В семейном окружении происходит формирование психики детей и одновременно существенно меняется психоэмоциональная сторона содержания взаимоотношений родителей. Связь «родитель-ребенок» имеет важное значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.
С точки зрения ребёнка, семья — это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Являясь её членом, ребёнок вступает в определённые взаимоотношения с родителями, оказывающие на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Как считают А. Я. Варга, В. В. Столин и другие исследователи, родительские отношения являются системой разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, которые практикуются в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков [1, с. 38].
Наиболее уязвимой и проблемной в воспитательном плане является неполная семья. При построении детско-родительских взаимоотношений неполная семья испытывает трудности, вызванные причинами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в неполной семье падает на плечи одного родителя (в основном женщины), это прежде всего создание необходимых материально-бытовых условий жизни. При этом замечено, что в случае распада семьи сохранение и даже повышение для ребенка прежнего материального уровня женщина часто рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому берется за более трудную работу, либо находит дополнительный приработок и т. д. Следовательно, ценностные ориентации матерей-одиночек изменяются, ведущее место начинает занимать желание материального благополучия [3, с. 5].
Постоянная занятость матери на работе, хлопоты по ведению домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное напряжение, усталость негативно сказываются на отношении к ребенку, оборачиваются урезанными возможностями воспитания, нехваткой общения, ведут к недостатку внимания к ребенку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблению контроля за его поведением. Более того, дети из неполных семей нередко остаются вообще без присмотра, т. е. материальные и временные проблемы ее жизнедеятельности часто становятся проблемой безнадзорности детей с вытекающими отсюда последствиями. Тем не менее, неблагоприятные условия воспитательного процесса в неполной семье может компенсироваться участием старшего поколения в судьбе внуков, но очевидно, что эта помощь неспособна полностью компенсировать издержки, возникающие в семье с потерей отца.
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, главная причина, которая определят воспитательную неполноценность такой семьи — морально-психологическая. Детям обычно дороги оба родителя, поэтому испытывая потребность в любви к ним, они в равной степени нуждаются в ней и с их стороны. Это важно в воспитании чувств и их закрепления в личности. Так как оба родителя в воспитании существенно дополняют друг друга. Каждый человек своей индивидуальностью, вносит в семью неповторимое многообразие чувств, мыслей, интересов, знаний, действий, поступков. Тем самым разнообразная сторона жизни в семье нарушается при отсутствии одного из родителей и никем и ничем не возместится.
Распад семьи и неблагоприятная обстановка в семье является травмой для ребенка. А. И. Захаров отмечает, что дети из неполных семей становятся более замкнутыми, агрессивными, тревожными, капризными, имеют заниженную самооценку, склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению [2, с. 123].
Эмпирическое исследование детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях было проведено среди 22 учащихся в возрасте 8–10 лет одной из школ города Владимира.
Используемые методики: тест-рука, методика уровня школьной тревожности Филипса, методика Дембо-Рубенштейна, тест Рене Жиля.
Для исследования межличностных взаимоотношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений была проведена проективная методика тест — фильм Р. Жиля. Цель, которой состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с ближайшим окружением. Результаты методики представлены на рис. 1–2.
Рис.1. Конкретно-личностное отношение ребенка к окружению.
Рис. 2. Характеристика особенностей самого ребенка.
По результатам проведения методики видно, что в семейных взаимоотношениях ребенка преобладают отношения к матери 35 %, отношение к братьям и сестрам составляет 20 %, отношение к отцу — лишь 10 %, отношение к бабушке и дедушке — 15 %. Характеризуя самого ребенка видно, что преобладает социальная адекватность поведения 30 %, наименее выражена закрытость 10 %.
Для выявления уровня тревожности у детей из неполных семей была использована методика диагностики уровня школьной тревожности, результаты которой представлены на рис. 3.
Рис.3 Результаты диагностики уровня школьной тревожности
Из рисунка 3 видно, что у детей выявлены разные виды тревожности:
- общая тревожность — 24 %;
- переживание социального страха — 16 %;
- фрустрация потребностей достижения успеха — 16 %;
- страх самовыражения — 12 %;
- страх ситуации проверки знаний — 4 %;
- страх не соответствовать ожиданиям окружающих — 8 %;
- низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — 8 %;
- проблемы и страхи в отношениях с учителями — 12 %.
Доминирующими видами тревожности являются: общая тревожность, переживание социального страха, фрустрация потребностей достижения успеха.
Для выявления агрессивности у детей из неполных семей была использована проективная методика тест-рука, результаты представлены на рис. 4.
Рис. 4. Результаты тест-руки
По результатам методики видно, что у детей из неполных семей преобладает высокий уровень агрессивности. Это говорит о том, что в большинстве случаев дети представляли руку как атакующую, повреждающую, наносящую вред, обиду, агрессивно доминирующую, активно хватающую человека или какой — либо объект.
Методика Дембо-Рубенштейна использовалась для выявления уровня самооценки у детей из неполных семей, результаты которой изображены на рис. 5.
Рис. 5. Результаты методики Дембо-Рубенштейна
1- ум, способности.
2- характер.
3- авторитет у сверстников.
4- умение многое делать своими руками.
5- внешность.
6- уверенность в себе.
Анализируя результаты методики, можно сделать вывод, что практически по всем шкалам у детей из неполных семей преобладает заниженная самооценка.
Таким образом можно сделать вывод, что в неполных семьях существуют проблемы в выстраивании детско-родительских отношений. На фоне этого у детей наблюдается агрессивность, тревожность, заниженная самооценка.
Литература:
1. Варга, А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Психология. М., 2002. –С. 38–41.
2. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб., 2007. — 224с.
3. Корнеева, Т. Психические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье / Т. Корнеева // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 3. — С. 3–8.