В статье рассматривается процесс профилизации образовательной среды как способ обеспечения нового качества образования. Выделяются основные составляющие понятия «качество». Анализируются характеристики и совокупность свойств, определяющих качество современного образования в целом, и качество профилизации образовательной среды в частности.
Ключевые слова: профилизация, образовательная среда, способ обеспечения, качество.
Сущность профилизации образовательной среды как инновационного процесса основывается на обосновании методических основ его качества, содержание которого раскрывается на основе анализа понятий «качество», «качество образования», «качество профилизации образовательной среды».
Согласно определению, данного С. Ю. Головиным «Анализ — процесс расчленения целого предмета или явления на составные части — в плане мысленных представлений или материального моделирования» [1, с.13].
С. Г. Молчанов, Р. Я. Симонян определяют анализ как «метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей изучаемой системы» [2, с.31].
Принимая во внимание необходимость рассмотрения при анализе явления или процесса его составных частей, отмечаемую в представленных определениях, выделим основные составляющие понятия «качество».
В исследованиях Б. М. Бим-Бада, Б. С. Гершунского, Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова, В. М. Коротова, Б. Т. Лихачева, Н. Ф. Радионовой, Е. С. Рапоцевича и др. под качеством понимается: 1) объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств; 2) целостная, относительно устойчивая совокупность свойств, определяющая специфику данного предмета или явления.
М. М. Поташник определяет качество образования как «соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты».
Качество образования основано на качественных характеристиках образовательной среды. Образовательная среда составляет диалектическое единство своих пространственно-предметных и социальных компонентов, тесно связанных между собой и взаимообусловленных. Качество образовательной среды определяется как качеством пространственно-предметного содержания данной среды, так и качеством социальных отношений в данной среде, а также качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды (А. И. Наймушин).
Под качеством понимается:
«1) объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств;
2) целостная, относительно устойчивая совокупность свойств, определяющая специфику данного предмета или явления» [2, с.20].
Рассмотрим основные характеристики и совокупность свойств, определяющих качество современного образования в целом, и качество профилизации образовательной среды в частности.
Основываясь на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одним из основных приоритетов социальной и экономической политики РФ в области развития человеческого потенциала является структурная и технологическая модернизация образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения [3, с.20].
В условиях изменяющегося рынка труда возникает потребность в повышении качества образования и его важнейшей составляющей — подготовки молодежи к социально-профессиональному самоопределению.
Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина признано стратегической целью государственной политики в области образования [3, с.42].
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
1) обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе — обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;
2) создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
3) формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.
Анализ научной психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что реализация данных приоритетных задач повышения доступности качественного образования, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, возможна в условиях профилизации образовательной среды, предусматривающей усиление практической и профессионально-ориентированной направленности образования при сохранении основ его фундаментальности.
Значение качественной характеристики процесса профилизации образовательной среды подчеркивается также в исследованиях Д. Г. Бикбулатовой, Д. В. Бочкова, Э. Ф. Зеер, Н. Т. Ломакиной, З. А. Редько, Г. М. Романцева и др.
Так в исследованиях Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцева отмечается, что «цель профильного обучения отражает социальный заказ на качество знаний, умений и навыков» [4, с.16]. Авторы подчеркивают, что характерными чертами качественного профильного образования является его ориентация на «становление социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом» [4, с.20].
В трудах Н. Т. Ломакиной, Д. В. Бочкова, Д. Г. Бикбулатовой реализация концепции профилизации образовательной среды рассматривается как один из способов достижения «нового качества образования, решения задач в соответствии с изменениями в социальной жизни и определения места современного выпускника в ней» [5, с.7].
Определяя профильное обучение как новую модель структуры образования, З. А. Редько выделяет следующие его характеристики:
«а) Доступность, качество и эффективность использования ресурсов (человеческих, информационных, материальных, финансовых) с целью реализации принципа личностно-ориентированного, дифференцированного и индивидуального образования на основе вариативности образовательных программ образования.
