Техногенные опасности и угрозы человечество ощутило и осознало несколько позже, чем природные. Лишь с достижением определенного этапа развития техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы.
Техногенные чрезвычайные ситуации связаны с техническим прогрессом и связанной с ним производственной деятельностью человека. Наибольшую опасность в техногенной сфере представляют транспортные аварии, взрывы и пожары, радиационные аварии, аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ и др. Нарастание риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций обусловлено с ростом масштабов и сложности производства; снижением уровня профессиональной подготовки персонала предприятий; технологической отсталостью производства; низкие темпы внедрения безопасных технологий. Основным источником техногенных чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) являются потенциально опасные объекты (ПОО). В связи с этим возникает необходимость изучения действий (инструкций) при ЧС техногенного характера в школе.
В настоящее время в образовательном процессе организация подготовки школьников к действиям в ЧС техногенного характера является одним из ключевых вопросов. Анализ литературных источников [1,2,3] показал, что курс «Основы безопасности жизнедеятельности» призван закрепить не только знания об элементах социальных и технических систем безопасности, но и правила безопасного поведения при ЧС техногенного характера. В комплексе требований, предъявляемых к школьникам, большое место занимает умение самостоятельно ориентироваться в ситуации, вырабатывать алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях и в частности в ЧС техногенного характера.
В современных условиях обучения повысилось внимание учителей к выработке алгоритма безопасного поведения в ЧС при изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Наряду с этим, в вопросах подготовки к безопасному поведению в ЧС техногенного характера, встречаются и недостатки: отсутствует система самостоятельных и практических работ по «Основам безопасности жизнедеятельности»; недостаточна материальная база для отработки практических навыков, нет возможности закрепления теоретического материала на практике. Существующие недостатки по организации подготовки к безопасному поведению в ЧС техногенного характера учащихся порождает противоречие между потребностью школы в повышении эффективности учебного процесса и отсутствием оптимальных методик отработки практических навыков безопасного поведения в ЧС.
По этому вопросу нами было проведено исследование на базе школы №412 Петродворцового района. По результатам тестирования мы получили широкий спектр понимания исследуемых вопросов. В тестировании принимали участие 34 ученика по разделам курса ОБЖ 8 класса: «Аварии с выбросом радиоактивных веществ»; «Аварии с выбросом АХОВ». В таблице представлены результаты нашего исследования, в котором оценивалось понимание теоретического и практического учебного материала по теме «Аварии с выбросом радиоактивных веществ». Тестирование показало, что 84% учащихся овладели материалом по данной теме. Наибольшее количество неправильных ответов приходится на вопросы теоретического характера.
Таблица 1
Анализ результатов тестирования учащихся 8 классов по теме «Аварии с выбросом радиоактивных веществ»
№ |
Вопрос |
Правиль ных ответов |
% |
Непра виль ных ответов |
% |
1 |
Цель йодной профилактики |
34 |
100 |
0 |
0 |
2 |
Противогаз служит для защиты органов дыхания, лица и глаз от |
30 |
88, 2 |
4 |
11,8 |
3 |
Услышав завывание сирен, прерывистые гудки предприятий вы |
32 |
95 |
2 |
5 |
4 |
Самым опасным излучением для человека является излучение |
30 |
88, 2 |
4 |
11,8 |
5 |
При облучении у человека может возникнуть |
26 |
76,4 |
8 |
23,6 |
6 |
Что образуется в результате выпадения радиоактивных веществ из атмосферы на землю |
30 |
88, 2 |
4 |
11,8 |
7 |
Каким образом население получает информацию об угрозе радиоактивного загрязнения района своего проживания? |
28 |
82, 4 |
6 |
17,6 |
8 |
Что такое естественная радиоактивность |
24 |
70 |
10 |
30 |
Итого: |
86% |
14% |
Тестирование не позволяет достаточно объективно выявить уровень сформированности практических действий при ЧС техногенного характера, поэтому мы провели занятие, где проверяли практические умения у учеников по данной теме. Оказалось, что практические действия при ЧС большинство учащихся демонстрируют в неполном объеме. Анализ программы и тематического планирования по ОБЖ для 8 класса показал, что на изучение темы «ЧС техногенного характера» отводится 26 часов. Несмотря на то, что по программе ОБЖ на практические занятия отводится 11 часов, практические навыки безопасного поведения при ЧС техногенного характера у учащихся находятся на достаточно низком уровне.
