В современных условиях одной из актуальных проблем российского школьного образования является вопрос о формировании у школьников необходимых правовых знаний.
Часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация – правовое государство [5]. Здесь же необходимо отметить, что построение поистине правового государства немыслимо без формирования высокого уровня правовой культуры у каждого гражданина.
Н.И. Матузов и А.В. Малько в своем учебнике «Теория государства и права» [6, с. 123] выражают суть правовой культуры следующей формулой: «знать – уважать – соблюдать». При этом имеются в виду, конечно же, требования законов.Авторы указанного учебника выделяют ряд характерных черт (слагаемых) правовой культуры личности. По их мнению, таковыми являются: 1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания; 2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение); 3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта; 4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; 5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами; 6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма [Там же, с. 123].
Правовая культура предполагает хорошее знание государственными служащими и простыми гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение, навыки пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения к национальному и международному праву, его оценку как необходимой социальной ценности для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей, атмосферу законопослушания личности, устойчивые привычки, внутреннюю потребность к соблюдению закона и социально-правовой активности. Итак, как мы видим, для формирования у человека надлежащего уровня правовой культуры необходимо, прежде всего, сформировать у него правовые знания. Важную роль в этом призвана играть школа. Традиционно считается, что правовые знания формируются у школьников в процессе изучения такого школьного предмета как «Обществознание» [Cм., например, 2, 4 и др.]. И с этим нельзя не согласиться, поскольку право по своей природе явление общественное. Однако, на наш взгляд, достаточно неплохие возможности для формирования правовых знаний у учащихся средних школ имеет и курс ОБЖ в 10-11 классах. Ведь ранее само понятие «безопасность» было законодательно установленным. Часть 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» определяла безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [3]. Однако данный Закон утратил силу с принятием Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» [8], в котором понятие «безопасность» уже не раскрывается. В настоящее время пунктом 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, определяется понятие «национальная безопасность» как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [7].
Кроме того многие темы курса ОБЖ (это касается программы 10-11 классов тем «Основы комплексной безопасности», «Основы обороны государства» и др.) неразрывно связаны с правовыми аспектами. Проведенные исследования показывают, что в настоящее время вопросу формирования у школьников правовых знаний в процессе изучения курса ОБЖ должного внимания не уделяется.
Так, для выявления уровня сформированности правовых знаний у учащихся старших классов нами был проведен опрос, в котором приняли участие 70 учащихся 10-11 классов в возрасте от 15 до 17 лет. Им было предложено ответить на 20 вопросов по правовой тематике. При этом, при составлении вопросов нами учитывалась программа школьного курса ОБЖ 10-11 классов.
Единственным вопросом, на который правильно ответили 100% учащихся, стал вопрос о том, когда наступает совершеннолетие. А вот на вопрос «кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком» правильный ответ дали меньше половины опрашиваемых (42,86%). Большинство (48,57 %) учащихся полагает, что ребенком считается человек до 14 лет. Оставшиеся 8,57% учащихся, участвующих в опросе считают, что ребенок – это человек в возрасте до 7 лет.
Значительная часть вопросов была посвящена теме уголовной ответственности несовершеннолетних, изучаемой на уроках ОБЖ в 10 классе. Отвечая на эти вопросы, школьники показали следующие результаты. Определение преступления знает 60% опрашиваемых, остальные 40% выбрали неверные варианты ответов.
Большинство опрошенных школьников (75,71%) осознают, что кража влечет за собой уголовную ответственность, оставшиеся же 24,29% полагают, что за данное деяние предусмотрено административная ответственность. Зато о том, что лицо, занимающееся продажей наркотических средств, подлежит привлечению к уголовной ответственности, осведомлены 91,43% респондентов. К сожалению, у большинства учащихся сформировано неправильное понятие о групповой преступности. Так, 61, 43% опрошенных уверены, что за преступление, совершенное в группе, следует наказание аналогичное тому, что будет назначено за преступление, совершенное в одиночку.
Весьма слабо усвоен участниками нашего опроса и вопрос о видах наказаний, которые могут быть назначены несовершеннолетним. Правильные ответы из предложенного перечня выбрали лишь 10%. Многие из опрошенных (34,29 %) полагают, что единственным видом уголовного наказания для несовершеннолетних является штраф.
Одним из основных вопросов темы «Уголовная ответственность» несовершеннолетних является вопрос о перечне преступлений, уголовная ответственность наступает с 14 лет. В наш опросный лист было включено 2 задания на данную тему. Были получены следующие результаты: 61,43% учащихся верно указали на то, что за угон автомобиля (статья 166 Уголовного кодекса Российской Федерации) уголовная ответственность наступает с 14 лет. А вот, что касается такого преступлении как кража (статья 158 Уголовного кодекса Российской Федерации), то здесь лишь 37,15% опрошенных считают, что за это деяние можно привлечь к уголовной ответственности 14-летнего подростка, 60% полагают это невозможным, а 2,85% затруднились дать ответ на данный вопрос.
