В статье рассматриваются особенности деятельности службы примирения образовательной организации на основе медиативного подхода; раскрыты возможности образовательной медиации в обеспечении и защите основных прав детства.
Ключевые слова: служба примирения, медиация, образовательная медиация, медиативный подход, медиатор.
Дети уязвимы и зависимы от мира взрослых и это в свою очередь определяет за ними закрепление особых прав, отмеченных в Конвенции ООН о правах ребенка и нуждающиеся в особой защите и механизмах ее осуществления, позволяющих обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав каждого ребенка и детей в целом.
Дети в силу своего возраста и связанных с ним особенностей психического, физического и интеллектуального развития, в силу своей ограниченной дееспособности не могут в большинстве случаев самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов. В Российской Федерации сложилась определенная система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, а также контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка. Однако реальное положение дел свидетельствует о недостаточности такого содействия и контроля, поскольку на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивается. Введение в России должности Уполномоченного по правам человека также показало, что функции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и процедуры их реализации не позволяют эффективно обеспечить защиту и восстановить нарушенные права ребенка.
Соответственно на протяжении последних десятилетий в мировой практике вырабатывается дополнительный механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка — институт Уполномоченного по правам ребенка. По информации ЮНИСЕФ, во многих странах (а их более 40) службы Уполномоченных по правам ребенка на национальном и региональном уровнях выполняют функции независимого механизма обеспечения прав детей [1].
В условиях образовательных организаций реализация функций института Уполномоченного по правам ребенка осуществляется в форме служб примирения. Службы примирения представляют собой объединение обучающихся, педагогов и уполномоченного по правам участников образовательного процесса, действующим в образовательной организации на основе добровольческих усилий и нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных организациях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательно-воспитательном пространстве [2] (рисунок 1).
Рис. 1. Структура службы примирения
Служба примирения в образовательной организации инициирует несколько процессов:
1. Формирование нового типа реагирования на конфликтные и другие сложные ситуации за счет того, что работа с конфликтами, нарушениями дисциплины и правонарушениями осуществляется с помощью разного рода восстановительных программ (медиации, «Кругов сообщества», «Школьных конференций», «Семейных конференций»).
2. Изменение сложившихся установок педагогов, администрации, обучающихся и родителей на способы и средства разрешения конфликтов; привитие ценностей восстановительной культуры; искоренение из практики образовательной организации силовых воздействий и манипуляций (рисунок 2).
3. Дополнение и усиление восстановительными практиками существующих в образовательной организации форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы и пр.).
Рис. 2. Функции службы примирения
В научно-педагогических и нормативно-правовых источниках выделяются три подхода к определению миссии службы примирения в образовании (Д. В. Рогаткин): профилактический, воспитательный, организационный [3]. Мы, основываясь на результатах теоретического изучения данной проблемы, выделили еще четвертый, медиативный подход.
В рамках первого, «профилактического» подхода, служба примирения призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин отклоняющегося поведения обучающихся. Служба примирения в этом варианте представляет собой единую систему интегрирующую совет по профилактике, социального педагога, психолога и других педагогов, занимающихся проблемами отклоняющегося поведения.
Иной взгляд на службу примирения предполагает «воспитательный» подход. В рамках этого подхода, создание службы примирения ориентируется на формирование у обучающихся активной жизненной позиции и рассматривается как способ их самореализации в позитивном ключе. Организация программ примирения выступает в качестве коллективной социально-значимой деятельности, которая формирует «воспитательный коллектив» службы. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в образовательной организации объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству.
Третий подход предполагает организационное оформление службы примирения в рамках самоуправления. В рамках этого подхода самоуправление дает возможность участникам образовательной жизни влиять на политику образовательной организации — как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация образовательной организации, так и через собственную активность в управлении образовательными процессами.
Особого внимания заслуживает четвертый подход — медиативный, основу которого составляет медиация как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Применительно к службам примирения образовательных организаций мы говорим об «образовательной медиации» как методе разрешения споров, в основе которого лежит уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, основывающихся на возможности защиты и удовлетворения интересов сторон, при условии предоставления равных прав всем сторонам спора [2].
Процедура образовательной медиации ориентирована на выработку консенсусных решений сторон. Консенсус представляет собой метод принятия решений на основе общего согласия и отсутствия принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц. Соответственно решение, основанное на консенсусе в полной мере удовлетворяет интересы каждой из сторон, и в силу этого является наиболее жизнеспособным и стабильным, что характеризует образовательную медиацию как действенный инструмент реализации основных функций службы примирения.
Цели метода образовательной медиации можно сформулировать следующим образом [3]:
- создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;
- воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);
- улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.
В службах примирения образовательных организаций медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть: обучающиеся; педагогические работники образовательной организации; иные взрослые (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательной организации.
Основная цель деятельности служб примирения на основе медиации является разрешение конфликтных ситуаций в образовательно-воспитательном пространстве, предполагающее реализацию программы действий медиатора как продвижение по определенной лестнице (рисунок 3).
Рис. 3. Лестница действий медиатора
Таким образом, медиативный подход основан на диалогичном общении всех сторон, предполагающем равноправие и предоставление равного пространства для самовыражения и защиты своих интересов. А для реализации этих возможностей все стороны должны четко представлять и знать не только свои права и свои обязанности, но и осознавать границы своей ответственности. Ведь, создавая с помощью метода образовательной медиации и медиативного подхода безопасную среду в образовательно-воспитательной сфере, мы говорим о праве и возможности каждого защитить и отстоять свои интересы, при этом признавая равное право и за своим оппонентом реализовать свои интересы, не нанося ущерба другим, и прежде всего детям.
Литература:
1 Об уполномоченном по правам ребенка в Оренбургской области (принят Законодательным Собранием области 16 февраля 2011 г.): закон Оренбургской области от 4 марта 2011 г. N 4330/1017-IV-ОЗ.
2 Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ.
3 Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры: Сборник материалов / Составитель и ответственный редактор Н. Л. Хананашвили. — М: Фонд «Новая Евразия», 2012. — 90 с.
4 Школьные службы примирения: идея и технологии / Р. Максудов, А. Коновалов. — М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009. — 92 с.