В статье анализируются особенности профилизации образовательной среды на педагогическом уровне. Рассматриваются следующие проблемы: формирование профессиональной мотивации будущего специалиста в условиях профильной образовательной среды; дифференциация обучения в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и потребностями обучающихся; формирование готовности обучающихся осуществлять эффективный выбор траектории образования.
Ключевые слова: профилизация, образовательная среда, особенности, педагогический уровень.
Учитывая требования к организации содержания, форм и методов профильного образовательного процесса и требования, предъявляемые к качеству функциональной грамотности будущего специалиста, особенности профилизации образовательной среды следует рассматривать на педагогическом и организационном уровнях.
Рассмотрим особенности профилизации образования на педагогическом уровне:
1) Формирование профессиональной мотивации будущего специалиста в условиях профильной образовательной среды.
Проблеме профессиональной мотивации посвящен ряд исследований. В работах Н. А. Бакшаевой, А. А. Вербицкого, Е. П. Ильина, Е. В. Коневой, А. К. Марковой, Ю. К. Стрелкова, В. Д. Шадрикова, Н. П. Фетискина, А. П. Чернявской, Ю. К. Черновой профессиональная мотивация определяется как движущая сила качественного обучения в школе, вузе, которая является основой формирования высококлассного специалиста. Мы полагаем, что обучение в учреждениях профильной образовательной среды должно быть также подчинено формированию профессиональной мотивации.
С учетом условий профилизации образовательной среды под процессом формирования профессиональной мотивации будущего специалиста нами понимается деятельность педагога, побуждающую учащегося профильного образовательного учреждения: 1) к обоснованному объективными условиями выбору будущим специалистом будущей профессии и связанному с этим выбору конкретного вуза; 2) к самостоятельному творческому и научному профессиональному росту и развитию.
В данном определении нами подчеркивается объективность условий выбора будущим специалистом профессии и соответствующего данному выбору вуза. К объективным условиям мы относим деятельность педагогов и психологов профильной образовательной среды по профессиональному консультированию, профессиональному самоопределению учащихся профильного образовательного учреждения, основанную на принципах профилизации образовательной среды, в отличие от субъективных условий формирования профессиональной мотивации у обучающихся традиционных учебных заведений (близость расположения вуза, престиж выбранной профессии, совет друзей).
Формирование профессиональной мотивации в условиях профилизации образования осуществляется на всех этапах обучения различными средствами.
Средствами формирования профессиональной мотивации на этапе дошкольного образования являются: знакомство с миром профессий; определение способностей ребенка в определенной сфере деятельности; выявление уровня потенциальных возможностей ребенка; представление ребенку в игровой форме знаний об интересующей профессии; занятия детей с учителями начальной школы; экскурсии в школу.
Средства формирования профессиональной мотивации на этапе общего образования: развитие профессиональной направленности средствами учебных предметов; сообщение учащимся элементарных знаний из выбранной профессиональной сферы; развитие требуемых качеств будущего специалиста; горизонтальная и вертикальная преемственность в обучении; последовательность в передаче профессионально ориентированных знаний, умений, навыков; экскурсии в вуз выбранной профессиональной специализации, знакомство с преподавателями вуза; экскурсии на предприятие интересующего профессионального профиля.
Средствами формирования профессиональной мотивации на этапе профессионального образования являются: использование профессионально направленных знаний, умений, навыков, полученных на предыдущих этапах обучения; использование горизонтальных и вертикальных связей в профессиональном обучении; использование возможностей каждого учебного предмета для сообщения профессионально значимых знаний, умений, навыков; производственная практика на предприятии выбранного профиля; трудоустройство выпускника на предприятие или в организацию, сотрудничающую с профильными учебными заведениями.
Использование вышеперечисленных средств формирования профессиональной мотивации будущего специалиста на всех этапах обучения в профильных учебных заведениях и реализация принципа профилизации образовательной среды в обучении в профильных образовательных учреждениях позволяют сформировать устойчивую профессиональную мотивацию. Мотивация к будущей профессиональной деятельности реализуется через создание условий выбора профессии для целенаправленного овладения основами профессиональных знаний.
Методически и психологически грамотно организованная работа педагогов и психологов профильных учебных заведениях на всех ступенях обучения способствует формированию мотивации будущего специалиста с использованием возможностей всех блоков её средств, что превращает неосознанные, импульсивные и неустойчивые мотивы обучения в устойчивые, осознанные, избирательные, перспективные.
2) Важной особенностью профилизации образовательной среды является дифференциация обучения, позволяющая реализовать возможность создания профильных образовательных учреждений на основе индивидуальных образовательных программ в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и потребностями будущих специалистов.
