Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 21.04.2014

Статья просмотрена: 833 раза

Библиографическое описание:

Межман, И. Ф. Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи / И. Ф. Межман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 578-579. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10412/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье рассмотрен вопрос влияния процесса физического воспитания на физическую подготовленность и уровень физического состояния студенческой молодежи.

Ключевые слова:уровень физического состояния, физическая подготовленность, физическая работоспособность.

Современный специалист наряду с хорошей теоретической и практической подготовкой по избранному виду деятельности должен иметь оптимальное состояние здоровья и высокую работоспособность [4, 5].

Исходя из этого, одной из главных задач, стоящих перед вузами, является создание такой системы обучения, которая бы обеспечила баланс умственной и физической работоспособности.

Объективными критериями влияния учебного процесса по физическому воспитанию на студенческую молодежь являются данные об их физической подготовленности и уровне физического состояния (УФС).

Систематический контроль позволяет обнаружить отклонения в физическом развитии и физической подготовленности, выявить причины этих отклонений и устранить их.

В литературе разработаны и научно обоснованы методы оценки УФС на базе изучения анатомо-физиологических показателей в состоянии покоя — так называемое «статическое здоровье» [2,6] или по результатам выполнения различных тестов [1, 3]. Анализ информативности нагрузочных и безнагрузочных методов оценки физического состояния, проведённый отечественными исследователями, показал их неравнозначность. Наиболее валидными для оценки физической работоспособности оказались результаты нагрузочного тестирования на велоэргометре и тестирования по Г. Л. Апанасенко [1]. При анализе безнагрузочных методов наибольший коэффициент корреляции с максимальным потреблением кислорода (МПК) отмечался при экспресс-оценке по Е. А. Пироговой [6], кроме этого были применены следующие пробы, которые являются объективным показателем уровня физической подготовленности:

Проба Штанге — замер показателей с задержкой дыхания на вдохе;

Проба Генчи — замер показателей после выдоха;

Проба Серкина, при которой сначала определяется время задержки дыхания на вдохе в положении сидя, затем, после 20 приседаний в течение 30 секунд, повторяется задержка дыхания и после 1 минуты отдыха повторяется задержка дыхания на вдохе в положении сидя;

Индекс Скибинской, который в полной мере позволяет определить не только функцию системы дыхания, но и сердечно-сосудистой системы.

Наш опыт работы показал, что для определения УФС студентов методы, разработанные отечественными физиологами и врачами, не всегда удобны, потому что авторы систем оценки и прогнозирования физического состояния человека исследовали различный контингент по возрасту, полу и в разных регионах. К тому же большинство вузов не имеют необходимой материально-технической базы.

В связи с этим была поставлена цель разработать для студентов отделения общей физической подготовки (ОФП) эффективный показатель оценки УФС как по результатам функциональных проб и измерений, так и по результатам сдачи контрольных нормативов. Для этого необходимо было найти взаимосвязь УФС и физической подготовленности.

Было проведено медико-педагогическое обследование 46 студентов отделения ОФП по методам Пироговой Е. А. и Апанасенко Г. Л. и определены УФС 1 и УФС 2. Наряду с этим, у студентов были оценены результаты сдачи нормативов физической подготовленности (бег на 100 м, прыжок со скакалкой, подтягивание на перекладине, прыжок с места, пресс за 1 мин.) Далее преподаватели провели оценку каждого занимающегося по 5-балльной системе. При выставлении оценки учитывались не только уровень физического состояния и физическая подготовленность, но и посещаемость занятий, успеваемость, заболеваемость. Полученная в результате приведения к средней величине оценок отдельных преподавателей субъективная интегральная оценка названа нами показателем Z.

Далее с помощью программы «Статистика» изучены корреляции субъективной оценки, УФС 1, УФС 2 с морфофункциональными показателями физической подготовленности студентов данной группы. При изучении взаимосвязей нами были решены две задачи:

-       оценка интенсивности или тесноты корреляций,

-       построение уравнения корреляции или уравнения регрессии. Первая задача решается методами корреляционного анализа, вторая — методами регрессивного анализа.

При решении первой задачи были установлены значимые связи УФС 1, УФС 2, показатели Z с батареей тестов физической подготовленности и с морфофункциональными показателями. Коэффициенты корреляции, соответственно, R1, R2, Rz. Критический коэффициент корреляции для нашего объёма выборки, Rкрит.= 0,23. Данные представлены в таблице.

