Технология создания интерактивных электронных учебных курсов и ее структура | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 19.04.2014

Статья просмотрена: 3440 раз

Библиографическое описание:

Усмонов, М. С. Технология создания интерактивных электронных учебных курсов и ее структура / М. С. Усмонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 560-563. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10339/ (дата обращения: 16.11.2024).

Достижение высокого развития умственного мышления, обучение молодого поколения передовой педагогической технологии является одним из важных задач, стоящих перед каждым учебным заведением. В нынешнем состоянии развития государства и общества, в обеспечении развития информационных и коммуникационных технологий основную задачу выполняет образование. Образование на сегодняшний день — это необходимый ресурс и механизм граждан. Образование также занимает центральное звено в процессе информатизации общества [3, 31].

Известно, что каждая учебная программа имеет свои требования, понятия, факты. Учитель сообщает из скольки частей состоит курс, объясняет его структуру, потому что каждая программа имеет свои части, элементы. Какая-то часть, результат изучения элемента, может быть начальным понятием последующей части, а какие-то их элементы могут быть связаны какими-то определёнными путями. Здесь создание одного курса может быть основой для создания другой. Дидактические аспекты интерактивного электронного учебного курса (ИЭУК) основываются на общих закономерных нормах учебного процесса, основанных на определенном порядке. Конечно, нельзя не учитывать эти нормативные аспекты. Эти аспекты мы будем рассматривать в процессе создания для вузов ИЭУК. При создании интерактивных учебных электронных курсов основной задачей является выбор программных средств. Это конечно, зависит от знаний и опыта программиста. Кроме этого, использование теоретических методов тоже имеет большое значение. Такие методы помогают легко решить проблему создания комплекса интерактивных электронных учебных курсов. При создании интерактивного электронного учебного курса по предмету “Информатика и информационные технологии” разработан основной программный алгоритм.

Интерактивные электронные учебные курсы могут состоять из глав, информаций, заданий и лабораторных, практических занятий, взятых из какого-либо учебника. ИЭУК должны быть в виде компакт-дисков, где имеется данная глава учебника, если учебник имеет в себе всю информацию, то дискет даёт возможность использования различных программ.

ИЭУК должны быть основаны на всех функциях, на представлении теоретических материалов, на применении первоначальных знаний, на контроле степени усвоения, на обратной связи, без помощи бумажных данных. Кроме этого, ИЭУК должны выполнять функцию выполнения заданий, проверки полученных знаний, математического и имитационного моделирования при помощи компьютерной визуальности, а также функцию выполнения интерактивной обратной связи и должна иметь базу данных [1,41].

Интерактивные электронные учебные курсы (ИЭУК)- это совокупность текстов лекций, практических занятий, пособий, электронных информаций, а также дополнительных материалов. ИЭУК имеют такую структуру, где обучающиеся не только запоминают информацию, но и связывают их с жизненными и профессиональными ситуациями. Основной критерий оценки усвоения предмета — это не приведение теоретических материалов, а показ использования на практике приобретенных знаний.

При изучении обшей структуры ИЭУК создания необходимо учитывать его программные средства и взаимосвязь их между собой. При создании ИЭУК необходимо обеспечение прочной связи аппаратных и программных средств. Под аппаратными средствами мы понимаем взаимосвязанные средства, обеспечивающие показ аудио, видеоинформацией, графических информаций, ввод — вывод, сохранение информаций. Необходимо отметить, что ИЭУК должны обеспечить не только аппаратное и программное, но и педагогическое обеспечение. В зависимости от модели компьютера и его технических возможностей определяется степень показа учебного материала (текст, графика, мультимедиа). Несомненно, ИЭУК в проведении учебного процесса определенной степени требует программного и аппаратного обеспечения. В ИЭУК необходимо обращать внимание на то, что пользователь имеет возможность проводить учебный процесс двумя методами, при этом определяется степень полноты освещения учебного материала, учитывание дидактических и методических сторон [2, 47].

Модель технология создание ИЭУК дано в 1-рисунке и оно состоит из следующих этапов:

1.      Определение целей и задач ИЭУК.

2.      Разработка структуры ИЭУК.

3.      Разработка содержания тем ИЭУК.

4.      Подготовка отдельных структурных цен ИЭУК.

5.      Программирование.

6.      Апробация

7.      Совершенствование содержания ИЭУК на основе результатов

8.      Подготовка методического пособия

1. Направляющей точкой создания ИЭУК — это определение целей и задач использование информационной технологии (ИТ). ИЭУК — это не только курс, но и дидактическая, методологическая интерактивная программная система. Цель создания ИЭУК -широкое использование ИТ для выполнения практических и лабораторных работ [4, 105].

Интерактивные электронные учебные курсы имеют следующие виды, связанные непосредственными целями обучения;

-       ИЭУК, предназначенные для разных областей наук;

-       ИЭУК, предназначенные для отдельных курсов;

-       ИЭУК, предназначенные для изучения отдельных разделов наук;

-       ИЭУК, предназначенные для отдельно взятых наук, проводятся с использованием мультимедиа, виртуальных стендов, электронных тренажёров, а также учебных материалов;

-       электронные автоматизированные системы, направленные на развитие творческих способностей.