Согласно терминологическому словарю дифференциация в целом означает учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-нибудь особенностей для отдельного обучения [1, с.17]. На наш взгляд следует обозначить различия между уровневой и профильной дифференциацией. Если под уровневой дифференциацией понимается такая организация обучения, при которой учащиеся и студенты имеют возможность и право усваивать содержание обучения на различных уровнях глубины и сложности (частным случаем уровневой дифференциации является углубленное изучение отдельных предметов) [1, с.40], то в основе профильной дифференциации лежит возможность и право выбора будущим специалистом профиля обучения, соответствующего его личностным и профессиональным интересам и склонностям.
В контексте профилизации образовательной среды дифференциация обучения — это организация и методика обучения, при которой каждый учащийся и студент, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям. В настоящее время дифференциация обучения рассматривается, прежде всего, как средство осуществления профильного обучения.
3) Особенностью профилизации образовательной среды является формирование готовности учащихся осуществлять эффективный выбор варианта жизнедеятельности, жизненной траектории на рефлексивной основе; оказание помощи в самоопределении, в профессиональной ориентации, в развитии способности к непрерывному самообразованию, самоорганизации, саморегуляции, самосовершенствованию как основа профилизации образовательной среды.
Профилизация социума и образовательной среды является общефилософской идеей — идеей выбора. Проблема выбора возникает перед личностью на всех жизненных этапах во всех возрастных периодах. Анализу проблемы формирования готовности личности к эффективному выбору посвящен ряд психолого-педагогических исследований.
Так, в исследованиях А. Маслоу подчеркивается, что выбор в пользу роста является одним из восьми путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, один из типов поведения, ведущих к самоактуализации: «Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу роста. Выбирать рост — значит открыть себя новому, неожиданному опыту» [2, с.75]. Данный путь помогает развить способность «лучшего жизненного выбора».
Культура выбора, на наш взгляд, должна формироваться у ребенка еще в детстве. Предоставляя ребенку на ранних этапах развития право выбора, мы формируем его готовность к эффективному выбору на более поздних этапах развития, в частности, к выбору образовательной траектории и будущей специальности.
По мнению Е. В. Ворониной, обновление уклада школьной жизни будет действенным, если учащимся и их родителям будет предоставлена возможность выбора содержания вариативной части учебного плана, степени сложности учебных задач, темпа усвоения учебного материала, учителю предоставлен выбор содержания, средств, методов и форм обучения, способа экспертизы знаний учащихся [3, с.7].
На наш взгляд, обучение в условиях профилизации образовательной среды, оказывая помощь в самоопределении, в профессиональной ориентации, в развитии способности к непрерывному самообразованию, самоорганизации, саморегуляции, самосовершенствованию, способствует формированию умений и готовности будущего специалиста осуществлять оптимальный выбор варианта жизнедеятельности, жизненной траектории на рефлексивной основе.
Особенностями профилизации на организационном уровне являются:
1) Обеспечение возможности различных вариантов взаимодействия образовательных учреждений в рамках профильной образовательной среды.
В условиях рыночных отношений традиционная система подготовки специалистов оказалась инертной и неэффективной. Это привело к созданию во всех регионах страны большого числа образовательных учреждений, многие из которых используют новые, более гибкие формы организации учебного процесса, инновационные программы, лучшие достижения отечественной и зарубежной науки и практики.
В целях повышения эффективности деятельности образовательных учреждений в вопросе подготовки высококлассных специалистов актуализировался вопрос различных вариантов их взаимодействия. Вариантом реализации вертикальных и горизонтальных вариантов взаимодействия образовательных учреждений различного типа и профиля на региональном уровне является создание многопрофильного образовательного комплекса.
Обеспечение возможности различных вариантов взаимодействия образовательных учреждений в рамках многопрофильного образовательного комплекса является одной из особенностей профилизации образовательной среды.
2) Другой важной особенностьюпрофилизации образовательной среды является моделирование профильного образовательного пространства для обеспечения образовательных услуг по реализации профильного обучения с учетом требований региона и возможностей образовательного учреждения.
Организация и деятельность профильной образовательной среды (как вариант — университетских комплексов) обеспечивает: повышение качества преподавания в колледжах и профессиональных училищах; повышение социального статуса и социальной мобильности студентов и преподавателей колледжей и техникумов; повышение гибкости структуры профессионального образования, возможность быстрой адаптации к изменениям рынка труда; рост эффективности использования материальных и кадровых ресурсов.
Таким образом, названные особенности характеризуют развитие процесса профилизации образовательной среды на педагогическом и организационном уровнях.
Литература:
1. Молчанов, С. Г. Предпрофильное и профильное образование (терминологический словарь): Учебное пособие [Текст] / С. Г. Молчанов, Р. Я. Симонян. — Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. — 48 с.
2. Maslow, A. H. Motivation and Personality / A. H. Maslow. — N.Y., 1954.
3. Воронина, Е. В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение [Текст] / Е. В. Воронина. — М.: «5 за знания», 2006. — 256 с. — («Методическая библиотека»).