Теоретико-методологическая основа формирования интеллектуальной компетентности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 17.04.2014

Статья просмотрена: 667 раз

Библиографическое описание:

Кострова, Ю. С. Теоретико-методологическая основа формирования интеллектуальной компетентности / Ю. С. Кострова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 524-526. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10407/ (дата обращения: 16.11.2024).

Современное образование ориентировано на подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих высоким уровнем интеллектуальной компетентности. Интеллектуальная компетентность — «единство логических приемов умственной деятельности, интеллектуальных способностей, креативности и способности к самообразованию и самовоспитанию» [1, с. 175]. Она проявляется в способности системно действовать и мыслить, проводить качественный анализ и быстро реагировать на изменяющиеся условия, принимать ответственные решения, проводить самоанализ, способности к самообразованию и самосовершенствованию.

Процесс формирования интеллектуальной компетентности значительно сложнее, чем получение «академических» знаний. Компетентности нельзя научить, ее нельзя выучить, как формулу или теорему. Компетентность целенаправленно формируется в процессе обучения. Формирование интеллектуальной компетентности — целенаправленный процесс, направленный на количественные и качественные изменения в ее структуре. Успешное формирование интеллектуальной компетентности напрямую зависит от опоры на личностно ориентированный, деятельностный, культурологический, аксиологический и компетентностный подходы.

Компетентностный подход (А. Н. Дахин, И. А. Зимняя, Г. К. Селевко, А. В. Хуторской и др.) задает вектор образовательной политики в области формирования интеллектуальной компетентности. Получив свое распространение в системе российского образования лишь в начале XXI века, компетентностный подход в настоящий момент является приоритетным направлением государственной политики в области образования.

В современном мире знание, как таковое, перестает быть значимым. Рыночная конкуренция диктует жесткие условия: работодателям не нужны специалисты, «наполненные» знаниями, если они не способны применять их к реальным жизненным задачам. Таким образом, ценность знания проявляется лишь в возможности его использования при решении разнообразных профессиональных задач. В отличие от знаниевой парадигмы, в компетентностном подходе синтезируются интеллектуальная и деятельностная составляющие образования. Направленный на формирование личности, способной к самообразованию и самовоспитанию, активной, целеустремленной, способной принимать ответственные решения, анализировать и находить ответы на нестандартные жизненные вопросы, компетентностный подход осуществляет интеграцию знаний, умений и навыков в систему качеств личности.

Реализация компетентностного подхода направлена на устранение разрыва между результатами образования и теми требованиями, которые предъявляют современные реалии. Данный подход ориентирован, в первую очередь, не на зазубривание информации, не на формальное безличностное усвоение знаний, а на способы их приобретения, на способность осмысленного применения теории к задачам практики, на стимулирование творческой и познавательной активности.

В этой связи, компетентностный подход является одной из базовых основ в формировании интеллектуальной компетентности.

Личностно ориентированный подход (Г. М. Анохина, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков, Л. М. Фридман, И. С. Якиманская и др.) предполагает, что «во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования» [2, с. 31].

Обоснованием неотъемлемости данного подхода в формировании интеллектуальной компетентности служит его направленность на самореализацию, саморазвитие, самосовершенствование, самообразование личности.

Несмотря на широкое распространение личностно ориентированного подхода в педагогической теории, на практике его реализация не всегда осуществляется должным образом. Основным является нарушение субъект-субъектного взаимодействия между участниками образовательного процесса. С одной стороны, преподаватель самостоятельно определяет цели и задачи занятия, формы и методы его организации, полностью управляя всем процессом обучения. С другой стороны, учащиеся «боятся» становиться активными субъектами образовательного процесса, демонстрируя пассивность и неготовность ухода от директивного подхода. Эти двухсторонние трудности осложняют реализацию личностно ориентированного подхода, имеющего важнейшее значение в формировании интеллектуальной компетентности. От преподавателя требуется большая гибкость, хорошая теоретическая подготовка и недвусмысленное понимание принципов личностно ориентированного обучения, чтобы постепенно включая в работу всех учащихся, создать условия благоприятные для раскрытия индивидуальных способностей, внутреннего потенциала, способностей к самообразованию и саморазвитию.

Деятельностный подход (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. М. Фридман и др.) является одним из основных в современной дидактике. Он ориентирован на формирование личности и ее способностей путем организации «интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества» [3, с. 8]. Интеллектуальное развитие учащихся напрямую зависит от характера выполняемой познавательной деятельности.

Деятельностный подход находит широкое применение на всех ступенях образовательной системы. К сожалению, зачастую отсутствует системное понимание данного подхода, что затрудняет его полноценную реализацию. Деятельностная активность учащихся в процессе обучения является неотъемлемой составляющей формирования интеллектуальной компетентности. Вместе с тем, приобретенный в процессе деятельности опыт, становится соответствующей компетентностью только в процессе личностного осмысления. Наиболее качественная реализация деятельностного подхода возможна в процессе применения активных методов обучения, позволяющих учащимся приобрести навык познавательной деятельности, активного самостоятельного опыта. На смену традиционным урокам приходят методы проектов, деловые игры, командная работа. Учащиеся получают больше возможностей для самовыражения и самореализации. При этом меняется позиция преподавателя, из транслятора знаний он превращается в фасилитатора, направляющего деятельность учащихся по активному приобретению знаний.