Ориентир на практические умения ЧС техногенного характера актуализирует постановку вопроса о практической ориентации уроков ОБЖ. Значимость данных уроков по курсу ОБЖ исходит из современных тенденций образования, например, такому как переориентация образования на деятельностно-компетентностный подход [4,5]. В практике обучения ОБЖ выделяют такой тип урока, которые называется урок формирования практических умений. Для формирования практических умений необходимы следующие методические условия: знания учащихся об изучаемых объектах; знания о способах познавательных и практических действий; упражнения в применении этих знаний. Особенностью структуры такого урока являются наличие следующих этапов: актуализация знаний и умений, включающая беседу, работу с учебником; упражнения в практическом применении, включает инструктаж и выполнение тренировочных упражнений по инструкции (образцам); перенос знаний и умений в новые условия; итоги урока.
Проведение уроков практической направленности требует соблюдения регионального подхода в отборе содержания. Необходимо учитывать ближайшее окружение школы потенциально опасными объектами (ПОО) и обратить особое внимание на формирование практических умений ЧС техногенного характера, возможных при аварии ПОО. Таким ПОО нашей школы является атомная станция г. Сосновый Бор, поэтому особое внимание отводится изучению темы «Аварии с выбросом радиоактивных веществ». Главной целью урока практической направленности по данной теме является формирование алгоритма действий при аварии на ЛАЭС. На уроке закрепляются знания о порядке действий и правила поведения при аварии. Учащиеся распределяются по группам: группа радиоактивной разведки (ОЗК, работа с противогазами и дозиметрами); группа выдачи СИЗ (средства индивидуальной зашиты); медицинская группа (оказания первой помощи, переноска пострадавшего); группа дезактивации; группа герметизации помещения; группа психологической помощи. Каждая группа получает специальное задание. Ученики распределяют обязанностей внутри группы, выбирают командира подразделения, составляют план работы группы. Вначале урока поступает сигнал «Внимание всем!» объявление о ЧС; ученики разделяются по группам и выполняют определенные задания. Группа радиационной разведки одевает ОЗК и противогазы, выходит на улицу и замеряет уровень радиации; группа выдачи СИЗ выдаёт респираторы учащимся, провожает в раздевалку, помогает, герметизировать верхнюю одежду; медицинская группа медицинская оказывает помощь условно пострадавшему и выносит на носилках на стадион; группа дезактивации готовит содовый раствор для очистки одежды и обуви; группа герметизации заклеивает окна и вентиляционные отверстия; группа эвакуации устанавливает на стадионе палатки, проверяет список учащихся, делает таблички для медицинских палаток и палаток психологической помощи.
Командиры групп докладывают учителю о выполнении задания и КТУ, а подведение итогов и обсуждение ошибок проводится на следующем уроке.
В ходе нашего эксперимента мы соблюдали методических требования к организации и проведению уроков практической направленности ЧС техногенного происхождения, а также обратили внимание на ряд аспектов, которые направлены на повышение эффективности данных уроков:
- стандарты нового поколения (ФГОСы) позволяют учителю самостоятельное распределение учебных часов по темам. Это дает возможность составить план работы таким образом, что бы увеличить практическую часть курса ОБЖ;
- часть дополнительных часов, предлагаемых ФГОС можно направить на занятия по отработке практических умений действий в ЧС техногенного характера:
Литература:
- Попова Р.И., Авдеева Н.В. Возможности компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ// Мир науки, культуры, образования.2010. № 5. С. 73-76.
- Костецкая Г.А., Киселева Э.М. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов//Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – 2012. Т. 2 № 148.
- Абрамова В.Ю., Бахвалова С.Б., Елизарова И.С. Подготовка магистров педагогического образования безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по предмету// Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3(40). С.3-6.
- Станкевич П.В. Теория и практика подготовки бакалавров в системе многоуровневого естественнонаучного образования. Текст.: Монография / П.В. Станкевич. СПб.: Издательство «ТЕССА», 2006.
- Соломин В.П. Гуманитарные технологии как инновации в образовании // Вестник Томского педагогического университета. 2011. № 4 (106). С. 124–128