Относительно неплохие результаты были показаны школьниками при ответе на вопрос, касающийся категорий преступлений. В частности 72,85% знают, что за преступления средней тяжести максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы. 14,29% опрошенных считают, что максимальное наказание за эту категорию преступлений составляет 10 лет лишения свободы, 10% – 2 года лишения свободы, 1,43% - 1 год лишения свободы. Один опрошенный (1,43%) не дал какого-либо ответа на поставленный вопрос.
Половина опрошенных нами школьников дала правильный ответ на вопрос о возрасте, с которого можно привлекать человека к административной ответственности (16 лет). Почти столько же учащихся (48,57%) считают, что привлекать к административной ответственности можно уже с 14 лет, 1 один человек (1,43%) – что с 18 лет.
Весьма неожиданные результаты были получены при ответе на напрямую относящийся к безопасности дорожного движения вопрос: «Какая ответственность предусмотрена за переход улицы на красный свет?». Оказалось, что 50% учащихся, принимающих участие в опросе, считают, что это дисциплинарная ответственность. И лишь 38,57% верно выбрали административную ответственность. Также нами были предложены вопросы на знание учащимися Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Данные вопросы предлагали выбор нескольких правильных ответов из числа предложенных. Полностью справился с этим заданием лишь 1 человек из 70 опрошенных (1,43%). Остальными же было предложено более 10 различных неправильных вариантов ответов.
Ни одного полностью правильного ответа не было дано на, казалось бы, весьма актуальный для юношей такого возраста вопрос о том, в каких случаях закон допускает замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Подавляющее большинство участников опроса (65,71%) уверены, что это возможно, если «несение военной службы тяжело для гражданина», 2,85% учащихся не дали ответа на этот вопрос, а остальные хоть и указывали правильные основания, но не перечислили их полностью. 2 вопроса нашего опросного листа были посвящены правовому регулированию брака и семьи. На эти вопросы большинство учащихся дали правильные ответы (65,72% и 75,72%).
Заключительным стал вопрос о том всегда ли то, что безнравственно является противоправным. 94,29% опрошенных ответили, что не всегда, остальные не разделяют понятия мораль и право и считают, что безнравственные поступки всегда противоправны.
Во второй части опроса мы попытались выяснить, что думают сами учащиеся относительно необходимости формирования у них правовых знаний. Так, считают правовые знания необходимыми для себя большинство опрошенных (61,42%), не видят в этом необходимости 10%, затруднились ответить на данный вопрос 28,58% опрошенных нами школьников. При этом только 41,43% уверены в том, что школа дает им все необходимые правовые знания, столько же учащихся не смогли ответить на данный вопрос. Указали на недостаточность получаемых правовых знаний 17,14% опрошенных.
Среди предметов, которые способствуют формированию у школьников правовых знаний, участники опроса выделили обществознание (54,29%), ОБЖ (41,43%), и историю (11,43%).
Также мы поинтересовались у школьников, какие вопросы, связанные с правом, вызывают у них наибольший интерес. К сожалению, ответили на этот вопрос лишь 11 человек, что составляет 15,71% от общего числа опрошенных. Вместе с тем, этих учащихся интересуют весьма серьезные вопросы, на которые они не всегда получают ответы. Так, большинство школьников интересуют вопросы прав человека и прав ребенка, кроме того называются вопросы о правах пенсионеров, вопросы нелегальной миграции, низкие заработные платы учителей, проблемы уголовной ответственности. Некоторым хотелось бы разбирать «интересные правовые случаи» на уроках.
Таким образом, школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет достаточные возможности для формирования правовых знаний у школьников. Однако, эти возможности пока еще очень слабо используются. Результаты проведенного опроса показали, что правовые знания учащихся недостаточны и бессистемны. Вместе с тем, большая часть участников нашего опроса видит необходимость формирования таких знаний и заинтересована в их получении. Учащиеся отмечают, что хотели бы больше знать о правовых аспектах безопасности жизнедеятельности. Один из опрошенных нами школьников отметил: «Знание прав собственно обеспечивает нашу безопасность».
В связи с этим, крайне актуальной для нашего времени является подготовка квалифицированных педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности, понимающих важность правовых аспектов безопасности и способных вести работу по формированию правовых знаний у учащихся. Такой подход, несомненно, будет всецело способствовать повышению уровня правовой культуры граждан нашей страны.
Литература:
1. Амиров К.Ф. Правовая культура студентов – будущих учителей права // Образование и право, 2013, № 5(45)-6(46). С. 66-78.
2. Бурякова В.В. О началах права в курсе обществознания // Право в школе, 2004 № 4. С. 21-23.
3. Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» // Российская газета, № 103, 06.05.1992.
4. Дугин А. Обществоведение для граждан Новой России. М.: Евразийское движение, 2007. 784 с.
5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 1993. 25 декабря;
6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 512 с.
7. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
8. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» // Российская газета, № 295, 29.12.2010.