В современных условиях осуществляется переход среднего полного образования на профильное обучение. Согласно Концепции модернизации российского образования необходимо создать «систему специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда» [4]. Необходимо отметить, что профильное обучение осуществляется на старшей ступени (10-11 классы), а для правильного выбора профиля школьниками необходимо знакомить их с особенностями данных профилей уже в 9 классе. В связи с этим остро встает проблема организации предпрофильного обучения, в том числе и по курсу ОБЖ в рамках оборонно-спортивного профиля. Таким образом, целью нашего исследования является выявление особенностей методики организации элективных курсов по гражданской обороне для 9 классов в условиях предпрофильного обучения.
Анализ литературных источников[1,2,3], проведенных нами в ходе исследования, показал, что сущность профильного обучения заключается в акцентировании внимания на интересы, склонности, способности и образовательные потребности учащихся. Профильное обучение можно рассматривать как средство дифференциации и индивидуализации обучения. За счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса учитываются интересы, склонности и способности учащихся и создаются условия для обучения в соответствии с профессиональными интересами. Сущность профильного обучения безопасности жизнедеятельности состоит в том, что эта система обучения направлена на развитие специальных способностей учеников и дальнейшее развитие у них интереса к безопасности жизнедеятельности как области профессиональной деятельности.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает возможность введения нескольких профилей, среди которых и оборонно-спортивный профиль. Профиль складывается из курсов трех типов: базовые общеобразовательные предметы; профильные общеобразовательные предметы и элективные курсы (курсы по выбору).
Анализ методической литературы [5,6,7,8] по вопросу организации профильного обучения, позволил нам выявить основные характеристики элективных курсов по ОБЖ, методические требования к организации элективных курсов ОБЖ, функции элективных курсов. Элективные курсы входят в состав профиля, способствуют углублению индивидуализации профильного обучения и являются обязательными для посещения. Перечень и содержание элективных курсов определяется самой школой, реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Работа элективных курсов призвана удовлетворить образовательный запрос (интересы, склонности) ученика. Элективные курсы выполняют ряд функций: изучение проблем современности; ознакомление с особенностями будущей профессиональной деятельности; дополнение и углубление базового предметного образования; совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности. Элективные курсы являются обязательной составной частью индивидуального учебного плана ученика и выполняют задачи поддержки профильного курса.
Констатирующий эксперимент выявил, что большинство преподавателей осознают необходимость предпрофильного обучения в школе, целью которого является ориентация на выбор учениками будущего профиля в 10 классе. Обращает внимание и тот факт, что из 12 школ Кировского района 6 школ имеют профильную направленность и только в 1 школе обучаются по оборонно-спортивному профилю.
Дальнейшее исследование было ориентировано на выявление особенностей организации элективного курса для 9 классов по гражданской обороне. Элективный курс по гражданской обороне направлен на усвоение дополнительного учебного материала, формирование умений действовать по сигналам ГО, пользоваться средствами индивидуальной защиты, оказывать помощь в спасательных работах в случае возникновения ЧС. В соответствии с государственной учебной программой вопросы ГО изучаются в 10 классе. Разрабатываемый нами элективный курс предназначен для 9 класса, он является курсом предпрофильной подготовки. Предпрофильное обучение – это не самостоятельная система, оно является подсистемой профильного обучения старшей школы и выполняет подготовительную функцию. Профильная и предпрофильная подготовки – это две главные части одной системы, целью которой является подготовка школьника к осознанному выбору своего профессионального пути. Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки являются пропедевтическими по отношению к будущим профильным предметным курсам, они помогают учащимся сделать осознанный выбор профиля обучения в старшей школе и по ее окончанию. В соответствии с программой курса ОБЖ учащиеся 9 классов знакомятся с причинами возникновения ЧС, поражающими факторами ЧС, действиями при ЧС природного, техногенного и социального характера. Гражданская оборона является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и представляет собой систему общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и решению задач защиты населения и объектов РФ от опасностей.
При разработке программы элективного курса по ГО были соблюдены следующие требования:
- курс должен быть построен так, чтобы он позволял использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы;
- курс должен способствовать укреплению положительной мотивации, развитию интереса;
- содержание курса не должно дублировать содержание предмета ОБЖ, а должно базироваться на оригинальном материале, выходящем за рамки школьной программы.
