В настоящее время в условиях углубления многих проблем современности, в том числе экологической, как никогда актуальна становится проблема воспитания личности, способной ответственно относится к своему здоровью и окружающей среде, разумно подходить к потреблению ресурсов, находить пути решения в техносферных условиях существования. В современной России формирование экологической культуры все чаще называется как одно из приоритетных направлений развития образования.
Формирование экологической культуры тесно связано с экологизацией мировоззрения. Современная концепция экологического образования (1991 г.) реализует междисциплинарный подход в экологизации мировоззрения. По мнению В.В.Николиной, экологизация мировоззрения выступает как система компонентов содержания образования (экологических знаний, опыта осуществления действия - умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности). Экологизация мировоззрения осуществляется различными путями, например, через создание специального учебного предмета и его сочетание с экологизацией содержания других предметов, а также интегрированное содержание тематических модулей в других предметах [1].
Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле [3]. Формирование экологической культуры осуществляется непрерывно через процесс обучения, воспитания и развития личности. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.
Исходя из этого, решаются три основные задачи:
1. по формированию экологических знаний.
2. по формированию системы интеллектуальных и практических умений и навыков по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды.
3. по формированию отношения к природе, воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на сохранение окружающей среды.
Формирование всех обозначенных и взаимосвязанных между собой компонентов осуществляется через систему экологического образования, которое реализуется во всех районах города Санкт-Петербурга. Система экологического образования в Красносельском районе включает пять основных направлений деятельности, направленной на повышению уровня экологической культуры школьников: экологические уроки, внеурочная деятельность, экологические мероприятия, организованные методическим советом учителей географии, биологии и ОБЖ, районный экологический фестиваль, международное сотрудничество по формированию экологической культуры учащихся.
В содержании экологического образования различают два вида компонентов: во-первых, связанные с формированием мировоззренческих и нравственных основ, во-вторых, конкретные экологические знания и умения, которые лежат в основе экологической культуры. Из этого следует вариативность формы включения экологического материала в учебные планы и программы. Необходимо отметить, что на сегодняшний день возможны три модели экологического образования в урочной деятельности (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суровегина, H.H. Родзович).
Многопредметная модель предполагает экологизацию содержания традиционных предметов как естественнонаучного, так и общественно-гуманитарного направлений. В этом случае экологическая проблематика рассредоточивается по различным образовательным областям. Экологические вопросы соотносятся с учебным материалом и логикой изучения отдельных предметов, входят в учебные программы.
Однопредметная модельоснована на изучении экологии в рамках самостоятельного предмета. Такой подход рекомендован Всемирной хартией охраны природы, в которой отмечено, что экологические курсы должны стать составной частью общей системы образования. Содержание предмета "Экология" объединяет знания о различных видах сложных взаимодействий: эколого-биологических, эколого-биосферных, социально-экологических.
Смешанная модель предполагает изучение экологии в рамках учебных предметов и во внеурочной деятельности. Смешанная модель считается наиболее перспективной. В этой модели содержание экологических знаний рассматривается с учетом особенностей традиционных учебных предметов, а также в отдельных курсах, которые разрабатываются для каждого этапа обучения. За счет вариативной части учебного плана вводятся предметы, интегрирующие экологические аспекты различных образовательных областей, факультативы и спецкурсы, посвященные проблемам экологии.
Представляется, что в настоящий момент экологическое образование в России ближе всего к многопредметной модели, которая предполагает экологизацию школьных дисциплин, то есть включение в их содержание экологических понятий и выделение в учебных программах тем, посвященных экологии [2].
Проблемы природопользования и охраны природы несомненно носят и мировоззренческий характер, так как наблюдается противоречие между необходимостью использования природных богатств человеком и активным воздействием на окружающую среду. Попытаться разрешить эти противоречия можно на уроках разного типа: семинарах, диалогах, дискуссиях, конференциях. Урок-суд, урок-экспертиза также помогут учащимся разобраться в вопросах природопользования и охраны природы, экологического состояния окружающей среды, установлении основных источников загрязнения, определении путей улучшения экологической обстановки. В старших классах целесообразно добавить лекционно-семинарскую систему занятий.
Во внеклассной работе можно выделить несколько направлений.
Во-первых, проведение различных экологических мероприятий в школах района. Приведем несколько примеров. В качестве дополнительного образования для совершенствования экологической грамотности учащихся в Школе экономики и права предлагаются разные спецкурсы. Так, в содержании спецкурса «Экология и этика» большое внимание уделяется этическим нормам и правилам поведения человека в природе. Спецкурс «Основы экологических знаний и рационального природопользования» знакомит учащихся с прикладной ролью экологии в целях рационального использования природных ресурсов, даёт фактическое обоснование необходимости бережного и разумного отношения к окружающему человека органическому и неорганическому миру.
