Современный уровень развития общества характеризуется не только достижениями в различных областях науки и техники, но и резким ростом различных чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера. Если природные катастрофы человечество еще не научилось предотвращать, то техногенные аварии в основном результат антропогенного воздействия. Перед обществом с наибольшей актуальностью встает вопрос безопасности, а формирование культуры безопасности населения стало приоритетной задачей.
Социальным институтом, призванным решить эту задачу является школа. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гл.5 ст. 48 педагогические работники обязаны «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность... формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни». Инструментом, способным реализовать заказ общества на формирование личности безопасного типа должен стать предмет «ОБЖ». Именно ему отводится главная роль в обучении безопасности жизнедеятельности современных школьников в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 года № 413. В пункте 9.5 раздела II говорится о том, что результаты освоения базового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать сформированность у школьников представлений о культуре безопасности жизнедеятельности [3]. В программе по основам безопасности жизнедеятельности для учеников 5–11 классов общеобразовательных организаций указано на то, что формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей. Основная роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников в школе принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
К сожалению, при реализации задач, поставленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом, возникает ряд проблемных вопросов. Во-первых, нет четкого единого понимания и определения самого понятия «культура безопасности жизнедеятельности школьника». Во-вторых, учебным планом для основной школы изучение предмета ОБЖ предусмотрено на этапе обучения в 7–9 классах, а в 10 и 11 классах он включен лишь в вариативную часть. Таким образом, в базисном плане курсу ОБЖ отводится весьма скромное место. В тоже время новым ФГОС прописаны весьма высокие требования к уровню знаний и умений учащихся [4]. Возникает противоречие между требованиями ФГОС и образовательными результатами школьников в области безопасности жизнедеятельности [1, с. 37].
В-третьих, при включении предмета ОБЖ в вариативную часть, учащиеся 10–11 классов практически выпадут из системного изучения предмета. Это недопустимо, так как старший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у человека культуры безопасности жизнедеятельности. В этом возрасте легче сформировать мотивы, побуждающие подростков к соблюдению норм и правил безопасного поведения, что будет основой для привития самостоятельного безопасного стиля жизни.
В-четвертых, одним из острых проблемных вопросов в формировании культуры безопасности старшеклассникам является и отсутствие квалифицированных кадров, призванных не только дать определенный набор теоретических знаний, но и сформировать практические навыки действий в той или иной чрезвычайной ситуации. В то время как совместная деятельность педагога и школьников является системообразующим фактором воспитания культуры безопасности.
В-пятых, в успешном усвоении материала, а, следовательно, и в формировании культуры безопасности старшеклассников, ведущую роль играет учебно-материальная база и передовые средства обучения. Учебно-материальная база по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в идеале — совокупность помещений, площадок и сооружений, оснащенных учебным имуществом, специальными тренажерами и оборудованием. Она должна создаваться с таким расчетом, чтобы в ходе обучения учащиеся могли овладевать не только теоретическими знаниями, но и практическими. Кроме того, учебно-материальная база должна постоянно развиваться и совершенствоваться, в соответствии с требованиями времени и требованиями руководящих документов Министерства образования РФ.
Одним из решений выявленных нами противоречий и проблем может стать использование в учебном процессе Мобильного учебного комплекса МЧС России (далее МУК), который состоит из автомобиля, полностью укомплектованного для проведения занятий в любых условиях, в любой местности, в любое удобное время. Одно из предназначений комплекса — обучение и подготовка обучающих к действиям в чрезвычайных ситуациях. МУК позволяет решать следующие задачи:
формирование знаний и практических навыков у обучающихся по действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях;
повышение уровня морально-психологического состояния подрастающего поколения в условиях угрозы и возникновения ЧС, а также при ликвидации их последствий.
