Современное образование с каждым днём всё настойчивее требует активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управленческой, воспитательно-образовательной, финансовой деятельности школы [6].
Активное внедрение информационных технологий в обучении получил название «информатизация образования». Информатизация образования в настоящее время затронул практически все сферы деятельности школы. Анализируя материалы различных научных конференций, методических журналов, посвященных данной теме, можно отметить, что информационные технологии во многих школах применяются на уроках, в управлении учебными заведениями, для организации досуга, в открытом образовании, для создания обучающих программ и учебных пособий, а также для формирования единого информационного образовательного пространства школы [3].
Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками.
Единое образовательно-информационное пространство школы — это система,
которая:
· включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы;
· обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен;
· предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения [7].
Анализ литературы по теме исследования, позволяет сделать вывод, что создание информационного пространства школы предполагает процесс перевода управленческой, финансовой, воспитательно-образовательной деятельности школы на стандартизированные компьютерные программы в рамках всей школы в целях упорядочения поступающей, исходящей и текущей информации, а также в целях образования. Это становится необходимостью по нескольким причинам:
· стремительный рост информационных потоков;
· невозможность принятия оптимальных управленческих решений в современной ситуации при стандартной механической обработке данных;
· работа школы в инновационном режиме требует оперативного многократного анализа ситуации в целях своевременной корректировки возникающих сбоев;
· требования вышестоящих организаций подавать отчёты только в электронном виде с соблюдением нормативных требований [1].
Изученные методические и научные труды по проблеме исследования позволили нам определить уровни единого информационного пространства образовательного учреждения:
Таблица 1
Уровни единого информационного образовательного пространства школы.
Единое информационное пространство школы |
||
Уровень администрации |
Уровень преподавателя |
Уровень ученика |
На данном уровне происходит: · разработка стратегии применения компьютерной техники; · материально–техническое оснащение образовательного учреждения; · подготовка кадров и создание мотивации использования информационно–коммуникационных технологий; · создание автоматизированных рабочих мест администратора и учителя; · составление оптимального расписания, позволяющего максимально эффективно использовать имеющуюся компьютерную технику; · развитие информационных ресурсов и их содержательное наполнение; · создание условий для использования возможностей информационных коммуникаций и ресурсов компьютерных сетей для учебно-воспитательного процесса; · создание нормативно–организационной структуры обеспечивающей эффективное взаимодействие пользователей в условиях информационной среды. |
На данном уровне происходит: · разработка и подбор методик использования новых информационных технологий на занятиях; · создание банка обучающих и контролирующих программ по учебному предмету; · создание банка учебных задач, способных расширить возможность выбора; · создание условий для самостоятельной деятельности учащихся с использованием возможностей информационно–коммуникационных технологий. |
На данном уровне происходит доступ к информации, банкам знаний, дистанционным ресурсам необходимым ученику для учебной и внеурочной деятельности и получения дополнительного образования. |
Таким образом, совместная деятельность педагогов и учеников на общем информационном поле в значительной мере меняет конфигурацию отношений в системе «учитель – ученик», объективно уравнивая обоих в правах и возможностях.
Несмотря на это, содержательное наполнение информационного пространства образовательного учреждения в любом ее сегменте всегда было, есть и будет – педагогическим.
Единое образовательное пространство школы, как и любой другой процесс совершенствования образовательного процесса имеет определенные цели и задачи. Обобщение литературы по данному вопросу позволило нам сформулировать их следующим образом.
1. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
2. Обеспечение эффективной управленческой деятельности.
Задачи:
· Обеспечить возможность для успешной социальной адаптации выпускника школы к условиям быстро меняющегося мира.
· Научить учащихся и педагогов ориентироваться в информационном пространстве, активно использовать современные информационные технологии в учебном процессе и в повседневной деятельности, сформировать информационную культуру.
· Сформировать личность, конкурентоспособную и успешную в электронной информационной среде.
· Создать условия для непрерывного самообразования педагогов и учащихся.
· Создать условия для самореализации и развития творческого потенциала учащихся.
· Сформировать у учащихся хорошо систематизированные межпредметные знания с целью освоения информационной картины мира.
· Развить коммуникативные способности учащихся и педагогов.
· Обеспечить в максимальной степени автоматизацию управления учебным процессом [5].
Создание единого информационно пространства школы – процесс достаточно длительный и сложный, состоящий из нескольких направлений:
1. Массовое освоение информационно-коммуникационных технологий и соответствующих технических средств.
2. Создание компьютерных классов и автоматизированных рабочих мест.
3. Создание банка компьютерных программ, как образовательного назначения, так и для управления ОУ.
4. Создание баз данных.
5. Активное внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и в управление этим процессом.
Единое информационное пространство школы обеспечит:
1. Создание дополнительных условий для социализации учащихся.
2. Формирование критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способностей осуществлять выбор и нести за него ответственность.
3. Формирование творческих навыков.
4. Формирование навыков коллективной работы и совместного мышления, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
5. Развитие инициативы.
6. Развитие коммуникативных способностей и навыков публичных выступлений.
7. Проведение культурно-просветительской работы (правовое, экономическое, эстетическое и др. воспитание) [4].
Развитие единой информационно-образовательной среды связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения. Единство и целостность структуры информационной среды определяются единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного процесса.
При проектировании единой информационной среды образовательного учреждения необходимо следующее:
· обеспечивать на базе компетентностного подхода формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса, которые должны быть полноценными субъектами информационного взаимодействия;
· исследовать возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов, а также в деятельность воспитательной службы образовательного учреждения в целях полноценного использования времени и максимального раскрытия способностей детей и взрослых;
· создать условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса в учебное и внеучебное время, исходя не из возможности, а из потребности;
· обеспечить для участников образовательного процесса открытый доступ к информационным каналам локальной вычислительной сети, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;
· организовать процесс критического осмысления накапливаемого эмпирического педагогического опыта, его обобщения и анализа, а также обмен опытом по информатизации образования на различных уровнях;
· обеспечить непрерывное развитие технической инфраструктуры единой информационной среды, для чего обеспечить постоянное функционирование технического персонала, проведение плановых регламентных работ, текущего ремонта и экстренного устранения неисправностей для обеспечения живучести локальной вычислительной сети, обеспечить необходимое финансировании процесса [2].
Литература:
1. Зверева, М. И. Формирование информационно-мировоззренческой культуры учащихся. – 2005
2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2000
3. Ребко Э. М. Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов [Текст] / Э. М. Ребко, А. П. Федорова // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 566-568.
4. Современные тенденции в политике информатизации образования: Учеб. пособие / Сост. В.Ю.Потапова, Н.М.Солдатова, И.А.Юдина. - Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2008.
5. http://www.citforum.ru электронный ресурс, сайт Центра Информационных технологий, раздел «Пользователям и преподавателям».
6. http://6sch.ru/ - Электронный ресурс Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6»)
7. http://school8proh.ucoz.ru/ - Электронный ресурс, МОУ «СОШ № 8 им. А.С. Пушкина»