Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 14.04.2014

Статья просмотрена: 3474 раза

Библиографическое описание:

Вовк, М. А. Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе / М. А. Вовк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5.1 (64.1). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10298/ (дата обращения: 16.11.2024).

В настоящее время безопасное поведение является одним из важнейших условий обеспечения личной безопасности каждого человека и общества в целом. Формирование способов безопасного поведения – процесс непрерывный, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Особое значение в этом процессе принадлежит периоду обучения в школе, поскольку именно этом возрасте закладываются основы здоровья и личности человека. Значит, на общеобразовательную школу ложится ответственность не только за обучение детей и подростков, но и за формирование у них культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.

Непосредственными целями любого школьного учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний, овладение определенными умениями и навыками. При этом под умением понимается способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности и совершаемому сознательно, а навык рассматривается как автоматизированное умение (способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности). Формирование у учащихся умений и навыков безопасного поведения – одна из важных задач школы. Это находит отражение и в профессиональном педагогическом образовании: методическая подготовка к работе по формированию у школьников практических умений является неотъемлемой составляющей содержания профессионального образования будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности [3, 4, 6].

Для формирования основ безопасного поведения школьников в учреждении необходимо организовать образовательную систему, включающую все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально-ритмическую). При этом особое место в такой системе должно быть отведено работе с младшими школьниками. Почему?

Это связано с возрастными психологическими и физиологическими особенностями учащихся начальных классов. С семи лет происходят существенные изменения в жизни ребенка: отношения со сверстниками, взрослыми, виды деятельности. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности. В биологическом отношении младшие школьники переживают значительные изменения: замедляется рост, увеличивается вес, скелет подвергается окостенению, интенсивно развивается мышечная система, все ткани организма находятся в состоянии роста, значительно возрастает сила мышц. Совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции полушарий головного мозга. Изменяется и развивается психика ребёнка. Во взаимоотношениях процессов возбуждения и торможения преобладают процессы возбуждения, поэтому возбудимость младших школьников высока. Младший школьный возраст - время серьезной физиологической перестройки организма. На момент поступления в школу наблюдается снижение активности вилочковой железы (орган иммунной защиты у маленьких детей) и увеличение активности других желез: гипофиза, половых желез, надпочечников. Это требует от организма активизации всех ресурсов. Дети младшего школьного возраста нуждаются в особенно бережном и внимательном отношении.

Статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Еще в 2008 году Президент РФ (Д.А.Медведев) в своем Послании Федеральному Собранию подчеркнул: «Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая» [7, с.19]. Президент отметил, что «… дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны … и педагоги…», при этом «… к каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход…» [7, с.19].

Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К наиболее распространённым хроническим заболеваниям относятся болезни органов дыхания, уха, горла, носа, расстройства обмена веществ, нарушение осанки. В связи с этим возрастает актуальность разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на школьных уроках и во внеурочное время, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на их физическое воспитание. Первостепенную роль в решении данных вопросов призваны сыграть школьные курсы физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности [2].

Физическое воспитание детей – непременное условие их всестороннего развития, подготовки к жизни и труду, формирования двигательных умений и навыков, достижения высокого уровня физической подготовки. Как показывает педагогическая практика, наиболее эффективно оно реализуется в спортивно-оздоровительной работе с учащимися.

Цель спортивно-оздоровительной работы - охрана и укрепление здоровья детей, коррекция зрительных функций и формирование двигательных навыков детей, позволяющих достигнуть соответствующего возрасту уровня развития основных движений и физических качеств. Целенаправленная и систематическая внеклассная и внешкольная воспитательная работа в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие личности. Важно, что вопросам внеклассной и внешкольной работы с учащимися, возможностям этих форм организации учебного процесса в формировании у обучающихся умений безопасного поведения большое внимание уделяется в содержании профессиональной подготовки будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности [1, 5].

Известно, что физкультурные мероприятия способствуют организации целесообразного отдыха, укреплению здоровья, закаливанию организма, нормализации поведения, содействуют воспитанию коллективизма и взаимовыручки, дисциплинированности и ответственности. Такие мероприятия позволяют максимально использовать природные оздоровительные факторы: свежий воздух, лес (парк), воду.

Как может быть организовать активный досуг младших школьников? В педагогической практике широко используются такие виды внеклассной и внешкольной работы с детьми, как пешеходные экскурсии, походы, соревнования, спортивные праздники. Традиционными во многих школах являются мероприятия: «Весёлые старты», «А ну-ка, мальчики!», «Папа, мама, я – спортивная семья», «День здоровья» и др. Большой интерес у детей вызывают игры-викторины на спортивную тематику, беседы и классные часы на темы: «Режим дня», «Профилактика вредных привычек», «Я и моё здоровье». Следует отметить, что для проведения разнообразной спортивно-оздоровительной работы со школьниками необходимо наличие соответствующего спортивного инвентаря, спортивного зала, спортивной площадки, отвечающим требованиям СанПиНа.