Состав специального оборудования МУК обеспечивает качественное обучение школьников и включает в себя следующие основные технические средства:
1. Оборудование и технические средства для развертывания МУК:
- автомобиль ГАЗ-2705;
- система для проведения тестирования и опросов Turning technologies (на 20 обучаемых);
- палатка с каркасом для проведения теоретических занятий;
- тенты навесные на каркасе для проведения практических занятий по медицинской подготовке и использованию средств индивидуальной защиты;
- комплект оборудования и технические средства для развертывания учебных мест и организации проведения занятий — столы, стулья, стойки, таблички, крепежи, провода соединительные со специальными разъемами (для работы оргтехники и системы освещения МУК).
2. Технические средства обучения МУК:
- мультимедийная установка для воспроизведения и передачи визуальной и звуковой информации на электронные устройства отображения.
- стенды для размещения плакатов по тематике занятий;
- экран проекционный для отображения визуальной информации с мультимедиа проектора;
- портативный компьютер;
- активная акустическая система;
- система для проведения тестирования и опросов Turning technologies;
- телевизор жидкокристаллический со стойкой.
3. Наглядные пособия и экспонаты для проведения занятий:
- плакаты по тематике занятий для представления графической и текстовой информации в качестве наглядного пособия в процессе обучения;
- образцы средств индивидуальной защиты — защитный капюшон Феникс, респиратор, противогазы, защитные костюмы;
- медицинские средства для проведения практических занятий по медицинской подготовке — носилки медицинские, туристический коврик, аптечка индивидуальная, индивидуальный перевязочный пакет, комплект шин транспортных, комплект шин КШВТ (воротники транспортные), сумка санитарная, робот-тренажер;
- огнетушители — тип ОУ, ОП, ОВП;
4. Учебные материалы:
- учебные видеоматериалы по тематике занятий;
- разработки уроков и лекций по тематике занятий;
- презентации (слайды) для показа в ходе теоретических занятий;
- тестовые вопросы к лекциям для определения уровня усвоения полученных знаний в учебном процессе.
5. Компьютерный тренажер МЧС России.
Таким образом, обучение происходит на трех учебных точках. Первая точка состоит из палатки, оборудованной учебными местами: столы и стулья для занятий, плакаты, соответствующие теме занятий, мультимедийная установка, телевизор для просмотра учебных фильмов и организации тестирования.
Вторая точка состоит из навесного тента с учебным столом и средствами индивидуальной защиты.
Третья точка — оборудованное место с роботом — тренажером для отработки оказания первой помощи пострадавшим и овладения навыками сердечно-легочной реанимации.
Процесс обучения с использованием МУК включает в себя вводную часть, обучение на практических местах, просмотр тематического видеоматериала, тестирование и подведение итогов.
Основные формы обучения, используемые МУК: это лекции и тематические занятия, дополняющие и расширяющие учебный материал, находящийся в современных учебниках ОБЖ; показ видеоматериалов и обучающих фильмов; изучение плакатов. Тематика обучающих видеоматериалов дополняет практический материал и обучающиеся могут наглядно разобраться в правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях.
Знания, умения и навыки, полученные в результате обучения с использованием МУК, контролируются путем тестирования обучаемых с помощью системы тестирования МУК. Тестирование целесообразно проводить перед началом занятий и по их окончании. Это позволяет определить эффективность занятий. Несомненным преимуществом программы тестирования Turning technologies является то, что уровень знаний обучающихся можно проверить как в количественном, так и в качественном соотношении. Выявить наиболее слабые места и определить какие вопросы являются наиболее трудными для обучающихся при усвоении учебного материала.
Одно из преимуществ использования мобильного учебного комплекса заключается в том, учебный материал легко варьировать в зависимости от востребованности; обучающиеся имеют возможность самостоятельно получить практические знания. Это дает возможность эффективнее воспринимать изучаемую тему, что стимулирует познавательную активность, интерес к предмету, делает процесс обучения эффективным.
Литература:
1. Костецкая, Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы, перспективы / Г. А. Костецкая // Безопасность жизнедеятельности. — 2012. — № 10. — С. 37–40.
2. Описание мобильного учебного комплекса для обучения населения в целях подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). — 2009. — 46 с.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158429
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования // Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (минобрнауки России) от 07.06.2012, № 413. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» //http://standart.edu.ru.