Белгородскую область связывают с нравственным бизнесом, семейными фермами и программой «Свой дом», благодаря которой, как ожидается, к 2015 году в индивидуальных одно- и двухэтажных комфортабельных домах будут проживать две трети белгородцев. Существует понятие «белгородской модели развития», которая, по мнению губернатора Белгородской области Савченко Е. С., опирается на внутренние силы, возможности и ресурсы. Развитие такой модели принесло благоустроенные дороги, полную газификацию, ухоженность городов и сел, тротуары из цветной плитки, школы и детские сады с плавательными бассейнами, сельские дома культуры, похожие на дворцы, и новые спортивные комплексы в райцентрах.
Все это происходит на фоне активизации бизнеса, в том числе малого и среднего. Правительство области давно и серьезно его поддерживает. Неслучайно область занимает позицию в верхнем регистре рейтинга регионов по уровню поддержки малого и среднего предпринимательства, что показало обследование Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» в 2010–2011 гг. и обследование 2011 г. фонда «Наше будущее», и четко держит курс на повышение роли малого и среднего бизнеса в экономике [1].
Динамично развивающийся малый и средний бизнес является важнейшей «точкой роста» экономики региона. В настоящее время в области действуют 68 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, из них 21600 малых и средних предприятий — юридических лиц и 46400 индивидуальных предпринимателей. Рост количества действующих субъектов малого среднего предпринимательства представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010–2014 гг.
Ярким подтверждением активного развития предпринимательства в регионе служит тот факт, что сегодня в этом секторе занят каждый третий трудоспособный житель области.
Анализ занятости населения в малом и среднем бизнесе представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Среднесписочная численность работающих на малых и средних предприятиях, всего (без учета ИП) в 2010–2014 гг., тыс. человек
По данным рисунка 2 мы видим, что численность занятых в малых и средних предприятиях год от года растет, что ведет к развитию не только разного рода отраслей, но уменьшению уровня безработицы в регионе.
Также представляется возможным отследить оборот малых и средних предприятий (в действующих ценах) без учета деятельности ИП за период 2010–2014гг. (рис. 3).
Рис. 3. Оборот малых и средних предприятий (в действующих ценах) без учета деятельности ИП в 2010–2014 гг., млрд. рублей
Малое и среднее предпринимательство системно и целенаправленно поддерживается в области с 2003 года. Достаточно сказать, что за период с 2003-го по 2011-й годы по всем источникам финансирования при прямой государственной поддержке на развитие бизнеса привлечено почти 23 миллиарда рублей, в том числе средств областного и федерального бюджетов — около 3 миллиардов рублей, кредитных ресурсов коммерческих банков — 20 миллиардов рублей.
Судьба малого бизнеса — вопрос государственной важности. В отношении многих институтов поддержки регион стал первопроходцем. Губернатор Белгородской области Савченко Е. С. считает, что от уровня развития малого бизнеса в области зависит наше финансовое и социальное благополучие.
Для успешного развития малого и среднего бизнеса необходимы три важных фактора: наличие активных, творческих людей, инвестиционная и экономическая привлекательность региона и постоянный диалог бизнеса и власти. Все это в Белгородской области есть. На протяжении нескольких лет реализуются региональные целевые программы поддержки предпринимательства, которые дают бизнесу прочную юридическую и организационную основу, обеспечивают мотивацию граждан к созданию собственного дела, устраняют административные барьеры и давление на бизнес [2].
Система государственной поддержки охватывает сегодня все предпринимательства. Она действует в области через созданные негосударственные и государственные организации: Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, Белгородскую торгово-промышленную палату, областное государственное бюджетное учреждение «Белгородский региональный ресурсный инновационный центр», бизнес-инкубаторы, промышленный парк «Северный». Эти институты не только предоставляют разносторонние услуги бизнесу, но и способствуют утверждению в предпринимательской среде принципов цивилизованного ведения бизнеса, развитию деловой культуры, формированию положительного имиджа белгородских производителей товаров и услуг.
