развития малых предприятий в Волгоградской области / С. И. Болдырева, Н. Н. Косинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 250-252. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10250/ (дата обращения: 18.12.2024).

Ключевые слова: малый бизнес, финансовое регулирование, субсидии, динамика, субъекты малого бизнеса, Волгоградская область.

Актуальность данной темы обусловлена объективно значимой ролью малого бизнеса в современных условиях рынка. Малое предпринимательство — это неотъемлемый элемент всей нашей экономической системы. Состояние экономики Российской Федерации можно определить с помощью различных индикаторов, одним из которых является уровень развитости малого бизнеса и вовлеченность в него населения. Данный уровень находится в прямой связи с социально-экономическими процессами и отражает, в том числе, качество проводимых реформ. Содействие малому бизнесу со стороны государства реализуется, в частности, через льготное налогообложение, применение различных программ, направленных на стимулирование малого бизнеса, предоставление субсидий.

Волгоградская область показывает средние показатели в сравнении с другими регионами страны. В частности, по данным Федеральной службы государственной статистики «Росстат», представленным в сборнике [3], общее количество малых предприятий (без микропредприятий) в России по состоянию на 01.07.2013 года составило 234 495 предприятий, из которых 3 444 находятся в Волгоградской области. По этому показателю Волгоградская область занимает 20-е место среди всех регионов России. Динамика числа зарегистрированных малых предприятий в Волгоградской области показывает сокращение их в течение последних 4 лет (рисунок 1).

Рис. 1. Динамика изменения количества малых предприятий в Волгоградской области.

Источник: Составлено автором на основании данных сборника «Институциональные преобразования в экономике» Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/# (дата обращения: 19.11.2013).

В 2009 году, несмотря на последствия кризиса 2008 года, количество малых предприятий в Волгоградской области оставалось высоким. Сокращение их числа почти в 2 раза наблюдается в 2010 и 2011 г.г., что объясняется не только погрешностями статистического наблюдения, но и объективными причинами, такими как: невозможность получения кредитов; резкое снижение спроса; рост тарифов; коррупция; банкротство.

Количество малых предприятий в 2012 годы значительно превысило показатели двух предыдущих лет, однако так и не достигло значений 2009 года. Данные за 2013 год показывают, что число малых предприятий вновь сокращается. [6] Большинство предприятий малого бизнеса под влиянием общих стагнационных процессов, вынужденно уменьшают доходы и переходить в категорию «микропредприятия».

На малых предприятиях Волгоградской области по состоянию на 01.07.2013 года работают более 82 тыс. чел., что составляет 6,2 % экономически активного населения области [6], и обеспечивает 25 место в рейтинге регионов по количеству занятых на малых предприятиях. Доля персонала, работающего на малых предприятиях области составляет 1,3 % от общего количества всех россиян, занятых на малых предприятиях, по этому показателю область занимает также «средние» позиции, однако по сравнению с рейтингом регионов по количеству малых предприятий, занимает 30-е место, и объясняется тем, что средняя численность малых предприятий в Волгоградской области значительно меньше, чем аналогичный показатель в других регионах и всреднем по России. Так по состоянию на 01.07.2013 года средняя численность работающих на малых предприятий Волгоградской области составляет 23,9 чел., в то время как средний показатель по России составляет 27,0 чел. А в регионах-лидерах (Воронежская область, Хабаровский край) на малых предприятиях работают приблизительно 40 чел. По этому показателю Волгоградская область занимает одно из последних мест в среди регионов России — 70 место. Небольшая численность волгоградских малых предприятий делает их уязвимыми для внешних факторов, что объективно снижает возможности расширения бизнеса.

Тенденция изменения численности населения занятого на малых предприятиях имеют негативный характер. Так, за последние 3 года, произошло уменьшение на 40 тыс. чел. то есть на треть.

И хотя, значительная часть оттока численности сотрудников малых предприятий обусловлена пересегментацией, но также наблюдается сокращение количества сотрудников на самих предприятиях.

