В современных условиях сеть Интернет становится уникальным мировым образовательным пространством [1]. В последние годы при определении возможностей использования ресурсов Интернета в педагогике вводится понятие образовательно-воспитательное пространство, одним из компонентов которого выделяют Всемирную сеть.
Проанализировав существующие определения образовательно-воспитательного пространства сети Интернет, мы пришли к выводу, что это открытая, педагогически целесообразно структурированная среда и система, обладающая информационным полем, где осуществляется взаимодействие между субъектами образовательно-воспитательного процесса на базе компьютерных технологий, способствующая эффективному социальному, культурному, личностному самоопределению человека [5].
Наряду с развитием образовательно-воспитательного пространства сети Интернет особую актуальность приобретает информационная культура студентов. Информационная культура выступает как часть общей культуры человека, как залог его активной и продуктивной жизнедеятельности в условиях информатизации общества в целом и системы образования в частности [6].
Информационная культура студентов - это компонент базовой культуры личности как системной характеристики человека, позволяющий ему эффективно выполнять все виды работы с информацией (получение, накопление, кодирование, переработка, создание на этой основе качественно новой информации, ее передача, практическое применение) с использованием различных средств, понимать природу информационных процессов и отношений, развивать гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу, осуществлять информационную рефлексию, творчество в информационном поведении и социально-информационную активность [5].Развитая информационная культура специалиста предполагает не только способность ориентироваться в новом информационном пространстве, но и умение использовать его возможности в своей профессиональной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи: информатизации педагогического образования (А.А. Ахаян, В.И. Богословский, Е.З. Власова и др.), исследования образовательного интернет-пространства (Я.С. Быховский, В.И. Стражев, Э.Л. Финогеева, Е.В. Якушина), формирования информационной культуры личности (А.А. Витухновская, Н.И. Гендина, A.A. Гречихин, Н.Б Зиновьева, В.Е. Леончиков, Э.П. Семенюк и др.), формирования информационной культуры в системе высшего профессионального образования (Н.И. Гендина, А.Г. Гук, Е.Н. Лапинкова, Г.Б. Паршукова и др.) [7].
Информационная культура студента имеет ряд составляющих: информационную активность, развитую информационную мотивацию, познавательную, читательскую активность, усвоение навыков информационной деятельности, поисковое поведение, степень осознания собственных информационных потребностей, включенность в коммуникативный процесс [4].
Культура обращения с информацией подразумевает [2]:
- культуру поиска информации (знание информационных ресурсов, номенклатуры информационных услуг, предлагаемых электронными библиотеками и каталогами, информационными изданиями и справочными системами);
- владение алгоритмами индивидуального поиска и др.;
- культуру отбора и переработки информации (осознание собственных информационных потребностей, знание критериев релевантности информации, владение элементами аналитико-синтетической переработки информации и так далее);
- культуру передачи информации (знаний процессов информационно-коммуникативной деятельности и навыков в этой области).
Формирование информационной культуры способствует успешному решению задач образования [2]:
- оказывает влияние на широту кругозора личности, меру ее информированности;
- способствует осуществлению логических операций, развивая мышление;
- способствует развитию толерантности, плюрализму мировоззрения;
- воздействует на личность, вырабатывая критическое мышление;
- развивает информационный интеллект.
По мнению исследователей, формирование информационной культуры студентов будет эффективным при соблюдении ряда условий [3]:
- если система информационной подготовки носит непрерывный и комплексный характер;
- если интеграция педагогических и информационных технологий является основой образовательного процесса;
- если преподавательский состав обладает высоким уровнем профессиональной подготовки в области информационных и компьютерных технологий;
- если содержание учебных планов и программ соответствует тенденциям развития информационных технологий в конкретных областях;
- если обеспечен опережающий характер содержания профессионального образования с учетом перспективы развития средств информационных технологий и средств автоматизации учебного процесса.
Темпы технологического и научно-технического прогресса сегодня таковы, что большая часть полученных студентами знаний устаревают уже в течение года. Не учитывать этого фактора в перспективе развития системы высшего образования недопустимо.
Однако подход к формированию навыков обращения с информацией осуществляется малоэффективно в современной образовательной системе.
В рамках диссертационного исследования нами было проведено анкетирование студентов с целью определения понимания ими понятия информационной культуры и ее роли в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста. В анкетировании приняли участие студенты 1 курса РГПУ им. Герцена в возрасте от 17 до 19 лет. Анализ полученных результатов позволил получить ответы на важные вопросы исследования.
Так, в вопросе «Что такое «информационная культура» студентам предлагалось самостоятельно дать определение. Чуть больше половины опрошенных (54%) понимает под этим «умение работать с информацией, используя для ее получения, обработки и передачи современные информационные компьютерные технологии». Значительная часть студентов относит к данному понятию только использование информационных технологий, в частности навыки обращения с компьютером.