б) Доступность образования будет рассматриваться как соответствие образовательных услуг, предоставляемых учащимся, образовательным возможностям учащихся.
в) Качество образования — соответствие результатов образования сформированным требованиям личности.
г) Эффективность — соответствие результатов образования средствам, затраченным на его содержание» [6, с.19–23].
Среди перечисленных характеристик профильного обучения качественные показатели являются также доминирующими.
Анализ научной психолого-педагогической литературы (В. Н. Андреев, В. С. Безрукова, В. П. Беспалько, А. Л. Бусыгина, В. А. Гусев, А. К. Колеченко, В. Ю. Кричевский, Н. Ф. Талызина, Ю. К. Чернова и др.) свидетельствует о том, что развитие педагогического тезауруса основывается на его приращении с помощью таких понятий как современные технологии обучения, где значительное внимание уделяется методологии квалиметрии качества образования (Н. А. Селезнева, А. И. Субетто, Ю. К. Чернова, В. В. Щипанов и др.).
Так, по мнению Ю. К. Черновой «вопросы, связанные с качеством образования, нужно рассматривать через призму концептуальных и методических разработок» [7, с.27].
Методические основы реализации концепции профилизации образовательной среды являются, на наш взгляд, способом реализации методологии квалиметрии качества.
Качество признается рядом педагогов и психологов (Т. И. Шамова, А. Н. Худин, Г. Н. Подчалимова, И. В. Ильина, С. Н. Белова и др.) ведущим критерием профилизации образовательного пространства, которое «во многом определяется внутренней системой обеспечения качества образовательного процесса в профильных образовательных учреждениях; процесса его ресурсного обеспечения; качеством управления этими процессами, а также внешней системой обеспечения качества профильного обучения» [8, с.44], представленной взаимодействием профильных образовательных учреждений различного уровня и профиля.
Основываясь на подходах к понятиям «качество», «качество образования», «качество образовательной среды», используемых в приведенных определениях, и, учитывая содержание процесса профилизации образовательной среды, качество профилизации образовательной среды определяется нами как характеристика ее субъективных и объективных компонентов, представляющих собой совокупность личностно- и профессионально-направленных знаний, умений, навыков, компетенций, формируемых у обучающихся на каждом этапе образования в условиях профилизации образовательной среды, соответствующая уровню образовательных программ и поставленным субъектами педагогического процесса целям.
Таким образом, профилизация образовательной среды является способом достижения нового качества образования на основе обеспечения интегративной преемственности образовательно-воспитательного и научно-производственного потенциала региона. Профессионально-ориентированное профильное обучение и воспитание в рамках профилизации образовательной среды способствует целенаправленной подготовке будущего специалиста заданного профиля, соответствующего запросам рынка труда и востребованного промышленностью и производством региона.
Литература:
1. Словарь психолога-практика [Текст] / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Харвест, 2001. — 976 с. — (Библиотека практической психологии).
2. Молчанов, С. Г. Предпрофильное и профильное образование (терминологический словарь): Учебное пособие [Текст] / С. Г. Молчанов, Р. Я. Симонян. — Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. — 48 с.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) [Текст] — 194 с. // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации.
4. Зеер, Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование [Текст] / Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 16–21.
5. Ломакина, Н. Т. Социолого-экономическое направление профильного обучения: состояние и проблемы. Учебное пособие. [Текст] / Н. Т. Ломакина, Д. В. Бочков, Д. Г. Бикбулатова. — Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2003. — 21 с.
6. Редько, З. А. Профильная школа и профильное образование — реальность [Текст] / З. А. Редько // Наука и школа в Татарстане. — 2002. — № 8. — С. 19–23.
7. Чернова, Ю. К. Управление компетентностью как условие эффективного внедрения систем менеджмента качества [Текст] / Ю. К. Чернова // Вестник СамГТУ. Серия «Психолого-педагогические науки». № 48. — 2006. — 148 с.
8. Шамова, Т. И. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода [Текст] / Т. И. Шамова, А. Н. Худин и др. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. — 160 с.