Обострение проблем безопасности в современном мире ставит на первый план задачи подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Закономерно, что развитие образования в области безопасности жизнедеятельности становится все более значимым. В условиях реализации ФГОС второго поколения претерпевает существенное реформирование подходы, цели и задачи обучения безопасности жизнедеятельности. Главная цель организации образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности: дать возможность участникам образовательного процесса расширить познавательные возможности и навыки в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья за счёт наиболее приемлемых и эффективных форм занятий, на которых организаторами-педагогами используются практические задания [8].
Предмет « Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) необходимо не только изучать, но и активно, целенаправленно вырабатывать у молодежи практические умения и навыки. Учащиеся должны приобрести не просто знания, а приобрести готовность к безопасному поведению, т.е. компетентность, которая сделает их жизнь максимально безопасной. Учитель, широко используя современные педагогические технологии в процессе обучения, должен развивать самостоятельную продуктивную, творческую деятельность обучаемых, достигать запланированного результата (стандарта образования) в совокупности с усвоением творческого опыта, ценностных отношений и личностных ориентаций.
Вот почему в обучении безопасности жизнедеятельности представляется столь значимым деятельностный подход. Концепция “учения через деятельность”, предложенная американским ученым Д. Дьюи, опирается на ряд основных положений: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество[2].
Деятельность – это целесообразное преобразование людьми окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Преобразуя природу, человек преобразует самого себя, проявляется как субъект своего развития.
Важнейшими сторонами человеческого бытия являются предметная деятельность и общение (субъект-объектные и субъект-субъектные отношения). Предметная деятельность всегда направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта.
Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, в то время как учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость.[4]
Любая деятельность имеет свою психологическую структуру: мотив, цель, действия (операции), условия и средства, результат. Если, стремясь к реализации деятельностного подхода, педагог упускает какие-то структурные моменты, организуя деятельность школьника, то он (школьник) либо вообще не является в этом случае субъектом деятельности, либо выполняет ее как иллюзорную, как отдельные действия. Ученик освоит содержание образования только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и активно-положительная мотивация для такого освоения.
Главное в деятельностном подходе – это сама деятельность, деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, учащиеся сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Учащийся должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.[6]
Важными задачами в практической деятельности учащихся выступают: формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни. [3].
Деятельностный подход в преподавании ОБЖ должен обеспечить переход от определения целей обучения по курсу - как усвоение знаний, умений, навыков, к определению цели - как формирование у школьников метапредметных умений и навыков и предметных в области безопасной жизнедеятельности. Изучению курса ОБЖ направлено на решение основных дидактических задач:
1. Формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
2. Развитие основополагающих знаний и умений в распознавании и оценивании опасных ситуаций, вредных факторов среды обитания человека, определении способов защиты от них.
3. Привитие навыков в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в оказании само- и взаимопомощи в случаях проявления любых опасностей.
4. Развитие физических и психологических качеств личности, необходимых для успешной адаптации к условиям среды обитания.
5. Формирование внутренней готовности к действиям в условиях ЧС, а также к потенциально опасным видам деятельности, в том числе к военной службе.
При разработке и планировании учебного материала необходимо учитывать специфику данного курса. Не все содержательные элементы могут изучаться практически в естественных условиях, например, такие, как пожарная безопасность и правила поведения при пожаре, безопасность при вынужденном автономном существовании, безопасность при смене климатогеографических условий, безопасность на воде и др. Приобретение практических умений и навыков таких направлений возможно, как правило, в классных аудиториях, и реализуется за счет практических работ, таких как моделирование, решение ситуационных задач, составление алгоритма действий, деловые игры.
В учебном процессе по ОБЖ используются все виды организации работы (урочные и внеурочные), включающие различные виды учебной деятельности учащихся - игровую, проектную, исследовательскую.
Ключевой составляющей курса служит практико-ориентированный компонент, проявляющийся в проведении системы практических заданий по основным разделам курса. Именно на практических занятиях и тренировках формируются предметные умения и навыки безопасного поведения.
В научной литературе не раз отмечалась слабая практическая направленность курса ОБЖ. [5,7].
Как изменилась картина в существующих учебных программах по ОБЖ?
