В статье представлен материал, иллюстрирующий применение технологии развития критического мышления на уроках информатики и ИКТ в средней школе.
Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления.
Национальная доктрина образования в Российской федерации [1, 5] говорит о необходимости разностороннего и своевременного развития у детей и молодежи творческих способностей, о формировании навыков самообразования самореализации личности, а также о формировании трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучении основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке. В связи с этим перед школой стоит задача подготовки выпускников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания. Для достижения поставленной цели важным считается формирование критического мышления (например, [10]).
Анализ и обобщение определений критического мышления, которые имеются в современной литературе ([3], [9], и др.), позволяет сформулировать следующее определение: критическое мышление — это целенаправленная самостоятельная деятельность индивида, в процессе которой происходит постановка вопросов и уяснение проблем, формулировка гипотез, их проверка, убедительная аргументация недостатков и достоинств содержания, подвергнутого критике, поиск компромиссных решений.
В силу выделенной важности критического мышления его развитие должно осуществляться на всех учебных предметах как в учебное, так и во внеурочное время. Однако, имеющиеся исследования С. И. Заир-Бека, И. О. Загашева, А. В. Бутенко, А. И. Липкиной, М. В. Кларина, И. В. Муштавинской, В. М. Синельникова не дают достаточного представления для разработки практических рекомендаций по вопросу формирования критического мышления учащихся в процессе обучения информатике.
В указанной ситуации нами используется технология развития критического мышления, специфика которой состоит в следующем:
во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации;
во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов;
в-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
При этом отметим, что предлагаемая технология развития критического мышления подразумевает диагностику и следование определенным коммуникативным и поведенческим условиям: уважение к личности ребенка, принятие разных точек зрения, учет индивидуального стиля учебной деятельности, готовность идти на оправданный риск.
Уточняя цель представляемой технологии развития критического мышления, отметим, что она направлена на обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процессе обучения информатике и ИКТ.
Предваряя наши результаты по использованию технологии развития критического мышления при обучении информатике и ИКТ учащихся 8–9 классов, отметим, что в основе технологии лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии — «вызов — осмысление — рефлексия» [2]. Опишем подробнее элементы цикла:
I. Стадия вызова. Первый этап работы направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации. На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности. На стадии вызова целесообразно сочетать индивидуальную и групповую формы работы.
II. Стадия осмысления. Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мотивации школьника на активное получение новой информации; соотнесение полученной информации с тем, что школьнику уже известно; последующая систематизация информации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Задача учителя на данном этапе заключается в том, чтобы с помощью ряда методических приемов помочь ученикам отследить сам процесс познания (получения новых знаний) и понимания.
III. Стадия рефлексии. Организация работы школьников на третьем этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу; выявление «белых пятен» (отсутствие информации по каким-либо вопросам), формулирование познавательных задач и проблем для дальнейшего продвижения в информационном поле («стадия нового вызова»); анализ всего процесса изучения материала.
Применение данного цикла имеет преимущества по отношению к другим методам обучения, а именно:
учащиеся развивают в себе ряд качеств, которые направлены на готовность к планированию, гибкости, настойчивости, готовности исправлять свои ошибки, поиску компромиссных решений;
у учащихся формируется самостоятельное мышление, которое вооружает их способами и методами самостоятельной работы, дает возможность самостоятельно управлять образовательным процессом в системе «ученик-учитель»;
разнообразие методических приемов, позволяют создать условия для свободного развития каждой личности.
Конкретизирую сказанное, в таблице представим иллюстрацию использования технологии развития критического мышления в процессе обучения информатике и ИКТ учащихся 8–9 классов
Таблица 1
Методы и приёмы развития критического мышления на уроках информатики и ИКТ
Технологические этапы |
||
Стадии |
Функции данной стадии |
Методические приёмы, используемые на уроках информатики и ИКТ |
1 стадия /фаза/ Вызов — актуализация имеющихся знаний Пробуждение интереса к получению новой информации. Постановка собственных целей обучения. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах |
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) |
- Составление списка «известной информации»: - рассказ-предположение по ключевым словам; - графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; - верные и неверные утверждения; - перепутанные логические цепочки и т. д., - корзина идей, понятий, имён..., - составление кластера, - составление таблицу ЗХУ. |
2 стадия /фаза/ Осмысление содержания Получение новой информации.Корректировка поставленных целей обучения На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция). Работа ведется индивидуально или в парах |
Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний) |
Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы. - «Пометки на полях», - «Взаимоопрос», - «Зигзаг». - Приём “Ромашка Блума” использование разных типов вопросов (простые вопросы, уточняющие вопросы, практические вопросы, оценочные вопросы, творческие вопросы, интерпретационные вопросы. |
3 стадия /фаза/ Рефлексия Размышление, рождение нового знания. Постановка новых целей обучения На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах |
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса). |
- Заполнение кластеров, таблиц. - Установление причинно-следственных связей между блоками информации. - Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. - Ответы на поставленные вопросы. - Организация устных и письменных круглых столов. - Организация различных видов дискуссий. - Написание творческих работ. - Исследования по отдельным вопросам темы - Синквейн |
Представленные в третьем столбце таблицы приемы способствуют, с нашей точки зрения, выработке у учащихся следующих важных личностных качеств: уметь планировать свою деятельность, пересматривать очевидное и не отступаться от задачи, пока она не будет решена, быть ответственными за собственную точку зрения и уметь исправлять свои ошибки, слушать других и быть терпимыми к различным мнениям, уметь находить решения, которые бы удовлетворили большинство, то есть обеспечивают, согласно принятому определению, развитию критического мышления.
Литература:
1. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление — ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. 1995. N 1. C. 67–73.
2. Великанова А. В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002.
4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — 192 с.
5. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига-Москва: Эксперимент, 1998.
6. Козлов, В.В., Кондаков, А. М. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] — Москва: Просвещение, 2009. — 48 с.
7. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. С. 5–13.
8. Низовская И. А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: Учебно-методическое пособие. — Бишкек: ОФЦИР, 2003. — 148 с.
9. Стил, Дж. Л., Мередит К. С., Темпл, Ч., Уолтер С. Основы критического мышления. Пос. 1. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 1997.
10. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г.
11. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 503 с.