Показатели оборота и выручки малых предприятий Волгоградской области обеспечивают ей 23 место среди всех регионов России. В частности оборот за первое полугодие 2013 года составил 70,8 млрд. руб. [3]. Если же сопоставить данные по выручке с другими регионами, то Волгоградская область окажется на 61-м месте. Так, за первое полугодие 2013 года, средняя выручка волгоградского предприятия составляет всего 20,6 млн. руб. При этом выручка среднестатистического малого предприятия в России за этот период составила 29,3 млн. руб. Максимально высокие показатели выручки за этот же период показаны малыми предприятиями Ингушетии и Москвы, которые в среднем составили по 50 млн. руб., при том, что валовый региональный продукт Москвы составляет 8 041 858,9 млн. руб., Волгоградской области — 437 414,2 млн. руб., а Ингушетии — 21 536, 7 млн. руб. [3]. Относительно низкий показатель выручки по Волгоградской области (чуть ниже среднего числа среди всех субъектов Российской Федерации) показывает, что малые предприятия области находятся на грани перехода в другую классификационную группу- в микропредприятия.

Результат можно получить, если сопоставить данные Росстата с информацией, содержащейся в официальных документах и на официальном сайте Волгоградской области. В частности, в Программе создания благоприятных условий для привлечения инвестиций на 2012–2014 г.г. [2] сообщается, что в области действует 4 196 предприятий, в том числе крупных и средних –497. В 2011 году на развитие экономики и социальной сферы было направлено 100, 8 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, из них 75, 7 млрд. рублей освоено крупными и средними предприятиями. Основными источниками инвестиций стали собственные средства предприятий 49, 994 млрд. руб. (или 62,1 %) и привлеченные средства 28, 730 млрд. руб. (или 37,9 %), В структуре привлеченных средств большую часть составили бюджетные средства 8, 84 млрд. руб. (или 30, 8 %), а кредиты банков и другие заемные средства составили всего 22 %.Относительно низкая доля кредитов и займов в структуре привлеченных средств подтверждает известный тезис об их дороговизне даже для крупных предприятий, а для малых форм хозяйствования привлеченные средства в виде кредитов банков, и в форме других видов займов представляют собой недоступный ресурс развития. Программа создания благоприятных условий для привлечения инвестиций ориентирована большей частью на крупный и средний бизнес, и отражает, соответственно, тот факт, что малые предприятия в качестве реципиентов прямых инвестиций, в общем-то, и не рассматриваются [1].

Тем не менее, руководством Волгоградской области эффективно применяются другие методы финансового регулирования развития малого предпринимательства. В целях анализа таких методов следует обратиться к Положению о субсидировании малого и среднего предпринимательства [2], который предусматривает ряд возможностей для получения субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства. Согласно этому документу, малые и средние предприятия, попадающие под определенные критерии (в том числе, по направлениям деятельности), могут претендовать на помощь государства, в частности, в виде покрытия части затрат по договорам финансовой аренды, на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, и на другие виды субсидий. Таким образом, Положением определяются не только условия получения субъектами малого предпринимательства субсидий на покрытие части затрат, но и, косвенно, направления развития деятельности малых предприятий по крайней мере до 2017 года. В частности, значительный приоритет определяется для следующих представителей малого и среднего бизнеса: субъекты молодежного предпринимательства; начинающие субъекты малого предпринимательства; начинающие малые инновационные компании; действующие инновационные компании; социальное предпринимательство; центры времяпровождения детей.

Анализ динамики числа малых предприятий Волгоградской области в совокупности с данными по обороту и выручке не позволяет сделать вывод о формировании позитивных тенденций в развитии малого бизнеса в области в смысле количественного роста. Основные причины сокращения количества малых предприятий в Волгоградской области лежат в плоскости более общих проблем, свойственных российской экономике в целом. К таким причинам относятся: неконкурентоспособность малых предприятий в современных условиях стагнации экономики, поскольку их деятельность требует модернизации, низкая инвестиционная активность бизнеса и т. п.

Вместе с тем, содержательный анализ официальных документов в области финансового регулирования малого бизнеса показывает, что на институциональном уровне заложен значительный потенциал для развития малого бизнеса в наиболее значительных для экономики региона отраслях, к которым относятся деятельность в области инноваций и социальной сфере, а также молодежное предпринимательство.

Литература:

1.      Постановление Правительства Волгоградской области от 31.10.2012 № 463-п «О программе создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Волгоградской области на 2012–2014 годы»//«Волгоградская правда», N 208, 07.11. 2012.