Рис. 1. Технология создания ИЭУК

2. Разработка системы ИЭУК. Структура-это (лат. Struktura — строить, устанавливать, упорядочить) — объединение устойчивых отношений, обеспечивающих единство объектов. Построение составной системы ИЭУК на основе модульной системы намного упрощает достижение поставленной цели. Учебные материалы даются в виде отдельных тем. ИЭУК в системе традиционного обучения основываются на модульном строении учебников и учебных пособий. Для создания системы управления учебников необходимо обеспечить взаимосвязь тем на основе анализа системы строения имеющихся ИЭУК, а также на основе проведенных исследований, с нашей стороны разработана составная структура ИЭУК по дисциплине “Информатика и информационные технологии”.

3. Разработка содержания тем ИЭУК. Под содержанием ИЭУК понимается система знаний и умений, данных в ИЭУК. В вузе содержание ИЭУК может разработать опытный педагог со стажем. При разработке содержания отдельных тем необходимо упорядочить степень сложности усвоения и передачи учебного материала. При выполнении этой работы необходимо учитывать следующее:

-       выделение основного ядра учебного материала;

-       выделение второстепенных ситуаций в изучении учебного материала;

-       установление связи между другими темами и учебным этапом;

-       по каждой теме выбрать различные, многовариантные практические занятия;

-       выбрать иллюстрации, графики, презентации, анимационные сопровождения и звуковые комментарии к понятиям, конструкциям.

4. Создание сцен отдельных программ ИЭУК. Во время педагогической практики у обучающегося растет интерес к получению знаний; интерес рассматривается как эффективное средство для активизации деятельности обучающегося.

Сцена ИЭУК — это распределение по кадрам в сфере программных структур различной степени и задач его частей и содержания образовательного содержательной части на мониторе экрана, часть, состоящая из отдельных процессов, выбирает в себя все необходимые для изображения процессы. Программные структуры различной степени -это компоненты мультимедийных технологий: гипертекст, анимация, звук, графика. Цель использования этими средствами имеет направляющий характер: активизация эмоциональной памяти обучающегося, повышение мотивации обучения.

5. Программирование — является следующим этапом создания ИЭУК. В нём участвуют следующие специалисты: создатель сцен, программисты, программисты -дизайнеры и психолог. Оно начинается с создания основных шаблонов кадров будущих ИЭУК.

6. Апробация. После создания ИЭУК пользователи должны умет работать с ними. ИЭУК разработаны для пользования ими в учебном процессе. Апробация ИЭУК, в первую очередь, должна проводиться на практических семинарах. Для разработчиков ИЭУК мнение учителей очень важно и оно обязательно учитывается. В процессе разработки ИЭУК на основе предложений и рекомендаций вносятся изменения. Во вторую очередь, ИЭУК в реальных учебных условиях учебного процесса проходят апробацию. Во время апробации со стороны разработчиков выявляются незаметные на первый взгляд ошибки, недостатки, которые могут создать неудобства в работе.

7. Работа по результатом апробации. На основе результатов апробации в программу ИЭУК вводятся изменения. Это может касаться структуры учебника; а также в работе с заданиями может касаться неточностей и ошибок в ответах.

8. Создание методического пособия для пользователя. Если ИЭУК будут подготовлены без методического пособия, то оно не даст результатов и не будет соответствовать требованиям системы непрерывного образования. Поэтому вопрос методического обеспечения имеет важноя значение. Процесс создания ИЭУК заканчивается подготовкой методического пособия. Мы при подготовке программ по данному научному исследованию пользовались функциями языков HTML. В файле index.html в верхней средней части экрана имеется запись “Джизакский государственной педагогический институт” ниже -цветными буквами интерактивный электронный учебный курс; далее на звание предмета и справа установлен указатель содержания. В выборе дизайна для экрана в задний фон установлен простой файл в формате jpg. Слова в центре экрана “Предмет информатики” написаны цветными буквами, при его создании использованы функции программы Front Page. При пользовании этими ИЭУК используется локальная сеть или функционирует файл index.html и на экране появляется описанный выше экран. В левой части размещается книга, которая создана по программе Adobe Flash 4.0. К ней подключается yoriqnoma.html, после открытия этого файла пользователь может изучит порядок работы c ИЭУК. Когда обращаемся к указателю на экране появляется файл mundarija. html. На заднем фоне этого файла установлена анимационная картина с изображением звездного неба, созданная по программе Adobe Image Ready 7.0. Состав файла, в основном, состоит из таблиц, на верху таблицы имеется слово. “Mundarija”, созданное по программе Adobe Image Ready 7.0. Таблица разделена на два столбца: в левой части приведён список тем, в правой части полные названия тем. После того, как будет выбрана нужная тема, откроется файл “m-1.html” касающаяся темы. В верхней части файла “Предыдущая страница” расположена строке обращения.

