В статье рассмотрена возможность создания системы дистанционного обучения на базе сервисов Google. Приведены примеры использования этих сервисов для создания сайтов, «облачных» документов и блогов.
Ключевые слова: сервисы Google, сайт, блог, дистанционное обучение, электронные ресурсы образовательного назначения.
В состав основных обобщающих технологий дистанционного обучения входят кейсовая технология (корреспондентское обучение), интернет-технология и телекоммуникационная технология [8, с. 17; 9, с. 206–207]. Основанием классификации в этом случае выступает способ доставки учебного материала обучающемуся. Первая технология подразумевает доставку обучающемуся материалов и обратную связь по почте, либо выдачу учебных материалов (кейсов) непосредственно обучающемуся. Вторая технология предполагает использование глобальной сети Интернет. В этом случае общение может осуществляться синхронно в режиме реального времени (on-line) или асинхронно в режиме отложенного времени (off-line). Телекоммуникационная технология основана преимущественно на передаче информации с помощью телевещания.
Как правило, редко какая из этих технологий применяется в чистом виде, чаще при дистанционном обучении используют элементы нескольких технологий. В связи с этим следует признать, что приведенное выше деление дистанционных технологий на данном временном этапе является достаточно условным. Вряд ли кто-то будет сейчас использовать обычную почту при дистанционном обучении, если есть возможность использовать электронную, которая безусловно имеет отношение к интернет-технологии. В то же время, современная телевизионная техника также предоставляет возможность подключения к глобальной сети (телевизоры, сетевые видеоплееры, спутниковые ресиверы и т. п.). Иными словами полноценный интерактивный режим обучения возможен в этом случае только благодаря подключению телевизионных устройств к сети Интернет. На этом основании интернет-технологию следует признать более универсальной и предпочтительной при выборе дистанционной технологии обучения, так как без ее элементов невозможно сейчас представить реализацию двух других видов технологий. Кроме того, более универсальными и более доступными (а значит и более распространенными среди обучающихся) являются и инструменты этой технологии в сравнении, например, с телекоммуникационной. Все-таки сейчас компьютер (а в этом случае мы имеем в виду и ноутбук, и нетбук, и смартфон, и планшет, и другие подобного рода устройства) является более массовым устройством чем, например, спутниковый ресивер.
Ясно, что в современных условиях оптимальным при дистанционном обучении будет выбор в качестве учебного материала электронных образовательных ресурсов, обладающих при наличии современных локальных и глобальных компьютерных сетей таким несомненным преимуществом как мобильность в сравнении с традиционными учебными материалами. Если иметь в виду сетевые электронные ресурсы, то в первую очередь выбор должен быть сделан в пользу интернет-ресурсов (или так называемых «облачных» ресурсов), а не локальных ресурсов (размещенных в локальных сетях, на CD или на DVD).
Главная проблема, которая возникает перед разработчиками электронных образовательных ресурсов — это создание эффективного электронного образовательного контента и предоставление этих ресурсов широкому кругу пользователей [4, с. 29].
При проектировании современной системы образования используют следующие принципы [6, с. 102]:
- принцип развивающего и воспитательного характера обучения;
- принцип научности и посильной трудности;
- принцип сознательности и творческой активности учащихся;
- принцип наглядности;
- принцип доступности обучения;
- принцип создания положительного эмоционального фона.
Практика обучения в дистанционной форме позволяет сформулировать отличительные особенности дистанционной формы обучения [6, с. 104]:
- стимулирование самостоятельного мышления, дискурса;
- переход от передачи готовых знаний к самостоятельному управлению познавательной деятельности;
- информационно-методическое обеспечение обучения;
- центрирование на личности обучающегося;
- активизация деятельности участников учебного процесса конструирования знания;
- опора на формирование интеллектуальных умений — анализа, синтеза и оценки;
- активизация самостоятельной познавательной деятельности;
- опора на совместную групповую деятельность, обучение в сотрудничестве;
- обеспечение разных уровней взаимодействия.
Е. С. Полат считает, что специфическими принципами дистанционного обучения являются следующие [6, с. 107–110]:
- принцип системности;
- принцип учета специфики предметной области обучения и контингента обучающихся;
- принцип интерактивности;
- принцип гибкости, маневренности всего учебного процесса и учебно-методического обеспечения;
- принцип корпоративности, командного подхода к организации деятельности в сетях;
- принцип информационной и психологической безопасности.
