«Дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и ещё надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу» [2, с.11].
Творческая деятельность-чрезвычайно сложное психическое явление. По мнению Л. С. Выготского, творческая деятельность- это «деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [4, с.3].
Условия эффективности организации художественно-творческой деятельности детей
Определение условий эффективной организации художественно-творческой деятельности детей относится к числу проблем, постоянно вызывающих интерес исследователей.
Само понятие «условие» определяется как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [8, c. 827].
Большинство исследователей (В. И. Загвязинский, А. М. Москвина, А. П. Тряпицина и др.) отмечают, что творческое начало в обучении возможно лишь при наличии определённых условий, а именно:
- Потребности в поиске; положительной мотивации, вариативности путей организации усвоения программного материала в соответствии с индивидуальными способностями учащихся;
- Сотворчества как ведущего вида воспитательных взаимодействий и отношений;
- Приоритета целостности восприятия, отношения, оценки другого человека и самого себя;
- Осознания и нивелировки штампов и стереотипов мышления и самовыражения.
Наиболее существенными педагогическими условиями для развития творческой активности детей, по мнению современных исследователей, являются:
1. Изменение характера деятельности;
2. Атмосфера доброжелательности в учебной деятельности детей;
3. Сформированность коллектива.
Организуя художественно-творческую деятельность необходимо помнить о важности выбора стратегии взаимодействия между обучающим и обучаемым. На практике, как отмечают исследователи, при выборе стратегии взаимодействия обычно используются два пути:
- Развитие извне, как вмешательство во внутренний мир личности, навязывание ему выработанных способов, норм деятельности и поведения;
- Развитие изнутри, как стимулирование активности, самостоятельности, ответственности, проявление уважения к личности, раскрытие заложенных в ней возможностей, развитие творческих способностей.
Главное условие творческого развития заключено в ней самой, в её открытости конструктивному творчеству, в психологической безопасности и её свободе.
При этом необходимо учитывать условия, отрицательно влияющие на течение творческой деятельности, а именно: ситуативные и личностные.
К ситуативным условиям относятся: лимит времени, стресс, состояние повышенной тревожности, желание быстро найти решение, слабая или сильная мотивация, установка на конкретный способ решения, неуверенность в своих силах, вызванная неудачами, страх, повышенная цензура и т. д.
К личностным условиям: конформизм, (соглашательство), неуверенность в себе, эмоциональная подавленность, доминирование отрицательных эмоций, низкая самооценка, повышенная тревожность, механизм личной защиты и др.
Поэтому важно формировать качества, благоприятствующие творческому мышлению: уверенность в своих силах, доминирование эмоций радости, склонность к риску, чувство юмора, отсутствие конформизма, боязни показаться странным, необычным, любовь к фантазированию и построение планов на будущее и т. п.
Эти черты свойственны творческой личности, складываются только благодаря демократическому стилю общения. В этом случае преподаватель учитывает индивидуальные особенности личности, её опыт, специфику потребностей и возможностей, а также он должен быть объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах с детьми.
Самым плодотворным является общение на основе совместной увлечённости творческой деятельностью. Основой такого стиля является высокий профессионализм педагога. Ведь увлечённость творческим поиском-это результат не только коммуникативной деятельности, но и в большей мере отношение к педагогической деятельности в целом.
Следовательно, развивая творческую личность, необходимо придерживаться:
- Демократического стиля руководства деятельностью;
- Положительного стиля взаимоотношения в процессе совместной творческой деятельности.
С. Л. Рубинштейн считал, что существуют внешние (объективные) и внутренние (субъективные) условия развития творческого потенциала личности.
Таким образом, процесс организации художественного творчества детей включает следующие направления:
- Создание положительных отношений между участниками процесса (формирование позитивного эмоционального состояния как у педагога, так и у воспитуемого; доверие, поощрение, соревнование и т. д.);
- Изменение организации и способа проведения занятий по художественному творчеству (разнообразие формы работы, новые способы деятельности, исследование и постижение красоты окружающего мира, самостоятельные творческие работы и др.);
- Наличие творческого характера деятельности.
- Для выявления условий эффективной организации художественно-творческой деятельности детей необходимо решить следующие задачи:
- Определить место творческой личности в процессе образования;
- Изучить способы и методы обучения художественному творчеству;
- Найти эффективные формы организации художественно-творческих занятий в процессе дополнительного образования.
К эффективным условиям можно отнести следующие:
1. Построение учебного процесса на основе гуманизации обучения детей;
2. Создание художественно обогащённой педагогической среды, предполагающей сотворчество и ситуацию успеха в деятельности детей.
Рассмотрим подробнее выделенные условия.
Первое условие-построение учебного процесса на основе гуманизации обучения детей.
С момента введения в действие закона РФ «Об образовании» (1999) традиционная педагогика, в основе которой лежит проверенная временем консервативная теория, всё же претерпевает ряд изменений. В противовес традиционной возникла педагогика альтернативная. Так, одним из инновационных течений педагогической науки является педагогика ненасилия, которую можно считать своеобразным компонентом современного гуманистического течения в педагогике.
В настоящее время существуют различные определения педагогики ненасилия (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов, А. Г. Козлова и др.)
Во-первых, педагогика ненасилия — это движение прогрессивных педагогов, выступающих против различных форм принуждения, подавления достоинства личности и опирающихся на личностный подход к воспитанию, суть которого состоит в провозглашении субъективной свободы.
Во-вторых, педагогика ненасилия — это направление в теории, практике обучения и воспитания, интегрирующее в себе самые различные подходы в обозначенной сфере, пропагандирующее гуманное отношение к личности и способствующее реализации этих идей и методических систем.