Во многих школах проводятся научно-практические конференции, которые также помогают решать проблему экологического образования. При подготовке к конференции школьники выполняют исследовательские работы, например проекты, по самым разнообразным экологическим проблемам, например: «Биоритмы человека», «Экологический портрет кабинета биологии», «Исследование особенностей восприятия пространства» и т.д. Примером такого рода деятельности может служить и проект «Сохраним город, в котором живем», целью которого является изучение локальных экологических проблем на примере почвы, воды, воздуха и определение путей их решения.
Ведущая идея – от личной ответственности каждого зависит, каким станет наш город. Данный проект ориентирован на учеников 7–8 классов (и более старшего возраста). Основной формой организации учебной деятельности является групповая (по 5–7 человек в группе). Число групп определяется по числу блоков проекта: санитарно-гигиеническая характеристика Санкт-Петербурга (Красносельского района), охрана воздуха, санитарная охрана почв, гигиена питьевого водоснабжения, утилизация отходов, санитарный надзор за физическими факторами и т.д. В ходе работы проводится эксперимент, который ребята выполняют не только в школе, но и в центрах санэпидемнадзора Санкт-Петербурга и Красносельского района, в парках, в специализированных лабораториях, используя информацию сайта Комитета по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга. Экспериментальная часть включает: гигиену источников водоснабжения, гигиену источников купания, гигиену колодцев и родников, почву (пришкольного участка или прилегающей территории), мониторинг состояния атмосферы, влияние кислотности водного раствора на поглощение растениями ионов тяжелых металлов, имитацию экологических катастроф и изучение их влияния на жизнедеятельность живых организмов. По каждому из предложенных направлений исследования учащимися могут быть составлены рабочие таблицы, графики, диаграммы, отражающие состояние среды Санкт-Петербурга [1, 3].
Все эти работы дают возможность не только получить знания в результате проведённого экологического эксперимента по оценке состояния окружающей среды, но и развивают у учащихся умения и навыки работы с приборами, с лабораторным оборудованием, умения сравнивать полученные данные с нормативными показателями и делать соответствующие выводы.
Во всех школах проводится Неделя экологии, День Земли.
В школе №242 издаётся ежемесячная школьная экологическая газета «Звонок. Петрушка»; в школе №383 – «Памятники природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области».
Во-вторых, под руководством методического совета учителей географии Красносельского района (методист Кузнецова Елена Евгеньевна) ежегодно проводится конференция «Летопись добрых дел по сохранению природы». Большинство школ в разной форме представляют результаты своей работы в этом направлении:
Ø Презентации: «Природа – наше богатство» (школа №252), «Охрана озёр Красносельского района» (школа №247), «Полежаевский парк» (ШЭиП);
Ø Видеоролики: «Природные источники питьевой воды в районе и проблемы их сохранения» (школа №200), «Экологический десант по уборке мусора и озеленению пришкольной территории» (школа №352);
Ø Фотовыставки (школы №352, №247), коллекции плакатов и рисунков (школа №414);
Ø Проект восстановления исторического ландшафта на территории бывшей усадьбы Демидовых; (лицей №395);
Ø Сценарии экологических спектаклей.
В-третьих, экологический фестиваль, который ежегодно проводится по инициативе Отдела благоустройства и дорожного хозяйства Администрации Красносельского района. Участие в фестивале стало традицией во многих школах района. И по объёму работы, успешно выполненной за этот срок, по положительным отзывам многочисленных участников-школьников наших образовательных учреждений, можно сделать вывод: этот проект оказался успешным и оказал положительное влияние на повышение экологической культуры молодёжи. В рамках проекта выделяется несколько направлений: экологический дозор, экологическая фотография, экорифма, экокомикс, экофильм, научно-практическая конференция для старшеклассников.
Вопросы охраны окружающей среды не имеют границ. Решение проблемы в отдельно взятой стране не решит проблему в целом. Поэтому школы Красносельского района участвуют в международных экологических проектах: Российско-Великобританский проект: «Театр климатического действия» (школа №352); Российско-Финский проект: «Укрепление российско-финского сетевого взаимодействия по экологическому и культурному образованию» (лицей №395).
Таким образом, сочетая разнообразные формы обучения и организации деятельности, учебно- и научно-исследовательскую работу по экологическому образованию, в Красносельском районе создаются хорошие предпосылки для повышения уровня экологической культуры учащихся.
Литература:
1. Вилейто Т.В., Нормантович Н.Д. О формировании основ экологической культуры в курсе «основы безопасности жизнедеятельности / Глобальные проблемы современного мира и готовность к ним общества: сборник материалов X Межвузовской студенческая научно-практическая конференция: 12 апреля 2011 года. Санкт-Петербург. – СПб: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 2011. – 183 с.
2. Горбачев С.В. Формирование экологической культуры школьников на основе межпредметной интеграции; / Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции 23 ноября – СПб.: Лема , 2010 – 193 с.
3. Нестеров Е.М., Соломин В.П., Верещагина Н.О., Вилейто Т.В. Природа Санкт-Петербурга: Учебно-методическое пособие: Книга для учителя / Авторы: Нестеров Е.М., Соломин В.П., Верещагина Н.О., Вилейто Т.В. – СПб.: ООО «ТЕССА», 2007. – 95 с.