Сразу отметим, что предлагаемая нами технология дистанционного обучения, является лишь дополнением к обычному очному обучению студентов в вузе и ориентирована в первую очередь на организацию самостоятельной работы студентов. При этом становятся возможными повышение производительности труда преподавателя, снятие ограничения зоны его деятельности стенами учебного корпуса вуза, предоставление возможности получения образования обучающимися в более комфортных для них условиях, реализация личностно-ориентированного обучения [1]. Для вуза важным здесь является то, что повышение производительности труда преподавателя и ориентация на индивидуальное обучение происходят без увеличения бюджетных затрат. Кроме того, следует отметить, что рассчитывать на то, что в ближайшее время государством будет поставлено на поток производство вариативных электронных образовательных ресурсов, устраивающих всех преподавателей вуза, не приходится. В связи с чем, каждый пока должен ориентироваться на собственные силы.
Широкое внедрение дистанционных образовательных технологий объясняется следующими факторами [6, с. 98]:
- эти технологии помогают организовать самостоятельную работу обучающихся и реализовать дистанционную поддержку обучения;
- они относятся к числу личностно-ориентированных технологий и помогают преподавателю индивидуализировать процесс обучения, составить для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут;
- системы обучения, построенные на базе таких технологий, имеют модульную структуру;
- для современных учащихся работа в Интернете является привычной, в связи с чем они легко адаптируются к дистанционным системам обучения.
Обычно сетевое обучение используют тогда, когда преподаватель и обучающиеся пространственно разделены и у обучающихся нет возможности посещать очные занятия. Также сетевую модель целесообразно использовать при изучении дисциплин, для овладения которыми не требуется устного общения. При формировании речевых умений более эффективна модель интеграции очного и дистанционного обучения. Если обучение строится на базовых традиционных учебниках, то нет необходимости создавать их сетевые версии. В этом случае используют модель интеграции сетевого обучения и кейс-технологий. Обучение ведется на основе учебного комплекса (кейса), созданного для этой дисциплины [5, с. 103].
Так как же построить свою образовательную деятельность в «облаках»? Оказывается, для этого есть все возможности, не требуется никаких материальных затрат на приобретение специального программного обеспечения. Все, что необходимо, предоставляет известная компания Google. Как преподавателю создать в «облаках» свой электронный кабинет описано в книге [7, с. 3–8]. Для этого достаточно только создать свой аккаунт в Google.
Проведем анализ предлагаемых нам компанией Google бесплатных интернет-сервисов и возможные варианты их применения при обучении студентов. Сразу отметим, что в этой статье мы рассмотрим только те наиболее значимые сервисы, которые могут стать инструментами для создания собственного уникального комплекса учебно-методических материалов, предназначенных для дистанционного обучения студентов. Также укажем на то, что такие интернет-ресурсы не являются полным аналогом известных систем дистанционного обучения, таких, как Moodle. Существует определенная специфика их использования при обучении, которая заключается в том, что они, в отличие от указанных систем, не являются «жесткими», то есть такими, в которых выполнение заданий обучающимися является строго регламентированным и упорядоченным во времени. Как правило, мы используем такие ресурсы образовательного назначения для организации самостоятельной работы студентов и консультаций, то есть как дополнение к учебным аудиторным занятиям.
Первая служба, о которой пойдет речь, называется «Сайты Google» и может являться основой всего учебно-методического комплекса. Учебный материал в этом случае представляется в виде сайта, то есть в виде, достаточно привычном для современных обучающихся. Сайты, созданные с помощью этой службы, могут содержать страницы четырех типов:
- обычная web-страница;
- страница-список;
- файловый менеджер;
- страница объявлений.