С целью реализации пилотного проекта правительства области, Минэкономразвития России и Сбербанка России в 2003 году был создан Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. Это был первый подобный проект в России, который предусматривал внедрение в регионе системы микрофинансирования малого предпринимательства. Проект оказался востребованным в предпринимательской среде и сегодня успешно продолжает свою реализацию.
За девять с половиной лет реализации проекта микрозаймы на развитие бизнеса суммарным объемом полтора миллиарда рублей предоставлены 7,7 тысячи субъектам малого предпринимательства, которые обеспечили создание почти 9 тысяч новых рабочих мест.
В результате деятельности фонда малым и средним бизнесом создано более 13 тысяч новых рабочих мест, около 6 тысяч потенциальных и начинающих предпринимателей получили информационно-образовательные услуги по вопросам организации и ведения бизнеса.
С 2007 года на территории области действует пока единственная в своем роде программа, направленная на развитие предпринимательства на селе — областная целевая программа «Семейные фермы Белогорья». За период реализации программы ее участниками стали более 40 тысяч сельских жителей региона. Сегодня на территории области действуют 4278 семейных ферм — рентабельных, успешных предприятий, работающих в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Средний доход на 1 семейную ферму по итогам 9 месяцев 2012 года составил 1,5 миллиона рублей.
За период с января 2009 года по сентябрь 2012 года участниками программы произведено продукции и оказано услуг на её производство на сумму 20,7 миллиардов рублей, в том числе за 9 месяцев 2012 года –7,3 миллиарда рублей.
На реализацию программы за период её реализации привлечены финансовые ресурсы в сумме более 5,5 миллиардов рублей. Оказана государственная поддержка в виде грантов и субсидий на сумму свыше полумиллиарда рублей.
Белгородская область принимает активное участие в реализации новых программ Минсельхоза по поддержке фермерских хозяйств: «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм». По итогам конкурсного отбора получателями грантов уже стали 45 руководителей крестьянских (фермерских) хозяйств на сумму 109 миллионов рублей.
Развитие малых форм хозяйствования на селе, рост производства конкурентоспособной сельхозпродукции будут в числе приоритетных задач социально-экономического развития региона и в ближайшие годы [3].
С 2005 года область принимает участие в ежегодных конкурсах Минэкономразвития России с целью привлечения субсидий федерального бюджета на мероприятия по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства. За период с 2005 года по настоящее время на поддержку приоритетных направлений бизнеса по итогам конкурса получено более полутора миллиардов рублей на условиях софинансирования мероприятий из областного бюджета. Бизнес благодарен такой поддержке. Одним из важнейших результатов совместных проектов правительства области и Минэкономразвития России стало увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных районах области.
Следует отметить возрастающую активность в вопросах кредитования малого и среднего бизнеса территориальных подразделений банков ВТБ-24, Сбербанка России, Россельхозбанка.
Программа грантовой поддержки стартующего бизнеса и действующих малых инновационных компаний реализуется в Белгородской области, начиная с 2009 года. Сегодня она весьма популярна среди предпринимателей.
Около 65 % средств грантов размером до 300 тысяч рублей использовано на развитие предпринимательской деятельности в сельской местности: на приобретение сельскохозяйственных животных, развитие тепличного хозяйства, овощеводства, садоводства, пчеловодства. Гранты предоставлялись также на создание небольших перерабатывающих производств, обустройство объектов сельского туризма, развитие туристско-рекреационных зон, создание детских физкультурно-оздоровительных и развлекательно-игровых центров. Грантополучателями за 2009–2012 годы создано более 1300 новых рабочих мест.
Следует отметить, что большая часть предпринимателей, получивших гранты, продолжает развивать бизнес с использованием других форм государственной поддержки: целевых займов размером до 1 миллиона рублей, поручительств по банковским кредитам.