В средней строке написано название темы. В следующей строке расположена кнопка “Презентация”, нажимая на эту кнопку, пользователь переходит к презентации, созданной по программе Microsoft Power Point. Удобная сторона ИЭУК в том, что пользователи в удобный для него момент может ознакомиться с любой темой. Это даёт возможность повторить пройденные темы и в результате хорошо усвоить учебный курс.

Проведение электронного контроля — является компонентом ИЭУК, считается одним из видов тестирования без традиционного компьютера. В случае электронного тестирования компьютер покажет тест и его результаты, также связные с ними алгоритмы. Например, возвратиться к пропущенным или выполненными заданиям, время, отведённо для решения тестов и т. д. Электронные тесты сохранены, обработаны и представлены для тестируемых при помощи компьютера или телекоммуникационной техники. Тестирование считается сформированной оценкой или измерением на основе итоговых тестов, а также опирающая на нормы и статически обоснованную шкалу [2, 50].

В созданном ИЭУК пользователь для проверки своих знаний имеет возможность пользоваться программой автоматического тестирования. Это программа тестирования ИЭУК состоит из девяти тем лекций. Они дополнены тестовыми вопросами, созданными на основе текстов лекций. Тестовые вопросы по каждой теме содержат себе 50 % содержания данной темы. В окне программы тестирования как в окне ИЭУК, приведена строка слов, созданная при помощи функций Microsoft Office Front Page. В работе с программой тестирования пользователь может вернуться к теме, повторит её.

Для решения каждого вопроса теста пользователь должен ознакомиться с текстом лекций по данной теме, тогда не будет сложностей при решении тестов. При создании программы по решению тестов мы воспользовались функцией “radiobutton” программирование языка Microsoft Office Front Page.

В программе к функции radiobutton установлено логическое условие checked, когда пользователь выделят правильный ответ, счетчик с названием “counter” возрастает на одно значение. Этот счетчик подчитывает все ответы. Когда на все вопросы даны ответы открывается окно “Результат тестирования”. Тестовое задание являясь минимальной единицей организации тестов может или не может иметь сборник ответов, будучи связанным с видом заданий.

Пользование ИЭУК осуществляется следующим образом. Для этого из папки “ИЭУК” среди файлов нужно найти файл Index. html, и начать работать с ним. После этого, открывается его первая страница. В нижнем левом расположено изображении книги, посредством него пользователь переходит в файл “Yo’riqnoma”, и знакомится с порядком работы ИЭУК. Чтобы с этой страницы перейти к содержанию, нужно нажат кнопку “Ko’rsating”.

Список общих тем приведен в содержании. Чтобы перейти от содержания к основным страницам, нужно выбрать нужную тему, нажать с помощью мышки на “тему”. Основная страница разделена на несколько частей. В верхней части представлены тесты, презентации название теми, возможность перехода на предыдущую страницу. В левой части имеются кнопки, состоящие из списка тем. Здесь пользователь может выбрать желаемую тему и ознакомиться с ней.

Также, чтобы хорошо усвоить тему нужно нажать кнопку “Презентация”. Они помогут закрепить полученные пользователем знания. После изучения темы, пользователь может пройти через тестирование. Для этого нужно нажат кнопку “Тест”, ответит на вопроси тестов и узнать результат.

В заключение можно сказать, на сегодняшний день создание и применение интерактивных электронных учебных курсов имеет немаловажное значение для повышения эффективности учебного процесса.

Интерактивные электронные учебные курсы-это практичная, очень удобная в применении программа. В ней имеется и аудио, видеоинформация, тексты лекций, созданные на основе мультимедийных технологий. Программа имеет простую, лёгкую структуру пользования. Обучающиеся могут пользоваться такими курсами через интернет или с помощью CD. Некоторые виды ИЭУК имеют электронные автоматизирование системы, направленные на развитие творческих способностей. Интерактивные электронные учебные курсы опираются на учебные программы, в них используются эффективные методы изучения учебного материала. Одним словом, обучающиеся имеют широкую возможность, получит знания, закрепит их, проверит результаты, а также умет пользоваться современными технологиями.

Литература:

1.        Усмонов М. С. Теория и практика создания интерактивных электронных учебных курсов на основе мультимедийных технологии. Информационные системы и технологии. Монография. Москва, 2013. (стр. 35–53).

2.        Усмонов М. С. Интерактив электрон ўқув курсларини лойиҳалаштириш ва яратиш алгоритмини ишлаб чиқиш. Физика-математика ва информатика илмий — услубий журнали. Т.: 2012. (стр. 46–52).

3.        Усмонов М. С. Интерактивные электронные учебные курсы — Новое средства повышения качество образования. Новые технологии в образовании. Материалы XIV Международной научно-практической конференции (27 мая 2013 г). Спутник. Москва. 2013. (стр. 31–33).

4.        Усмонов М. С. Создание интерактивных учебных курсов на основе информационных технологий И методика их использования. Актуальные проблемы современной науки № 3(71) ISSN 1680–2721. Москва. 2013. (стр. 103–106).

Основные термины (генерируются автоматически): учебный материал, учебный процесс, курс, методическое пособие, пользователь, программа, создание, интерактивный электронный учебный курс, левая часть, разработка содержания.


Задать вопрос