Среди компонентов информационной культуры студенты отметили информационную грамотность, умение ориентироваться в информационном пространстве (включая виртуальное пространство Интернета), знание информационных ресурсов и умение вести по ним поиск, анализ, обработка и оформление полученной информации, знание соответствующих правовых документов.
На вопрос «Хотели бы вы повысить уровень своей информационной культуры» все опрошенные ответили утвердительно, так как, по их мнению, это позволит им эффективнее учиться и вести научно-исследовательскую деятельность, стать компетентным специалистом в своей области и получить возможность устроиться впоследствии на интересную работу.
Таким образом, можно сделать вывод, что студенты вуза имеют довольно разрозненное представление об информационной культуре, данная тема практически не раскрывается в рамках учебных дисциплин. Вместе с тем сами учащиеся отмечают необходимость наличия представлений о современных информационных ресурсах, их возможностях для работы с информацией различного характера в повседневной и учебной деятельности.
На основе проведенного теоретического исследования и анкетирования нами была разработана программа дополнительного образования «Информационная культура студентов в сети Интернет» для студентов, обучающихся по направлению Педагогическое образование (бакалавриат). Курс направлен на формирование у учащихся комплекса знаний, умений и навыков информационного самообеспечения в процессе их жизнедеятельности, в том числе учебной и научно-исследовательской деятельности. Цель – содействие формированию у студентов необходимых компетенций в области информационной культуры.
Таблица 1
Теоретическое содержание программы дополнительного образования
«Информационная культура студентов в сети Интернет»
Содержательные линии (темы) |
Дидактические единицы |
Информационная культура и образовательное-воспитательное пространство Интернета |
Информационная культура в условиях информатизации высшего образования. Определение, сущность, назначение. Информационная культура как компонент социальной безопасности человека. Интернет как средство современной педагогики. Понятие образовательно-воспитательное пространство Интернета, сущность, назначение, основные компоненты. Обзор научных и образовательных ресурсов Интернета (российских и зарубежных). |
Информационно-поисковая деятельность в Интернете |
Информационный поиск, его значение и виды. Основные поисковые системы и порталы. Механизмы работы поисковых систем. Технологии формирования информационных запросов и алгоритмы их выполнения. Информационно-поисковые языки. Отслеживание потоков информации. |
Система научной литературы в Интернете |
Формы представления информации на основе информационных технологий. Электронный документ. Типы научных документов (публикуемые-непубликуемые, первичные-вторичные). Виды аналитико-синтетической переработки информации (обзор, аннотация, реферат и др.). Библиографическое описание электронных ресурсов и оформление в библиографических ссылках и списках на основе государственных стандартов (ГОСТ). |
Технологии работы с образовательными Интернет-ресурсами |
Электронные образовательные ресурсы: определение, цели, принципы работы. Базы данных. Электронные библиотечные сервисы. Электронные каталоги. Принципы организации электронных каталогов и баз данных. Алгоритмы поиска информации по алфавитным и систематическим каталогам. Особенности доступа к образовательным ресурсам в режиме on-line. |
После успешного освоения дисциплины студенты смогут:
- владеть основами информационной культуры;
- свободно ориентироваться в образовательно-воспитательном пространстве Интернета;
- вести поиск информации в различных электронных ресурсах по запросам, составлять аналитический обзор литературы, оформлять в соответствии с ГОСТ, иметь представление об авторском праве.
Прикладной характер и практическая направленность курса способствуют эффективному формированию информационной культуры студентов, повышению качества получаемых ими знаний посредством овладения различными видами интеллектуального труда. Это позволяет создавать мотивацию к дальнейшему самостоятельному развитию профессиональных компетенций в области информационной культуры, делая будущего выпускника вуза более гибким, способным адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира.
Литература:
1. Бровко А.В., Кириаку Дж. Образование с использованием Интернет, http://old.sgu.ru/faculties/physical/departments/it-physics/international (дата обращения к ресурсу
2. Елистратова, Н.Н. Информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования // Современные научные исследования и инновации. – Июль 2012. - № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/07/15770 (дата обращения: 20.02.2014).
3. Елистратова, Н. Н. Педагогические основы формирования информационной культуры курсантов высших военных технических учебных заведений средствами мультимедиа Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. Н. Елистратова. Рязань, 2007. - 26 с.
4. Лавриненко, Н. А. Педагогические условия формирования информационной культуры студентов Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. А. Лавриненко. Краснодар: Краснодарский гос. университет культуры и искусств, 2004. - 23 с.
5. Поддубная, О.Ю. Образовательно-воспитательное пространство интернета как средство развития информационной культуры студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Поддубная О.Ю. - Рязань, 2010. - 20 с.
6. Ребко Э. М. Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов [Текст] / Э. М. Ребко, А. П. Федорова // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 566-568.
7. Ребко Э.М., Есипова А.А. Культура безопасности жизнедеятельности как интегральное качество личности [Текст] / А. А. Есипова, Э.М. Ребко // ПИСЬМА В ЭМИССИЯ.ОФФЛАЙН. – 2012. - №5. – С. 1803.