В-третьих, педагогика ненасилия — это направление ориентированное на формирование у подрастающего поколения психического здоровья, важнейшим признаком которого является умение строить свои отношения с миром, другими людьми, природой на ненасильственной основе. В этом ключе важной задачей педагогики является разработка содержания, форм и методов воспитания у школьников позиции ненасилия.
Приведённые определения не являются противоречащими и лишь логически дополняют друг друга, т. к. педагогика ненасилия вбирает в себя несколько направлений: педагогику прав человека, педагогику сотрудничества, педагогику диалога, педагогику успеха, педагогику творчества.
Целью педагогики ненасилия является обучение и воспитание человека, приобщение его к культурным и научным достижениям общества, соблюдение прав, свободы с учётом идеалов и потребностей.
Таким образом, основные задачи педагогики ненасилия сводятся к следующему:
- Помогать личности осознавать себя, свою ценность, права и свободу (так же и других людей);
- Воспитывать миролюбие, уважение и гуманное отношение к людям, к природе, ко всему живому;
- Формировать умение разрешать межличностные конфликты ненасильственными путями.
Т. к. художественно-творческое воспитание органически связано с нравственным, то главной целью педагогического процесса в целом является формирование у детей навыков и умений в области художественного творчества. Дети не всегда могут содержательно организовать свою деятельность и оценить полученные результаты, поэтому педагог разъясняет и стимулирует нестандартные интересные решения
В работе с детьми важно использовать рекомендации последователей гуманистической психологии (У.Глассер, Р.Кэмпбелл, М.Максимов, В.Сатир идр.):
1. Начинать разговор с похвалы;
2. Обращать внимание на ошибки детей только косвенным образом;
3. Не критиковать и не делать замечания, вспоминая об ошибках;
4. Предоставлять детям возможность сохранить престиж в глазах других;
5. Не приказывать;
6. Выражать одобрение по поводу каждой удачи;
7. Создавать детям хорошую репутацию;
8. Постоянно поощрять детей;
9. Делать любую ошибку легко исправимой;
10. Добиваться того, чтобы ребёнок был рад сделать то, что вы ему предлагаете.
В построении учебного процесса необходимо учитывать основы народной педагогики, народного искусства, эстетики.
Народная педагогика имеет единую основу, опираясь на общепринятые, общечеловеческие нормы, правила обучения и воспитания. Каждый народ по-своему выражает, преломляет реализует эти общие идеи и знания, исходя из национальных обычаев и традиций данного народа.
Второе условие-создание художественно обогащённой педагогической среды, предполагающей сотворчество и творческую атмосферу.
В сотворчестве исследователи выделяют 2 позиции управления творчеством:
- Овладение элементарными действиями, алгоритмами через создание соответствующих моделей разнообразных творческих решений;
- Создание наиболее благоприятных условий его протекания и соответствующей психологической атмосферы, стимулирующей личность.
Учёт первого и второго подходов к организации творческой деятельности позволяет овладеть творчеством. Здесь без постоянного сотворчества с детьми продуктивный педагогический процесс невозможен. Основной задачей педагога при этом является организация и создание условий для развития творческой деятельности детей.
Главные принципы педагогики сотрудничества: оптимизм и гуманизм. Педагоги-новаторы Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, С. И. Лысенкова и др. подчёркивают, что достичь высоких результатов в обучении и воспитании возможно при максимальном учёте интересов обучающихся, предоставление им свободного выбора, принятие их такими, какие они есть.
«Научиться любить детей, -писал В. А. Сухомлинский, нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Но по своей природе педагогический труд-повседневное общение с детьми-углубляет любовь к человеку, веру в него» [7, с.34].
Важнейшим условием организации художественно-творческой деятельности школьников, по мнению многих педагогов, является создание творческой атмосферы, которая создаётся не только воспитанием любознательности, вкуса к нестандартным решениям, способности нетривиально мыслить, но и необходимостью воспитывать готовность к восприятию нового и необычного, стремлением использовать и внедрять творческие достижения других детей.
Существует множество приёмов создания творческой атмосферы:
- Первоначально давать доступные творческие задания;
- Проявлять интерес к действиям учеников;
- Признавать и поощрять множественность вариантов ответов;
- Раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного;
- Поощрять чувство предвосхищения и ожидания;
- Знакомое снова сделать незнакомым (рассмотреть с другой точки зрения);
- Строить предположения на неограниченных данных;
- Соотносить на первый взгляд несоотносимое;
- Не подчёркивать чувство вины после совершения ошибки, повышать значение ответа и др.
Педагогу необходимо создать такие условия, которые помогли бы реализовать весь положительный потенциал ребёнка как творческой личности и помочь ему адаптироваться в социальной жизни.
Литература:
1. Абдульханова М. К. Славская К. А. «Деятельность и психология личности» М., 1980
2. Амонашвили Ш. А. «Размышления о гуманной педагогике» М., 1995
3. Волков И. П. «Учим творчеству» М., 1982
4. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» СПб., 1997
5. Глассер У. «Школы без неудачников» М., 1991
6. Журкин А. А. «Художественно-оформительская деятельность» СПб., 1996
7. Сухомлинский В. А. «Избранные произведения: в 5 т Киев, 1979–1980, т.4
8. Толковый словарь русского языка/Под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой М., 1995
9. Якобсон П. М. «Психология творчества» М., 1971
10. Ячменёва В. В. «Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7–14 лет» М., 2003