Развитие общества и государства сегодня во многом зависит от разрешения основной проблемы — обеспечения безопасности граждан как от внешних, так и от внутренних угроз, когда гарантированными являются защита жизни и сохранение здоровья каждого гражданина и, безусловно, безопасное развитие подрастающего поколения. Таким образом, курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений появился не случайно, его введение в учебный процесс было вызвано самой жизнью. Это обусловило возникновение нового направления педагогических исследований - изучение проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников.
Особенности функционирования культуры безопасности жизнедеятельности неразрывно связаны с характером и вектором направленности происходящих в обществе изменений, стремительного роста нематериальных компонентов, формирования знаний в разных отраслях (экология, экономика и т.д.), влияния информационной реальности; скорости взаимодействия обратных связей; уровня анализа состояния опасностей, их динамики и трансформации среды (как внутренней, так и внешней) [1].
В связи с тем, что все виды человеческой деятельности можно рассматривать как потенциально опасные, воспитывая культуру безопасности жизнедеятельности прежде всего у школьников необходимо формировать мотивацию к безопасности, развивать знание законов безопасности и умение безопасно действовать в различных ситуациях, вырабатывать навыки безопасного поведения. При этом следует акцентировать внимание на том, что предотвратить опасную ситуацию гораздо проще, чем правильно действовать в результате возникшей угрозы [4].
Вследствие этого, основной целью формирования культуры безопасности жизнедеятельности можно считать воспитание такого типа людей, при котором обеспечение безопасности жизнедеятельности является основной внутренней потребностью. Для этого выявим основные педагогические задачи [2.5] (рис.1):
Рисунок 1 Основные педагогические задачи формирования культуры безопасности жизнедеятельности
Безусловно, ведущая роль в процессе подготовки к обеспечению безопасной жизнедеятельности принадлежит школе.
Процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности имеет свою внутреннюю логику. Определение содержания и распределение тематики ОБЖ по ступеням и учебным годам общего образования соответствует возрастным особенностям и возможностям обучающихся по освоению материала с учетом региональных и местных особенностей.
Именно в школе ребенок проводит значительный период своей жизни. Школьная пора для любого человека это время взросления и, порой, единственный период включения в систему обязательного образования. Следовательно, школьный курс "Основы безопасности жизнедеятельности" приобретает центральную роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности как основы личного и общественного благосостояния и стабильного долгосрочного развития и совершенствования. Однако, как показывает опыт, изучение данной дисциплины зачастую сводится к совокупности формальных знаний и разрозненных умений, не доведенных до уровня ценностных отношений и опыта действия в реальных условиях. Это не позволяет воспитать внутреннюю потребность к обеспечению, как собственной безопасности, так и безопасности окружающих. Вместе с тем, именно ценностные отношения личности являются ядром культуры безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, недостаток практического обучения стимулирует поиск новых путей к формированию культуры безопасности жизнедеятельности школьников, которые могли бы способствовать повышению эффективности решения поставленной перед школой и системой образования в целом, задачи.
Одним из таких путей может быть обращение к летнему каникулярному периоду, так как это позволяет обеспечить непрерывность становления культуры безопасности жизнедеятельности школьников и носит деятельностный, практико-ориентирующий характер. В связи с тем, что в летний период воспитательную и образовательную функцию в большей степени выполняет дополнительное образование необходимым обеспечить интеграцию возможностей среднего (полного) и дополнительного образования.
Программы дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности необходимо разрабатывать с учетом признаков безопасности человека и общества [3]. В научной, учебной и научно-методической литературе называются:
· состояние среды обитания, при котором с определенной вероятностью исключено причинение морального, материального, экономического или физического ущерба человеку;
· отсутствие вредных или опасных факторов жизнедеятельности;
· готовность человека к профилактике, преодолению без ущерба, минимизации (с минимальными, т.е. допустимыми, потерями), устранению негативных последствий воздействия вредных и опасных факторов жизнедеятельности;
· мера защищенности организмов от внутренних и внешних опасностей (средство оценки уровня риска, защищенности);
· система мер защиты человека и среды обитания от опасностей (средство обеспечения защищенности, профилактики рисков);
· состояние, при котором риск сведен к объективному минимуму;
· степень защищенности человека, его способность обеспечивать личную безопасность, сознательно снижая степень риска, связанного с деятельностью.
Подводя итог, следует сделать вывод о том, что взаимосвязь школьного и дополнительного обучения не ограничивается проблемой согласованности педагогических программ. Помимо этого, практика совместной деятельности включает и опыт использования материальной базы и кадров учреждений дополнительного образования для проведения занятий со школьниками по обычным учебным предметам. Таким образом, следует отметить, что именно дополнительное образование с присущим ему практико-ориентированным подходом способно восполнить существующую лакуну.
Литература:
1. Есипова А.А., Ребко Э.М. Культура безопасности жизнедеятельности как интегральное качество личности [Текст] / А. А. Есипова, Э.М. Ребко // ПИСЬМА В ЭМИССИЯ.ОФФЛАЙН. – 2012. - №5. – С. 1803.
2. Мишин Б. Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России // Основы безопасности жизни. − 1998. − № 8. − С. 3-6.
3. Ребко Э. М. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах [Текст] / Э. М. Ребко // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 850-851.
4. Ребко Э. М. Развитие культуры здоровья студентов как основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности [Текст] / Э. М. Ребко, А. П. Федорова // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1005-1009.
5. Соломин В.П., Маликова Т.В., Михайлов Л.А. Психологическая безопасность. Учебное пособие для вузов. СПб.: ДРОФА, 2008. – 288 с.