Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции [6, с. 75].
Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий, существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия педагогов должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Следовательно, необходима профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Проблема профилактики аддиктивного поведения изучалась и изучается такими исследователями, как М. И. Буянов, А. А. Габиани, Б. М. Левин, М. Б. Левин, А. Е. Личко, А. Г. Макеева, И. П. Пятницкая, Н.А Сирота, В. М. Ялтонский и др.
Аддиктивное поведение- поведение, связанное со злоупотреблением алкоголем, токсическими и наркотическими веществами, до момента возникновения психической или физической зависимости. [1, с. 79]
По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, за последние пять лет резко взросло число детей и подростков, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Широкую распространённость среди школьников получило курение. В полтора раза увеличилось число школьников с хронической патологией. Только 30 % школьников относятся к числу здоровых, у 70 % наблюдаются какие-либо патологии [3, с. 83].
Данные факты заставляют медиков, педагогов чаще обращаться к проблеме формирования у подростков ценностного отношения к здоровому образу жизни. Проблемой формирования у подростков ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни занимались: педагоги З. И. Равкин, Б. Н. Чумаков и др., психологи Т.П Гаврилова, Р. Мендель и др., медики И.И Брехман, Ю. П. Лисицын, В. Р. Кучма и др.
К проблеме здоровья и здорового образа жизни подходили с различных научных точек зрения и различных научных дисциплин. В словаре-справочнике «Отклоняющееся поведение молодёжи» под редакцией В. А. Попова, здоровье характеризуется как состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [1, с. 79].
Здоровье-состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию. Здоровье является личной и общественной ценностью». [2,с. 44]
Под здоровым образом жизни понимают биологически и социально целесообразные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, адекватные его потребностям и возможностям, осознанно реализуемые и обеспечивающие сохранение и укрепления здоровья, а так же достижения активного долголетия.
Ценностные отношения — это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «здоровье», «общество», «труд», «познание»... но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода» [4, с. 550].
Следовательно, одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать формирование у учащихся ценностей здоровья и здорового образа жизни. Актуальность этой проблемы обусловила проведение исследования по теме «Профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни».
Цель исследования — определить социально-педагогические условия, методы и формы работы, необходимые для профилактики аддиктивного поведения среди подростков.
Задачи:
1. систематизировать понятийно-терминологический аппарат исследования;
2. обобщить данные по проблеме профилактики аддиктивного поведения у подростков посредством формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни;
3. опытно-экспериментальным путём изучить ценностное отношение подростков к здоровью и причины, мешающие им вести здоровый образ жизни.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей-интернат № 1» г. Владимира. В качестве испытуемых выступали учащиеся 8 класса в количестве 20 человек, из них 9 мальчиков и 11 девочек, в возрасте 13–14 лет.
В процессе работы были использованы две диагностические методики: тест «Индекс отношения к здоровью» С. Дерябо, В. Ясвина [6] и методика «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» В. Д. Пурина. [5] Тест «Индекс отношения к здоровью» С. Дерябо, В. Ясвина позволил выяснить, что иерархия ценностей у подростков выстроилась следующим образом: 1) «любовь»; 2) «общение со сверстниками»; 3) «труд» (профессия, учёба, работа); 4) «здоровье»; 5) «хорошие вещи, материальное благополучие; 6) «духовность»; 7) «общение с природой». Анализ исследований ценностных ориентаций подростков показывает, что в иерархии ценностей такая ценность, как «здоровье», явно не доминирует. В системе ценностей подростков наиболее высокий ранг значимости занимает «любовь», «общение с друзьями». Такие ценности, как «общение с природой», «духовность», занимают в иерархии ценностей последние места.
Рис. 1. Уровень отношения к здоровью у подростков
В 8 классе у 35 % (7 чел) отношение к здоровью является высоко доминантным (значимым), у 25 % (5 чел) оно характеризуется средней доминантностью, 40 % (8 чел) свойственна низкая доминантность отношения к здоровью. Опираясь на результаты, можно отметить что уровень ценностно-смыслового отношения довольно низкий, следует обратить внимание на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у второй и третьей груп испытуемых.
В результате проведения методики «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» В. Д. Пурина было выявлено, что основными причинами, мешающими подросткам вести здоровый образ жизни, являются следующие:
1. Недостаток свободного времени Состояние здоровья.
2. Состояние здоровье респондента.
3. Нарушение норм здоровья со стороны респондента. (Нарушение здорового образа жизни в форме неправильного питания и не соблюдение правильного режима дня.)
4. Дурная компания во дворе, на улице.
Рис. 2. Уровень препятствий, мешающих вести здоровый образ жизни подросткам
Результаты диагностирования по данной методике позволяют установить, что у большинства испытуемых уровень помех тяготеет к низкому (55 %), однако довольно высока доля испытуемых со средним уровнем помех (45 %), которые уже не в состоянии решить некоторые проблемы, связанные с ведением здорового образа жизни. Им нужна корректная помощь как со стороны одноклассников и друзей, так и со стороны взрослых (родителей, учителей).
Респонденты имеют недостаточное представление о здоровье, о здоровом образе жизни, их знания в основном сводятся к физической составляющей (не болеть, не иметь вредных привычек, заниматься спортом и т. п.).
Результаты проведённых исследований подтверждают актуальность выбранной нами темы и необходимость организованной работы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни в целях профилактики аддиктивного поведения у подростков. В работу педагогов может входить также совместная с родителями разработка разумного проведения досуга, семейных праздников и торжеств без употребления алкоголя, организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростков алкоголем.
Основными направлениями работы педагога по формированию здорового образа жизни является профилактика аддиктивного поведения, проводимая в форме бесед, консультаций, тренингов, диспутов, деловых игр, экскурсий [5, с. 168].
Таким образом профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством формированию здорового образа жизни осуществляется, прежде всего, при воспитании ребенка в семье и школе. Если родители ведут здоровый образ жизни, они могут формировать у своих детей необходимые навыки здорового образа жизни. Важно найти контакт с родителями и сделать их своими союзниками.
Литература:
1. Отклоняющееся поведение молодёжи: унификация понятийно — терминологического аппарата: социально-педагогический и психологический словарь / под общ. ред. В. А. Попова.- 4-е изд., испр. и доп.- Владимир: ВГГУ, 2010.- 264 с. ISBN 978–5–87846–745–2.
2. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А.Д Коджаспиров.- М.: Издательский центр «Академия», 2005- 176 с. ISBN 5–7695–0445–5.
3. Туревская, Е. И. Возрастная психология / Е. И Туревская — М.: Издательский центр Академия», 2002. — 376 с. ISBN: 5–89502–400–9
4. Большой психологический словарь / Под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко.- СПБ.: Прайм-Еврознак, 2004.-672 с.
5. Мардахаев, Л. В. Методика и технология работы социального педагога / Л. В. Мардахаев.- Орёл: Издательский центр «Академия», 1994.-336с.
6. Шухтович, Р. В. Здоровый образ жизни / В. Р. Шухтович // Энциклопедия социологии.- Мн.: Книжный Дом, 2003.-330 с