Организация информационного пространства общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 16.04.2014

Статья просмотрена: 7118 раз

Библиографическое описание:

Афонина, Е. С. Организация информационного пространства общеобразовательной школы / Е. С. Афонина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5.1 (64.1). — С. 2-4. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10347/ (дата обращения: 16.11.2024).

Современное образование с каждым днём всё настойчивее требует активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управленческой, воспитательно-образовательной, финансовой деятельности школы [6].

Активное внедрение информационных технологий в обучении получил название «информатизация образования». Информатизация образования в настоящее время затронул практически все сферы деятельности школы. Анализируя материалы различных научных конференций, методических журналов, посвященных данной теме, можно отметить, что информационные технологии во многих школах применяются на уроках, в управлении учебными заведениями, для организации досуга, в открытом образовании, для создания обучающих программ и учебных пособий, а также для формирования единого информационного образовательного пространства школы [3].

Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками.

Единое образовательно-информационное пространство школы — это система,

которая:

·        включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы;

·        обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен;

·        предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения [7].

Анализ литературы по теме исследования, позволяет сделать вывод, что создание информационного пространства школы предполагает процесс перевода управленческой, финансовой, воспитательно-образовательной деятельности школы на стандартизированные компьютерные программы в рамках всей школы в целях упорядочения поступающей, исходящей и текущей информации, а также в целях образования. Это становится необходимостью по нескольким причинам:

·        стремительный рост информационных потоков;

·        невозможность принятия оптимальных управленческих решений в современной ситуации при стандартной механической обработке данных;

·        работа школы в инновационном режиме требует оперативного многократного анализа ситуации в целях своевременной корректировки возникающих сбоев;

·        требования вышестоящих организаций подавать отчёты только в электронном виде с соблюдением нормативных требований [1].

Изученные методические и научные труды по проблеме исследования позволили нам определить уровни единого информационного пространства образовательного учреждения:

Таблица 1

Уровни единого информационного образовательного пространства школы.

Единое информационное пространство школы

Уровень администрации

Уровень преподавателя

Уровень ученика

На данном уровне происходит:

·         разработка стратегии применения компьютерной техники;

·         материально–техническое оснащение образовательного учреждения;

·         подготовка кадров и создание мотивации использования информационно–коммуникационных технологий;

·         создание автоматизированных рабочих мест администратора и учителя;

·         составление оптимального расписания, позволяющего максимально эффективно использовать имеющуюся компьютерную технику;

·         развитие информационных ресурсов и их содержательное наполнение;

·         создание условий для использования возможностей информационных коммуникаций и ресурсов компьютерных сетей для учебно-воспитательного процесса;

·         создание нормативно–организационной структуры обеспечивающей эффективное взаимодействие пользователей в условиях информационной среды.

На данном уровне происходит:

·         разработка и подбор методик использования новых информационных технологий на занятиях;

·         создание банка обучающих и контролирующих программ по учебному предмету;

·         создание банка учебных задач, способных расширить возможность выбора;

·         создание условий для самостоятельной деятельности учащихся с использованием возможностей информационно–коммуникационных технологий.

На данном уровне происходит доступ к информации, банкам знаний, дистанционным ресурсам необходимым ученику для учебной и внеурочной деятельности и получения дополнительного образования.

Таким образом, совместная деятельность педагогов и учеников на общем информационном поле в значительной мере меняет конфигурацию отношений в системе «учитель – ученик», объективно уравнивая обоих в правах и возможностях.

 Несмотря на это, содержательное наполнение информационного пространства образовательного учреждения в любом ее сегменте всегда было, есть и будет – педагогическим.

 Единое образовательное пространство школы, как и любой другой процесс совершенствования образовательного процесса имеет определенные цели и задачи. Обобщение литературы по данному вопросу позволило нам сформулировать их следующим образом.

Цели создания ЕИПШ:

1.       Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

2.       Обеспечение эффективной управленческой деятельности.

Задачи:

·         Обеспечить возможность для успешной социальной адаптации выпускника школы к условиям быстро меняющегося мира.

·         Научить учащихся и педагогов ориентироваться в информационном пространстве, активно использовать современные информационные технологии в учебном процессе и в повседневной деятельности, сформировать информационную культуру.

·         Сформировать личность, конкурентоспособную и успешную в электронной информационной среде.

·         Создать условия для непрерывного самообразования педагогов и учащихся.