Действующие в области программы поддержки охватывают различные категории субъектов предпринимательства. В вопросах государственной поддержки в области делается акцент на техническом перевооружении и модернизации малых и средних предприятий для повышения их конкурентоспособности, а также на развитии городских и сельских агломераций. [4]
Для действующего производственно-инновационного сектора малого и среднего бизнеса в регионе реализуются новые механизмы поддержки. В их числе — субсидирование части затрат, произведенных резидентами промышленных парков на выкуп объектов недвижимости, расположенных на территории промышленного парка, а также субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях для строительства или выкупа производственных зданий, строений, сооружений и приобретения оборудования в целях модернизации производства товаров (работ, услуг).
Сегодня уровень и качество экономического роста во многом определяют темпы и масштабы внедрения инноваций, степень вовлеченности хозяйствующих субъектов в процесс научного и технологического развития. Исходя из этого, в ближайшие годы в области планируется продолжить целенаправленную работу по формированию региональной инновационной среды. И здесь одна из ключевых ролей принадлежит бизнесу, который должен стать самым активным участником инновационной деятельности.
В настоящее время на региональном уровне создана законодательная база, определяющая организационные, правовые, экономические условия и гарантии инновационной деятельности и предусматривающая снижение налоговой нагрузки на инновационный бизнес по отдельным видам налогов. В целом потенциал малого и среднего бизнеса останется важнейшим фактором экономического развития области. В ближайшие годы Правительством области поставлена задача войти в десятку самых мощных региональных экономик страны по производству валового регионального продукта на душу населения. Сегодня регион занимает примерно 16–18 место. К 2015 году планируется увеличить объем экономики области как минимум в полтора раза. Достижение обозначенных показателей возможно только при условии значительной активизации деятельности бизнес-структур, в том числе малого и среднего предпринимательства.
Следует отметить, что от года к году растут налоговые и неналоговые доходы предприятий малого и среднего бизнеса.
Таблица
Налоговые и неналоговые поступления от деятельности предприятий малого и среднего бизнеса
Виды поступлений |
Ед. изм. |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 план |
Налоговые и неналоговые доходы — всего |
млн. руб. |
3 070,9 |
3 481,9 |
4 044,3 |
4 853,9 |
5 075,0 |
в том числе: |
||||||
НДФЛ |
млн.руб. |
1 335,6 |
1 484,1 |
1 647,4 |
1 778,6 |
1 900 |
упрощенная система налогообложения |
млн.руб. |
881,3 |
1 080,8 |
1 378,5 |
1 925,1 |
2 000 |
патентная система |
млн.руб. |
1,67 |
3,6 |
4,1 |
14,0 |
15,0 |
единый налог на вмененный доход |
млн.руб. |
736,8 |
796 |
895,4 |
985,6 |
1 000 |
земельный налог |
млн.руб. |
115,5 |
117,4 |
118,9 |
150,6 |
160 |
С участием бизнеса на условиях софинансирования государством и бизнесом продолжится формирование региональной инновационной среды, ключевыми объектами которой являются развивающиеся комплекс «Аврора Парк», промышленный парк «Северный», инновационные бизнес-инкубаторы, призванные сохранить и развить интеллектуальный потенциал области. На условиях софинансирования мероприятия из федерального бюджета до конца текущего года планируется создание двух центров молодежного инновационного творчества в г. Белгороде, ориентированных на развитие деятельности молодежи в научно-технической сфере.
Эти направления развития области станут важнейшим приоритетом в работе органов исполнительной власти.
В долгосрочной перспективе будет реализовываться комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий, увеличение доли малого и среднего бизнеса в выпуске инновационной и высокотехнологичной продукции, поддержку деловой интеграции малых предприятий со средними и крупными предприятиями, сокращение административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности. В результате сфера малого и среднего предпринимательства займет существенное место в экономике.
Доля занятых в малом и среднем бизнесе в общей численности занятых в экономике представлена на рисунке 4.
