XXI век вполне обоснованно называют информационным. В жизнь человека прочно вошли такие понятия как «интернет», «социальная сеть», «компьютерные технологии» и пр. Существенно увеличилось количество информации, доступ к которой может получить человек. С одной стороны, этот факт можно расценивать как положительный, но с другой стороны информационная среда и обширные потоки информации создали собственные специфические опасности и угрозы. Чаще других данные опасностям могут быть подвержены дети и подростки, влияние на которых информация оказывает в большей степени. Вместе с этим, количество негативной информации, существующей в сети Интернет и других информационных источниках, может навредить подрастающему поколению, формируя неадекватный стереотип поведения, информационную зависимость, возникновение сопутствующих физических заболеваний [5].
ФГОС школьного образования предусматривает изучение ОБЖ из расчета 1 час в неделю для 7-9 классов и имеет два обязательных модуля, необходимых для усвоения школьниками. Эти модули включают различные разделы курса, такие как «Основы безопасности личности, общества и государства» и «Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи». Анализ содержания примерной рекомендуемой Министерством образования программы позволило нам отметить, что вопросам информационной безопасности и соответствующих угрозах, упоминается лишь вскользь (в рамках других тем). Одновременно с этим, формирование знаний о сфере информации, на сегодняшний день, является очень актуальной проблемой, в связи с образованием информационного общества. С данной проблемой может помочь справиться система дополнительного образования. Именно поэтому необходимо создание программ дополнительного образования, которые бы в полной мере охватывали вопрос информационной безопасности.
Статья 26 «Закона об образовании» регламентирует, что к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
- в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
- в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств), спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
- посредством индивидуальной педагогической деятельности;
- в научных организациях.
Анализ существующей базы учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга позволил нам установить, что в городе существует множество организаций, осуществляющих дополнительное образование детей. Среди всех учреждений есть те, которые осуществляют свою работу в области безопасности жизнедеятельности. Они имеют такие направления, как: туристско-краеведческое, историко-патриотическое, военно-патриотическое, экологическое, физкультурно-спортивное и т.п. Учреждения дополнительного образования сотрудничают со школами и осуществляют обучение детей самостоятельно. К списку подобных подростково-молодежных клубов можно отнести такие как: «ЗАРЯ», «СКИФ», «Альтаир», «Глобус», «Юность», «Снайпер», «Творчество», «Рубин», «Невские орлята» и т.д.
Вопросы дополнительного образования несовершеннолетних являются актуальными и постоянно обсуждаются на самом высоком уровне. 12 марта 2014 года, в Аничковом Дворце, состоялась городская конференция по вопросам дополнительного образования детей, в которой приняли участие представители различных районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Выступающие предлагали пути решения различных проблем, связанных со здоровьесбережением школьников в сфере доп. образования. В основном затрагивались вопросы о стрессоустойчивости подростков, уменьшении агрессии и патологической усталости школьников, приобщение их к здоровому образу жизни и экологическим принципам жизнедеятельности.
По данным Комитета по образованию в Санкт-Петербурге насчитывалось 52 ГУДОД. Из них 4 УДОД подведомственны Комитету по образованию и 48 УДОД, учредителями которых являются районные Администрации. По видовой принадлежности УДОД подразделяются: Дворцы – 11 (21%), Центры – 17 (33%), Дома детского (юношеского) творчества – 23 (44%), Школы искусств – 1 (2%).
В системе дополнительного образования детей реализовывались 15592 программы. [4]
Направленность образовательных программ распределялась следующим образом:
Анализ деятельности существующих в Санкт-Петербурге центров дополнительного образования детей, показал, что отсутствуют программы, которые осуществляли бы обучение непосредственно по информационной безопасности. Дополнительное образование в этой сфере, преимущественно реализовывают педагоги на базе отдельных образовательных учреждений, разрабатывая авторские программы.
В практической части нашего исследования была разработана дополнительная образовательная программа для несовершеннолетних «Информационная безопасность в сети Интернет». Программа рассчитана на 18 часов 9 из которых аудиторные. Ниже в таблице нами предложены примерные темы, которые могут быть актуальны для детей и подростков, а также молодежи.
Таблица 1
Примерное тематическое содержание курса по информационной безопасности
Темы |
Дидактические единицы |
Возможные формы проведения |
Что дети будут знать по итогам мероприятия. |
Что такое интернет? Знакомство с возможностями интернета. |
Информационное общество. Характеристика и особенности. Информационное пространство. |
Вводная беседа. Практические занятия с использованием ИКТ. |
Дети узнают о существующем вокруг нас информационном пространстве, о его особенностях и влиянии на повседневную жизнь. О том, что такое сеть Интернет и о его возможностях. |
Внимательность и осторожность в сети Интернет. |
Информационные опасности и информационная безопасность. Правила работы с сайтами, установка фильтров и антивирусов. |
Беседа, практическое занятие в группах, рассказ. |
Школьники ознакомятся с реально существующими угрозами в информационной сфере, узнают о способах защиты личности от негативной информации. Получат сведения о различных видах зависимостей, связанных с использованием ПК. |
Общение в сети Интернет. |
Правила общения на интернет-форумах. Безопасность в общении с посторонними. |
Беседа. Объяснение. Дискуссия. Практические занятия. |
Учащиеся научатся общаться в интернет-пространстве. Узнают как вести себя осторожно и не оставлять свои личные данные, не отправлять SMS по требованию сайта, быть дружелюбным и не вступать в конфликты с другими пользователями. |
Как сеть Интернет и компьютер помогают учиться? |
Хранение, передача и использование информации. Интернет-ресурсы. |
Беседа. Практическое занятие с использованием ИКТ. |
Дети получат знания о том, как правильно и безопасно хранить информацию, как проверять и пользоваться информацией из сети интернет. Узнают о способах защиты личных данных. Научатся находить нужные сведенья на проверенных Интернет-ресурсах. |
Введение подобной дополнительное образовательной программы позволит школьником и молодежи:
- приобрести навыки, которые в будущем помогли бы им лучше адаптироваться к сложному информационному пространству современного мира;
- уберечь себя от тех угроз, которые, несомненно, присутствуют в информационной сфере. Именно поэтому знания о методах сохранения собственного здоровья так важны и актуальны;
- формировать информационную грамотность и культуру безопасности человека [6];
- противостоять различным информационным влияниям.
В заключении необходимо отметить, что данная образовательная программа могла бы стать основой формирования информационной культуры подростков, готовящей их к безопасной жизнедеятельности в современном информационном обществе.
Литература:
1. ФГОС II поколения. Основы безопасности жизнедеятельности, электронный ресурс - http://standart.edu.ru
2. Федеральный закон. Об образовании в Российской Федерации, электронный ресурс http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai
3. Санкт-Петербургский Дворец творчества юных, электронный ресурс - http://anichkov.ru
4. Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга. Образование, воспитание и развитие детей. Из доклада: Аналитические материалы о Положении Детей в Санкт-Петербурге - http://www.homekid.ru/kidinspb2010/kid2010part6.htm
5. Ребко Э. М. Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов [Текст] / Э. М. Ребко, А. П. Федорова // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 566-568.
6. Ребко Э.М., Есипова А.А. Культура безопасности жизнедеятельности как интегральное качество личности [Текст] / А. А. Есипова, Э.М. Ребко // ПИСЬМА В ЭМИССИЯ.ОФФЛАЙН. – 2012. - №5. – С. 1803.