2.      Постановление Правительства Волгоградской области от 20.08.2013 N 413-п«О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 13 июля 2009 г. N 246-п «О субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства»//«Волгоградская правда», N 158, 28.08.2013.Режим доступа: http://zakon-region.ru/volgogradskaya-oblast/25265(дата обращения: 19.11.2013)

3.      Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) в 2013 году (январь-июнь)// Сборник «Институциональные преобразования в экономике» Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/# (дата обращения: 19.11.2013).

4.      В России сократилось количество малых предприятий // Поисково-аналитический портал «Зондир». Режим доступа: http://www.zondir.ru/articles/prochie-prom/v-rossii-sokratilos-kolichestvo-malyih-predpriyatij.htm (дата обращения: 19.11.2013).

5.      Жизнь не по средствам: почему стагнация в России будет долгой // Журнал «Форбс» Режим доступа: http://www.forbes.ru/mneniya-column/gosplan/246675-zhizn-ne-po-sredstvam-pochemu-stagnatsiya-v-rossii-budet-dolgoi (дата обращения: 19.11.2013).

6.      Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов», 2012г.// Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138631758656 (дата обращения: 19.11.2013).

Основные термины (генерируются автоматически): Волгоградская область, малый бизнес, предприятие, малый, Россия, регион России, среднее, государственная статистика, Российская Федерация, Федеральная служба.


Похожие статьи

Проблемы реализации предпринимательской деятельности в Иркутской области

Анализ и современные тенденции развития инвестиционной деятельности в Ярославской области

Ситуация на рынке труда в Свердловской области в 2019 году: проблемы и пути их решения

Современные формы финансового обеспечения аграрного бизнеса

Подведены краткие итоги участия Орловской области в ВТО и дана оценка финансового обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в новых условиях.

Государственная поддержка агропромышленного предпринимательства в Амурской области

Вовлечение малого и среднего бизнеса Ростовской области во внешнеторговую деятельность

В статье рассматривается перспективы и тенденции развития малого и среднего бизнеса в Ростовской области. Предложены меры по привлечению малого и среднего бизнеса во ВЭД.

Приоритеты государственной политики и реализация региональных проектов в дорожно-строительной отрасли на примере Магаданской области

Рассмотрены актуальные вопросы государственной политики и приоритетные направления развития дорожно-строительной отрасли.

Региональные особенности развития малого бизнеса и частного предпринимательства

В статье показаны региональные факторы развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане на примере Наманганской области. Освещена совершенная работа по развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, а также работа, котора...

Молочное скотоводство юга Тюменской области: экономическая эффективность и тенденции развития

В статье рассматриваются показатели эффективности развития молочного скотоводства юга Тюменской области, а также направления государственной поддержки отрасли.

Государственное регулирование и поддержка экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере Кировской области)

В настоящей работе приведен анализ государственного регулирования и поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в Кировской области, сформулированы проблемные аспекты ведения внешнеэкономической деятельности в ...

Похожие статьи

Проблемы реализации предпринимательской деятельности в Иркутской области

Анализ и современные тенденции развития инвестиционной деятельности в Ярославской области

Ситуация на рынке труда в Свердловской области в 2019 году: проблемы и пути их решения

Современные формы финансового обеспечения аграрного бизнеса

Подведены краткие итоги участия Орловской области в ВТО и дана оценка финансового обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в новых условиях.

Государственная поддержка агропромышленного предпринимательства в Амурской области

Вовлечение малого и среднего бизнеса Ростовской области во внешнеторговую деятельность

В статье рассматривается перспективы и тенденции развития малого и среднего бизнеса в Ростовской области. Предложены меры по привлечению малого и среднего бизнеса во ВЭД.

Приоритеты государственной политики и реализация региональных проектов в дорожно-строительной отрасли на примере Магаданской области

Рассмотрены актуальные вопросы государственной политики и приоритетные направления развития дорожно-строительной отрасли.

Региональные особенности развития малого бизнеса и частного предпринимательства

В статье показаны региональные факторы развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане на примере Наманганской области. Освещена совершенная работа по развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, а также работа, котора...

Молочное скотоводство юга Тюменской области: экономическая эффективность и тенденции развития

В статье рассматриваются показатели эффективности развития молочного скотоводства юга Тюменской области, а также направления государственной поддержки отрасли.

Государственное регулирование и поддержка экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере Кировской области)

В настоящей работе приведен анализ государственного регулирования и поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в Кировской области, сформулированы проблемные аспекты ведения внешнеэкономической деятельности в ...

Задать вопрос