Нами была проанализирована действующая учебная программа. К сожалению, состояние практически не изменилось (Таблица 1). В лучшем случае доля практических работ составляет одну пятую (20,6 % в 8 классе).
Соотношение теоретических и практических занятий.
Таблица1.
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|
5 класс |
85,3% |
14,7% |
6класс |
88,2% |
11,8% |
7 класс |
82,4% |
17,6% |
8 класс |
79,4% |
20,6% |
9 класс |
88,2% |
11,8% |
10 класс |
88,2% |
11,8% |
11 класс |
88,2% |
11,8% |
В проведенном исследовании мы попытались выяснить, насколько успешно и безопасно могут вести себя школьники 9-10 классов, изучающие курс ОБЖ.
Анкетирование проводилось по вопросам трех блоков. Учащиеся сами оценивали свои умения, выбирая ответ: не знаю, знаю, могу. (Таблица 2).
Сформированность практических умений и навыков.
Таблица 2
9 класс
№ п/п |
Содержательные блоки |
а) не знаю |
б) знаю |
в) могу |
Оказание первой помощи пострадавшим |
25,6% |
41% |
33,4% |
|
Ориентирование на местности |
28,8% |
38,5% |
32,7% |
|
Личная безопасность |
22,2% |
42,3% |
35,5% |
|
Общий процент по анкете |
25,5% |
40,6% |
33,9% |
10 класс
№ п/п |
Содержательные блоки |
а) не знаю |
б) знаю |
в) могу |
Оказание первой помощи пострадавшим |
23,5% |
40,7% |
35,8% |
|
Ориентирование на местности |
23,2% |
37,1% |
39,7% |
|
Личная безопасность |
12,8% |
39,9% |
47,3% |
|
Общий процент по анкете |
19,9% |
39,2% |
40,9% |
Анализ результатов анкетирования показал, что почти треть старшеклассников даже не знают, как ориентироваться на местности, как оказать первую помощь пострадавшим, каковы правила личной безопасности.
Владеют же умениями безопасности, отраженными в школьной программе, только 33,9 % учеников 9 класса и 40,9 % - десятиклассников.
Возможно, наше исследование не полностью отражает состояние обучения ОБЖ повсеместно, так как анкетирование проводилось в двух школах. В будущем мы продолжим наше исследование.
Вместе с тем, можно сделать вывод о недостаточной реализации в школьных программах практического компонента, а также, о необходимости развития практики обучения ОБЖ с позиций деятельностного подхода и практической направленности курса.
Таким образом, можно выделить основные положения деятельностного подхода в обучении безопасности жизнедеятельности.
1. Важной целью обучения является формирование способа действий, умений и навыков безопасного поведения.
2. Первичными, с точки зрения целей обучения, являются деятельность и действия, составляющие эту деятельность, а не только знания.
3. В выполнении задач подготовки обучающихся в области безопасности жизнедеятельности важная роль принадлежит самостоятельной продуктивной работе школьников.
4. Деятельностный подход в обучении основам безопасности жизнедеятельности реализуется в широком использовании практических методов и форм организации учебной и внеучебной деятельности.
Литература:
1. Баравермак, Э.М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути [Текст] / Э.М.Баравермак // ОБЖ в школе. – 2005. - №6. – С.23-25.
2. Дьюи Дж. Школа будущего. – М.: Госиздат. 1926 Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. – М.: Педагогика. 2000.
3. Зуев, А.В. Роль межпредметных связей в учебном процессе [Текст] / А.В. Зуев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2003. №4. – С.36-38.
4. Киселева Э.М., Гаврилова Л.А., «Возможности курса ОБЖ в формировании знаний по экологической безопасности школьников», Вестник Орловского гуманитарного университета №5(34), 2013.
5. Киселева Э.М. Организационно-педагогические условия обучения будущих учителей ОБЖ в педагогическом колледже. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Санкт-Петербург, 2006
6. Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
7. Михайлов Л.А., Киселева Э.М., Старостенко А.В. К вопросу о преподавании школьного курса ОБЖ. Сб. «Безопасность жизнедеятельности -профессия XXI века: проблемы становления и перспективы развития», СПб РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
8. Пономарева, О.И. Особенности частной дидактики. Методика преподавания ОБЖ [Текст] / О.И. Пономарева // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. - №9. – С.51-53.