Проблема подготовки школьников к трудовой деятельности является неотъемлемой частью общего образования. Именно профессиональное самоопределение делает возможным успешную самореализацию и служит базой успеха в жизни. При этом перед школой стоят важные задачи – не только помочь школьнику в выборе профессии, но и сочетать, по возможности, выбор школьников с потребностями общества.
Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Меняется престижность, востребованность профессий на рынке труда. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления.
Что же влияет, в первую очередь на профессиональный выбор школьников? На профессиональное самоопределение школьников, чаще всего, влияют внешние благоприятные факторы - социальное положение, материальное благосостояние семьи, уровень образования родителей, социальная престижность профессии и др. [1]. Дети из более обеспеченных и образованных семей обычно хотят остаться в той же социально-профессиональной группе. Другие, напротив, стремятся повысить свой социально-профессиональный статус, получить более высокое образование и квалификацию, что одобряют и родители. Образовательный уровень родителей важнее материального благосостояния.
Особенностью самоопределения современных старшеклассников является ориентация на престижность профессий, на элитность, охваченность идеей быстрой карьеры, богатства, отмечают Голерова О.А., Гурова Е.В. С помощью изощренной манипуляции средств массовой информации и общественного мнения формируется основа для профессионального выбора конкретного человека, что подрывает саму суть самоопределения. Однако престиж той или иной профессии находится в обратном отношении к ее массовости: чем престижнее профессия, тем больше в ней будет претендентов на одно место и тем большему числу из них предстоит отсеяться [2]. Социальное становление молодых происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению сталкивается с возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. В условиях формирования готовности старшеклассников к самоопределению актуализируется проблема педагогического сопровождения жизненного, профессионального и личностного выбора, профессионального сопровождения, оказания помощи учащимся в выборе профессии или последующего образования [3,6].
В работах Фадеевой Е.И, Ясюкевич М.В. подчеркиваются, что необходима разумная и неманипулятивная корректировка профессионального выбора, основанная не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании учащихся способности самостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы, своевременно корректировать их [7].
В работе школы по профессиональной ориентации учащихся можно выделить несколько направлений:
· Профессиональное просвещение
· Профессиональная диагностика
· Профессиональная пропаганда
· Профессиональное консультирование
Профессиональная ориентация школьников может проводиться на уроках и во внеурочной деятельности.
Исследование вопросов профессионального самоопределения школьников при обучении ОБЖ было проведено нами на магистерской производственной практике в базовой школе среди учеников 11х классов, при этом проводилась работа по профессиональному просвещению и профессиональной пропаганде, как на уроках, так и во внеурочной деятельности [5]. На уроках использовались различные формы и методы: дискуссии, презентации, викторины, беседы, работа с литературой, доклады. В конце практики был проведен опрос о профессиональном самоопределении выпускников 11 классов. Исследование показало, что все ученики 11х классов выбрали будущую профессию и все собираются продолжить обучение: в средних профессиональных заведениях 32 %, в высших учебных заведениях 68%. Вместе с тем, обращает на себя внимания тот факт, что 56% школьников только частично знакомы с содержанием и требованиями к своей будущей профессии. В ходе эксперимента были изучены профессиональные интересы и склонности учащихся старших классов с применением дифференциально-диагностического опросника (ДДО) [4]. Автор методики относит профессии к следующим шести типам.
1. Сфера искусства «человек — художественный образ».
2. Сфера технических интересов «человек — техника».
3. Сфера работы с людьми «человек — человек».
4. Сфера умственного труда склонность к умственной деятельности.
5. Сфера физического труда склонность к подвижной (физической) деятельности.
6. Сфера материальных интересов производство и потребление материальных благ.
Полученные в ходе этого эксперимента результаты позволяют сделать вывод, что самым популярным среди сегодняшних школьников являются сферы умственного труда (26%), а также сфера производства и потребления материальных благ (23%).
Наименее популярным у современных старшеклассников является физический труд (4%).
В целях активизации и осознанию выбора будущей профессии мы провели анкетирование с помощью активизирующего опросника «Моды»
Задачей данного опросника является не просто призвать самоопределяющихся подростков поразмышлять о будущем, о том, как может измениться отношение к ныне очень «модным» и «престижным» профессиям, но и вооружить подростков средствами размышления над этими непростыми проблемами. Анкетирование позволило поговорить с выпускниками в ироничной форме об очень сложных и важных для самоопределения вещах - о престижности (о “модах”) на профессии, а также о сильной зависимости многих людей при построении своей жизни от мнения окружающих, от существующих стереотипов мышления и предрассудков. Использование данного опросника способствует формированию неравнодушного отношения к своему будущемуи к социально-экономическим перспективам той деятельности, которую выбирают для себя подростки.
Анализ ответов показал, что наиболее престижной профессией среди школьников считается экономист, менеджер, юрист, что соответствует данным ранее проведенных исследований [2,3]. Следует отметить, что профессия врача становится более популярной у выпускников (21%).
Таким образом, мы можем отметить, что формально практически все школьники к окончанию школы профессионально самоопределились. Однако остается неясным вопрос, насколько такое самоопределение осознано и соответствует личностным характеристикам ученика. Вот почему, на наш взгляд, в школе необходимо усилить работу по профессиональной диагностике и профессиональному консультированию. Профориентационная работа должна быть более вариативной и индивидуальной, учитывающей не только склонности и интересы школьника, но и его возможности и личностные характеристики.
Литература:
1. Волкова Л.М., Козинцева Л.С.- Профессия моих родителей - Минск: Красико - Принт, 2010. - 126с.
2. Голерова О.А., Гурова Е.В.Выбор профессии - дело семейное?: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.- 96с.
3. Зеер Э. Ф., О. А. Рудей. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. Издательство: МПСИ МОДЭК,2008 г.- 256 с.
4. Истратова О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. – Ростов Н/Д: Феникс, - 2006. – 375 с.
5. Костецкая Г.А., Киселева Э.М. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов. Научно-технические ведомости СПбГПУ, №2(«24), Серия «Гуманитарные и общественные науки»
6. Михайлов Л.А., Киселева Э.М., Русак О.Н. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие: Москва.: Издательский центр, «Академия», 2009.-288с.
7. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. От выбора профессии к успеху в жизни: учебное пособие / Е.И. Фадеева, М.В. Ясюкевич. М.: УЦ Перспектива, 2008. - 128с.