Серьезные изменения в экономической, политической, социальной и других сферах общественной жизни повлекли значительные преобразования в сознании людей. В первую очередь они затронули «умы» молодежи, как наиболее «подвижного» пласта общества. Произошло смещение ценностных ориентиров. Прагматизм, стремление к обогащению любой ценой, минутным удовольствиям вытесняют на задний план любовь, нравственность, уважение к традициям и ценностям своей страны, доброту, сострадание, толерантность, трепетное отношение к своей и чужой жизни. В этой связи особую актуальность приобретает ориентация на культурологический и аксиологический подходы в образовательном процессе, направленном на формирование интеллектуально компетентностной личности.

Культурологический подход (В. И. Андреев, Е. Б. Бондаревская, О. Газман, Е. В. Дворак, И. Ф. Исаев, И. Я. Лернер и др.) предполагает организацию процесса обучения, направленного на приобщение учащихся к общечеловеческому культурному наследию, представленного в виде социального опыта. А затем «целенаправленное превращение социального опыта в личный» [4]. «В культуре сосредотачиваются все смыслы человеческого бытия: социальные, духовные, логические, эмоциональные, нравственные» [5, с. 255]. Расширение практики культуросообразного образования обусловлено социокультурными изменениями. И регламентировано законом РФ, в котором подчеркивается необходимость обеспечить «интеграцию личности в системе мировой и национальных культур» [6]. Говорить о реализации культурологического подхода можно в том случае, если в процессе обучения открываются возможности для осмысления личного ежедневного опыта, освоения культурных норм, и создания собственных образцов творческой деятельности. Данный подход обеспечивает индивидуализацию студента, его культурную идентификацию, базу для саморазвития.

Отсутствие единой концепции реализации культурологического подхода значительно осложняет его использование. Вместе с тем, культурологический подход обеспечивает самоопределение личности, осознание себя в общекультурном контексте, способствует развитию толерантности и терпимости, способности приспосабливаться к социокультурным изменениям. Таким образом, он имеет существенное значение для определения путей формирования интеллектуальной компетентности студентов.

Аксиологический подход (П. П. Блонский, В. А. Караковский, З. И. Равкин, В. А. Сластенин и др.) в своей основе опирается на принцип: основной ценностью является человек, его жизнь и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Система личностных ценностей определяет направление профессиональной деятельности, мотивацию поступков. Ценности нельзя передать в готовом виде, заучить, они формируются в процессе переосмысления личного опыта. С развитием личности, расширяется ее «багаж» ценностей. Система ценностей личности определяет ее стремления к самоопределению, саморазвитию, самообразованию, что является важной составляющей интеллектуальной компетентности. Особую остроту на сегодняшний день приобретает девальвация общечеловеческих и профессиональных ценностей. В этой связи перед педагогом стоит важная задача наполнения учебного материала ценностным содержанием.

Реализация аксиологического подхода направлена на осознание студентами нравственных норм, общечеловеческих ценностей. «Аксиологический подход к формированию интеллектуальной компетентности студентов предполагает оптимальное сочетание в образовательном процессе системы духовно-нравственных ценностей, определяющих жизненную позицию, социальную и личностную активность человека в обществе» [7, с. 81–82].

Каждый из рассмотренных подходов реализуется в системе образования, однако, в большинстве случаев, дифференцировано друг от друга. Вместе с тем, только совместная их реализация, использование основных принципов каждого из них в совокупности, позволит организовать образовательный процесс в соответствии с предъявляемыми требованиями к современному образованию. Системная реализация данных подходов в системе высшего образования позволяет создать прочную методологическую основу для формирования интеллектуально компетентностной личности.

Литература:

1.                  Кострова Ю. С. Формирование интеллектуальной компетентности студентов // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). — 2011. — № 6.

2.                  Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии. — 1995. — № 2.

3.                  Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. — М.: Академия, 2001.

4.                  Краевский В. В. Концептуальные основания процесса демократизации общеобразовательных учреждений. // http://kraevskyvv.narod.ru/papers/conzept_osnov.htm

5.                  Бондаревская С. В., Кульневич С. В. Педагогика. М.- Ростов: Учитель, 1997.

6.                  Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: ИНФРА-М, 2001. — ст.14.

7.                  Кострова Ю. С. Формирование интеллектуальной компетентности студентов посредством использования метода проектов в процессе изучения математики в негуманитарном вузе: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Рязань., 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная компетентность, подход, культурологический подход, образовательный процесс, процесс обучения, ориентированный подход, способность, формирование, современное образование, социальный опыт.


Похожие статьи

Организационно-педагогические условия формирования психодиагностической компетентности с помощью информационных и коммуникационных технологий

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности

Теоретико-методологические основы антикризисного управления развитием предприятий сферы услуг

Деятельностный подход как основа формирования профессиональной компетентности экономистов

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Социокультурный компонент в процессе обучения иностранному языку

Интерактивный учебно-методический комплекс как средство формирования учебной среды

Деятельностный подход как теоретико-методологическое основание развития универсальных учебных действий

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Теоретико-методологические подходы в развитии непрерывного образования в современных условиях

Похожие статьи

Организационно-педагогические условия формирования психодиагностической компетентности с помощью информационных и коммуникационных технологий

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности

Теоретико-методологические основы антикризисного управления развитием предприятий сферы услуг

Деятельностный подход как основа формирования профессиональной компетентности экономистов

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Социокультурный компонент в процессе обучения иностранному языку

Интерактивный учебно-методический комплекс как средство формирования учебной среды

Деятельностный подход как теоретико-методологическое основание развития универсальных учебных действий

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Теоретико-методологические подходы в развитии непрерывного образования в современных условиях

Задать вопрос