Можно сказать, что обычная станица в данном случае является основной информационной единицей сайта. Такие страницы могут содержать мультимедийную информацию (текст, гиперссылки, слайд-шоу, аудио- и видеофрагменты, а также целые компьютерные презентации). Страницы-списки удобно использовать для создания библиографических списков. На страницах, являющихся файловыми менеджерами, обычно размещаются ссылки на электронные ресурсы (файлы), размещенные на сайте. Страницы объявлений чаще всего представляют собой новостные строки, доводящие до посетителей сайта наиболее актуальную на данный момент информацию (описание заданий, которые нужно выполнить к определенному сроку; изменения в расписании занятий и т. п.). Достоинством службы является то, что ее использование не требует знания языка гипертекстовой разметки, то есть она представляет собой так называемый конструктор сайтов, работая с которым создатель сайта пользуется методом drag-and-drop. Кроме того, существует возможность сохранения шаблонов сайтов и копирования сайтов, что позволяет создавать сайты с одинаковой структурой практически мгновенно. К недостаткам следует отнести незначительное количество памяти, отводимое в «облачном» хранилище для одного сайта (оно не должно превышать 100 Мб). Однако можно обойти это ограничение, используя ссылки на собственные интернет-ресурсы, расположенные на других бесплатных интернет-хостингах. В своей практике мы, как правило используем сайты, включающие в себя следующие «стандартные» страницы:
- главная страница сайта;
- презентация дисциплины;
- объявления (или новости сайта);
- страницы с конспектами лекций;
- страницы с заданиями для практических занятий (или семинаров);
- страницы с инструкциями к лабораторным работам;
- страницы с заданиями для самостоятельного выполнения;
- страница с библиографическим списком;
- тесты;
- зачет (или экзамен);
- страница с информацией о преподавателе (размещается только с согласия преподавателя);
- карта сайта.
Важным элементом организации учебного процесса является подготовка и постоянное обновление учебных материалов на сайте. При этом мы стремимся к тому, чтобы они удовлетворяли требованиям самодостаточности, интерактивности, доступности, мотивационности и мультимедийности.
Рис. 1. Главная страница сайта «Основы цифровых измерений»
Другая важная для преподавателя служба называется «Диск Google». Это «облачное» пространство (10 Гб), предназначенное для хранения различных документов. Служба позволяет создавать пользователю документы следующих типов:
- документ (аналог документа MS Word);
- презентация (аналог презентации MS PowerPoint);
- таблица (аналог таблицы MS Excel);
- форма (тест);
- рисунок (аналог рисунка MS Visio).
Служба повышает мобильность учебных электронных ресурсов преподавателя, которые он может использовать практически на любом устройстве, имеющем доступ в сеть Интернет.
Рис. 2. Внешний вид окна службы «Диск Google»
Для организации общения преподавателя со студентами в режиме off-line может быть использован сервис «Blogger», также предоставляемый компанией Google. Блоги, созданные с помощью данного сервиса удобно использовать для дистанционного контроля рефлексии, самостоятельной работы студентов и консультаций по курсовым и выпускным квалификационным работам.
Рис. 3. Главная страница блога «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе»
Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся более сорока лет [2, с. 117]. Ясно, что передача информации сама по себе не обеспечивает передачи знаний и культуры, поэтому информационные технологии, так популярные в наше время, являются очень эффективным, но вспомогательным средством обучения [2, с. 124]. Использование информационных технологий обучения преподавателем не гарантирует ему стопроцентное достижение педагогических целей обучения, но может способствовать развитию личности обучающихся, реализации социального заказа общества и интенсификации учебно-воспитательного процесса. Внедрение таких технологий приводит к совершенствованию процесса обучения, учебно-воспитательного процесса, управляемого контроля и коррекции результатов учебной деятельности, коммуникации и организации интеллектуального досуга.
Литература:
1. Данилов О. Е. Особенности дистанционного обучения / О. Е. Данилов, О. Г. Поздеева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 34–37.
2. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 192 с.
3. Лебедева М. Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / М. Б. Лебедева, С. В. Агапонов, М. А. Горюнова и др.; Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с.
4. Осин А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы / А. В. Осин. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2010. — 328 с.
5. Полат Е. С. Дистанционное обучение в профильной школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, А. Е. Петров, М. А. Татаринов и др.; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 208 с.
6. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. В. Моисеев, А. Е. Петров и др.; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 400 с.
7. Сидорова Е. В. Используем сервисы Google: Электронный кабинет преподавателя. — СПб.: БХВ–Петербург, 2010. — 288 с.
8. Трайнев В. А. Дистанционное обучение и его развитие / В. А. Трайнев, В. Ф. Гуркин, О. В. Трайнев; Под ред В. А. Трайнева. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. — 294 с.
9. Трайнев В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. — 320 с.