·         Создать условия для самореализации и развития творческого потенциала учащихся.

·         Сформировать у учащихся хорошо систематизированные межпредметные знания с целью освоения информационной картины мира.

·         Развить коммуникативные способности учащихся и педагогов.

·         Обеспечить в максимальной степени автоматизацию управления учебным процессом [5].

Создание единого информационно пространства школы – процесс достаточно длительный и сложный, состоящий из нескольких направлений:

1.       Массовое освоение информационно-коммуникационных технологий и соответствующих технических средств.

2.       Создание компьютерных классов и автоматизированных рабочих мест.

3.       Создание банка компьютерных программ, как образовательного назначения, так и для управления ОУ.

4.       Создание баз данных.

5.       Активное внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и в управление этим процессом.

Единое информационное пространство школы обеспечит:

1.       Создание дополнительных условий для социализации учащихся.

2.       Формирование критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способностей осуществлять выбор и нести за него ответственность.

3.       Формирование творческих навыков.

4.       Формирование навыков коллективной работы и совместного мышления, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

5.       Развитие инициативы.

6.       Развитие коммуникативных способностей и навыков публичных выступлений.

7.       Проведение культурно-просветительской работы (правовое, экономическое, эстетическое и др. воспитание) [4].

Развитие единой информационно-образовательной среды связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения. Единство и целостность структуры информационной среды определяются единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного процесса.

При проектировании единой информационной среды образовательного учреждения необходимо следующее:

·         обеспечивать на базе компетентностного подхода формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса, которые должны быть полноценными субъектами информационного взаимодействия;

·         исследовать возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов, а также в деятельность воспитательной службы образовательного учреждения в целях полноценного использования времени и максимального раскрытия способностей детей и взрослых;

·        создать условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса в учебное и внеучебное время, исходя не из возможности, а из потребности;

·        обеспечить для участников образовательного процесса открытый доступ к информационным каналам локальной вычислительной сети, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;

·        организовать процесс критического осмысления накапливаемого эмпирического педагогического опыта, его обобщения и анализа, а также обмен опытом по информатизации образования на различных уровнях;

·        обеспечить непрерывное развитие технической инфраструктуры единой информационной среды, для чего обеспечить постоянное функционирование технического персонала, проведение плановых регламентных работ, текущего ремонта и экстренного устранения неисправностей для обеспечения живучести локальной вычислительной сети, обеспечить необходимое финансировании процесса [2].

Литература:

1.      Зверева, М. И. Формирование информационно-мировоззренческой культуры учащихся. – 2005

2.      Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2000

3.      Ребко Э. М. Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов [Текст] / Э. М. Ребко, А. П. Федорова // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 566-568.

4.      Современные тенденции в политике информатизации образования: Учеб. пособие / Сост. В.Ю.Потапова, Н.М.Солдатова, И.А.Юдина. - Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2008.

5.      http://www.citforum.ru электронный ресурс, сайт Центра Информационных технологий, раздел «Пользователям и преподавателям».

6.      http://6sch.ru/ - Электронный ресурс Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6»)

7.      http://school8proh.ucoz.ru/ - Электронный ресурс, МОУ «СОШ № 8 им. А.С. Пушкина»

Основные термины (генерируются автоматически): единое информационное пространство, образовательный процесс, Создание банка, учебный процесс, школа, единое информационное образовательное пространство, информационное пространство, образовательное учреждение, Создание, учебно-воспитательный процесс.


Похожие статьи

Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы

Формирование здорового образа жизни через организацию исследовательской деятельности учащихся

Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе

Интеграция жизненного опыта учащихся и содержания образования в условиях общеобразовательной школы

Организация здоровьеориентированного образовательного процесса

Формирование культуры речевого общения младших школьников

Формирование культуры здоровья учащихся школ

Формирование экологической культуры младших школьников

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Интеграция дополнительного и общего образования в организации учебно-исследовательской деятельности школьников

Похожие статьи

Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы

Формирование здорового образа жизни через организацию исследовательской деятельности учащихся

Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе

Интеграция жизненного опыта учащихся и содержания образования в условиях общеобразовательной школы

Организация здоровьеориентированного образовательного процесса

Формирование культуры речевого общения младших школьников

Формирование культуры здоровья учащихся школ

Формирование экологической культуры младших школьников

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Интеграция дополнительного и общего образования в организации учебно-исследовательской деятельности школьников

Задать вопрос