Рис. 4. Доля средснесписочной численности МСП в общей среднесписочной численности всех предприятий (без учета ИП), %
По оценке специалистов в 2020 году этот показатель вырастет до 37 %. Это говорит о положительной динамике развития предпринимательства в Белгородской области.
В области приступили к реализации государственной программы «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014–2020 годы», утвержденной 16 декабря 2013 года постановлением Правительства Белгородской области № 522-пп. Развитие в регионе малого и среднего предпринимательства, а также государственная поддержка белгородского бизнеса — это самое главное направление программы. На развитие предпринимательства в программе отводится более половины всех средств, которые будут направлены на развитие экономического потенциала Белгородской области до 2020 года. Очевидно, что за последние годы региональное предпринимательское сообщество выросло, достигло определенных успехов и заняло свою нишу, как в экономике, так и в социальной сфере. В сфере малого и среднего предпринимательства работает каждый третий трудоспособный белгородец, идёт формирование бизнес-сообществ в сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, в сфере услуг.
В то же время становится ясно, что основную часть потенциала регионального бизнес-сообщества ещё только предстоит раскрыть. Необходимо и дальше стимулировать вовлечение белгородцев в предпринимательскую деятельность. А для этого планируется улучшать деловую среду, совершенствовать инфраструктуру государственной поддержки белгородских предпринимателей, сделать для них более доступными финансовые ресурсы.
Новым и весьма актуальным для региона направлением стало субсидирование альтернативных форм дошкольного образования путем предоставления грантов до 1 миллиона рублей. Для того, чтобы преодолеть дефицит мест в детских садах, белгородским преподавателям предлагается поучаствовать в организации групп дневного пребывания дошкольников и дошкольных образовательных центров.
В целом на финансирование подпрограммы «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства» в регионе будет направлено за 7 лет около 8,7 миллиардов рублей из всех источников финансирования, из них почти 4 млн рублей бюджетных средств [5]. Ожидается, что в рамках государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» развитию предпринимательства в Белгородской области поможет федеральный бюджет. По прогнозам в 2020 году доля оборота малых и средних предприятий достигнет 21 % от валового регионального продукта области.
Хотелось бы процитировать начальника Департамента экономического развития области — заместителя председателя Правительства Белгородской области Олега Васильевича Абрамова: «Основной показатель, которым измеряется развитие региона — это валовой региональный продукт. Мы ожидаем, что в 2020 году он вырастет по сравнению с 2013 годом в 2,3 раза в сопоставимых целях и составит 93 тысяч рублей на одного белгородца» [6]. По сути, по сути это должно стать «локомотивом региональной экономики».
Цели, поставленные в Программе, амбициозны и ответственны, спектр задач весьма широк. Все-таки есть уверенность, что потенциал региона, уровень взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций, трудолюбие и инициатива белгородцев позволят их выполнить.
Литература:
1. Индекс качества условий для малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://opora.ru/upload/Actual_themes/indeks-2011–2012.pdf.
2. Отчёт Губернатора Белгородской области Савченко Е. С. о результатах деятельности Правительства Белгородской области в 2012 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.savchenko.ru/article/2455.html
3. Семейные фермы Белогорья [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.belferma.ru/about/
4. Архипенко, К. Ю. Региональная система микрофинансирования малого бизнеса: современное состояние, проблемы развития и пути совершенствования (на примере Белгородской области) [Электронный ресурс] / К. Ю. Архипенко. — Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/25900/
5. Постановление Правительства Белгородской области от 30.10.2010 г. № 377-пп Белгород «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Белгородской области на 2011–2013 годы» (в ред. постановлений правительства Белгородской области от 01.08.2011 № 287-пп, от 20.09.2011 № 345-пп) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1284197
6. Колосов, М. Интервью начальника департамента экономического развития Белгородской области — заместитель председателя правительства области Олег Абрамов: Предпринимательство должно стать локомотивом региональной экономики [Текст] / М. Колосов // Белгородские известия. — 2014. — 26 февраля.