С целью выявления условий формирования и развития умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе нами был изучен опыт работы учителей физической культуры и учителей основ безопасности жизнедеятельности ряда школ Санкт-Петербурга. Кроме того, автором статьи был проанализирован и обобщен собственный опыт работы в качестве хореографа с детьми начальных классов (школа №235, Санкт-Петербург).

Проведенное исследование показало, что в процессе своей деятельности учителя производят выбор методов обучения в соответствии с возрастными особенностями школьников. Отбор содержания учебного материала и планирование учебных занятий с учащимися младших классов производятся с учетом результатов предварительной диагностики знаний, умений и навыков школьников. Умения безопасного поведения у младших школьников учителя формируют, активно используя игровые методы обучения. На уроках, внеклассных мероприятиях педагоги стараются обеспечить большую моторную плотность занятия при правильной дозировке нагрузки, развивать у учащихся силу, быстроту, ловкость и выносливость, воспитывать смелость, настойчивость, дисциплинированность, формировать адекватную самооценку личности, высокую социальную адаптацию в коллективном общении и взаимодействии. При этом активно используется разнообразный спортивный инвентарь и комбинированные снаряды. Большое внимание учителя уделяют соблюдению санитарно-гигиенического режима, формированию гигиенических навыков учащихся, работе по предупреждению детского травматизма.

При организации спортивно-оздоровительной работы с детьми важно учитывать роль и возможности семей учащихся. Известно, что если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам, которые культивируются в его семье. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Какие полезные привычки культивируются в семье? Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе и т.д. Поэтому работа с родителями школьников является важной составляющей деятельности педагога, организующего спортивно-оздоровительную работу с детьми.

Какие аргументы приводят родители, не уделяющие внимания здоровью своих детей? Как показывает практика, наиболее распространенные следующие: «некогда, нужно кормить семью», «нет времени», «нет времени и денег на платные секции и кружки». Родителям младших школьников нужно терпеливо разъяснять, что не всегда и не за все нужно платить, что достаточно вместе с ребенком ежедневно утром или вечером 10 минут подвигаться и уже это непременно приведет к позитивным результатам. Ребенку важно, чтобы папа и мама делали упражнения вместе с ним, помогая ему и одобряя его. В педагогической практике используются такие формы работы с родителями, как беседы, лекции специалистов («родительский лекторий») и т.п. Но наиболее эффективным является непосредственное включение родителей в образовательный процесс: помощь в подготовке и проведении игр и соревнований, участие в спортивных мероприятиях вместе с детьми (турпоходы, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья и др.).

Таким образом, формирование и развитие у учащихся умений безопасного поведения – важное направление образовательной деятельности школы. В учреждении должна быть сформирована и эффективно функционировать система образования школьников в области безопасности жизнедеятельности. При этом особое место в такой системе уделяется организации работы с младшими школьниками.

Педагогическая работа по формированию у младших школьников умений безопасного поведения предполагает целенаправленное и систематическое включение учащихся в различные виды деятельности, среди которых важное место принадлежит спортивно-оздоровительной работе. К содержанию и организации спортивно-оздоровительной работы с учащимися начальных классов необходимо подходить комплексно: учитывать возможности учреждения, места проживания, активно привлекать к такой работе родителей школьников.

Литература:

  1. Абрамова В.Ю. Осуществление профессионально-методической подготовки магистров при изучении курса по выбору «Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности» /Молодой ученый, 2012. - №9. - С.260-263.
  2. Костецкая Г.А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы //Безопасность жизнедеятельности. - №10/2012. – М.: «Новые технологии», 2012. – С.37-40.
  3. Костецкая Г.А. Учебно-производственная практика в профессиональной подготовке специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности //Научное мнение: научный журнал /Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2012. - №4. –С.71-75.
  4. Костецкая Г.А., Киселева Э.М. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов //Научно-технические ведомости СПбГПУ. – Серия «Гуманитарные и общественные науки». - №2 (148) / 2012. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2012. – С.54-60.
  5. Попова Р.И., Силакова О.В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися // Мир науки, культуры, образования, 2011. - №5. - С. 63-66.
  6. Спицына Т.А. Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету //Молодой ученый, 2013. – №8. – С.429-432.
  7. www.kremlin.ru/transcripts/1968 - Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, спортивно-оздоровительная работа, ребенок, формирование, область безопасности жизнедеятельности, педагогическая практика, умение, школьник, внешкольная работа, младший школьный возраст.


Похожие статьи

Воспитание культуры здорового образа жизни у младших школьников в условиях взаимодействия с семьей

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников

Формирование осознанного безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Формирование позитивного ценностного отношения к физической культуре и спорту у школьников

Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Формирование учебно-познавательной компетенции у младших школьников

Активизация познавательной активности обучающихся на уроках физики

Похожие статьи

Воспитание культуры здорового образа жизни у младших школьников в условиях взаимодействия с семьей

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников

Формирование осознанного безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Формирование позитивного ценностного отношения к физической культуре и спорту у школьников

Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Формирование учебно-познавательной компетенции у младших школьников

Активизация познавательной активности обучающихся на уроках физики

Задать вопрос