Тематика элективного курса по ГО отбиралась в связи с социальной и личностной значимостью. Содержание элективного курса направлено на социализацию и адаптацию, предоставление возможности для выбора индивидуальной образовательной траектории; поддержание изучения предмета ОБЖ. Кроме того, содержание должно обладать значительным развивающим потенциалом; способствовать развитию общеучебных, интеллектуальных и профессиональных умений и навыков. При планировании и подготовке занятий по элективному курсу следует использовать краеведческий материал, учитывать географические особенности района, его промышленную структуру и опасные хозяйственные объекты.
Методы и формы обучения, используемые на элективном курсе, определяются уровнем развития и саморазвития учащихся, уровнем их индивидуальных способностей и требованиями профилизации обучения. Ведущими методами настоящего курса являются практические методы, способствующие формированию умений и навыков учащихся; проблемно-поисковые, стимулирующие познавательную активность учащихся. Особое место в нашем курсе отводится практическим занятиям, на которых учащиеся отрабатывают навыки, например, пользования средствами индивидуальной защиты.
По элективным курсам государственный экзамен не проводится, в связи с этим требуется поиск подходов к оценке достижений учащихся в процессе освоения этих курсов. Предлагаемые в методической литературе оценочные системы по элективным курсам разнообразны: накопительная система оценки; портфолио; форма «зачет/незачет». Система оценивания должна учитывать различные достижения учащихся по исполнению проектов, написанию рефератов, творческих работ.
Нами была составлена и разработана программа предпрофильного элективного курса «Армия РФ и защита Отечества» для учащихся 9 классов общеобразовательной школы, рассчитанная на 19 часов учебного времени.
Курс направлен, прежде всего, на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнение конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое) воспитание школьников.
В ходе изучения элективного курса ОБЖ учащиеся получают сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функциях и основных задачах, боевых традициях и символах воинской чести, о воинских обязанностях граждан.
Основной целью данного курса является воспитание у молодёжи чувства патриотизма и любви к Родине, готовность служить в Вооружённых силах Российской Федерации. Определены задачи кура:ознакомление учащихся с нормативными документами: «О воинской обязанности», «Об обороне», «О статусе военнослужащих», формирование умений подготовки учащихся к военной службе в современных условиях, ознакомление учащихся с размещением и военной службой личного состава войсковой части, формирование знаний о назначении Вооружённых сил Российской Федерации.
Содержание элективного курса базируется на основных положениях и задачах безопасности жизнедеятельности и состоит из 4 разделов: оборона государства, функции по защите государства, положение Конституции и законов Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и основы подготовки к военной службе.
Таблица 1
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Раздел I. Армия государства Российского. |
6 |
Раздел II. Традиции Вооружённых сил Российской Армии. |
4 |
Раздел III. Защита Отечества. |
6 |
Раздел IV. Заключение. |
1 |
Резерв учебного времени (экскурсии, встречи с работниками МВД, МЧС, станции скорой помощи) |
1 |
Защита проектов |
2 |
Разделы элективного курса
После прохождения предложенного элективного курса учащиеся должны знать: историю и боевые традиции Вооружённых сил Российской Федерации, символы воинской чести, требования Уголовного кодекса Российской Федерации при выполнении обязанностей военной службы, требования, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина России, и т.д.
Таким образом, исходя из целей и функций профильного и предпрофильного образования, разработанный элективный курс по ГО для 9 класс должен способствовать саморазвитию личности, что и является в настоящее время приоритетной задачей учебно-воспитательного процесса
Литература:
- Акулова О.В. Информационная работа в условиях профильного обучения: учебно-методическое пособие для учителей/ Под ред. А.П. Тряпициной. СПб; КАРО, 2005 – 150с.
- Абрамова В.Ю. Подготовка бакалавров к педагогической работе в системе профильного обучения// Молодой ученый.2014. № 2. С.709-711.
- Гладкая И.В., Ильин С.П., Ривкина С.В. Основы предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для учителей/ Под ред. А.П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2005. -128с.
- Концепция профильного образования на старшей ступени общего образования//Стандарты и мониторинг в образовании. 2002.-№3.-С.3-16.
- Киселева Э.М., Попова Р.И. Структурно-содержательная характеристика вариативного модуля подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2012. - № 5. – С. 151-158.
- Попова Р.И., Авдеева Н.В. Возможности компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ // Мир науки, культуры, образования. 2010. - № 5. – С. 73-76.
- Костецкая Г.А., Киселева Э.М. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов [Текст] /Научно-технические ведомости СПбГПУ. – Серия «Гуманитарные и общественные науки». - №2 (148) /2012. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2012. – С.54-60.
- Станкевич П.В. Теория и практика подготовки бакалавров в системе многоуровневого естественнонаучного образования. Текст.: Монография / П.В. Станкевич. СПб.: Издательство «ТЕССА», 2006.