Таблица 1

Связи между показателями физической подготовленности и морфофункциональными показателями

Уровни физического состояния

Тесты физической подготовленности

Морфофункциональные показатели

УФС 1

R1= 0,55

R11= 0,93

УФС 2

R2 = 0,41

R21 = 0,88

Z

Rz =0,73

Rz1 = 0,76

Расчет коэффициентов корреляции R1и R2 с тестами физической подготовленности показал, что они равны, соответственно, 0,55 и 0,41. Между показателем Z и батареей тестов физической подготовленности также существует тесная связь, R =0,73. Следовательно, полученную нами субъективную оценку Z, можно рассматривать как объективный показатель.

Для определения величины вклада изучаемых показателей рассчитан коэффициент детерминации.

В первом случае с определением УФС по методике Пироговой Е. А. [6], D = 27 %, во втором, с определением УФС по методике Апанасенко Г. Л. [1], D = 17 %. Коэффициент детерминации по показателю Z составляет 53 %. Это значит, что при оценке уровня физического состояния по показателю Z, доля физической подготовленности составляет более 50 %.

Далее было построено уравнение регрессии. Подставляя данные тестов физической подготовленности и морфофункциональные показатели в уравнение регрессии, мы можем определить уровень физического состояния Z любого студента по пятибалльной системе.

Составленные номограммы позволяют определять уровень физического состояния Z студентов по наборам разных показателей.

Таким образом, в результате проведенной работы получен показатель Z, который помогает проследить динамику физической подготовленности и физического состояния студентов.

Литература:

1.      Апанасенко Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. — Киев: Здоровья, 1985.

2.      Баевский Р. М., Берсенева А. П., Палеев Р. Н. Оценка адаптивного потенциала системы кровообращения при массовых профилактических обследованиях населения: Экспресс-информация. — М.: ВНИИМИ, 1987, № 10.

3.      Белов В. И. Коррекция состояния здоровья взрослого населения средствами комплексной физической тренировки. Автореф. дис. …докт. пед. наук. — М.,1996.

4.      Виленский М. Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов. Учебное пособие. М: Прометей,1993.

5.      Ильинич В. И. Основные направления совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию в вузах //Физическая культура личности студента. Сб. статей. — М.: МГУ, 1991.

6.      Пирогова Е. А. Физическое состояние мужчин различного возраста и его коррекция с помощью направленных программ оздоровительной тренировки. Автореферат дисс. … докт. мед. наук — Киев, 1985.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая подготовленность, физическое состояние, показатель, уравнение регрессии, физическая работоспособность, батарея тестов, коэффициент детерминации, студенческая молодежь, субъективная оценка, физическое воспитание.


Ключевые слова

физическая работоспособность, физическая подготовленность, уровень физического состояния

Похожие статьи

Влияние занятий физической культурой на психологическое состояние студентов

В данной статье рассмотрены вопросы влияния занятий физической культурой на психологическое состояние студентов.

Влияние физической культуры и спорта на работоспособность студента

В статье рассматривается взаимосвязь физических нагрузок и работоспособности студентов. Показаны средства физической культуры, способствующие эффективной интеллектуальной работоспособности студенческой молодежи в процессе их учебной деятельности.

Влияние физической культуры на физическую подготовку студентов

В статье исследуются вопросы влияния физической культуры на физические показатели студентов. Регулярное посещение занятий положительно влияет на уровень физической подготовленности студентов. Проведено тестирование студентов 3 курса в начале и конце ...

Особенности социализации студентов в процессе физического воспитания

Влияние физической культуры на физическую форму и психическое здоровье обучающегося

В статье рассматривается проблема малоподвижного образа жизни населения, в частности студентов. А также польза занятий физической культурой для физического и психического здоровья обучающихся. Ценность положительного влияния упражнений на организм.

Влияние занятий плаванием на физическое и моральное развитие студента

В статье затрагивается вопрос влияния занятия плавания на студентов и молодежь в целом, на их здоровье, образ жизни.

Роль физических упражнений в укреплении здоровья обучающихся

Цель данной статьи — определить роль физической активности в улучшении здоровья студентов. Также рассматривается влияние физической активности на различные системы органов.

Влияние физической подготовки на студентов и сотрудников ФСИН

В данной работе рассматривается значение физической подготовки в жизни студентов и сотрудников ФСИН, основные элементы физической подготовки, влияние физической подготовленности и психической устойчивости на служебную деятельность.

Проблемы физического воспитания студенческой молодёжи

В статье рассматривается эффективность государственной политики в отношении физического воспитания студенческой молодежи в системе высшего образования и формирования навыков здорового образа жизни.

Влияние физической культуры и спорта на здоровье студента

В данной статье рассматривается влияние физической культуры и спорта на общее здоровье и благополучие студентов, значимость регулярных занятий физической активностью для поддержания хорошей физической формы, укрепления иммунитета, улучшения психическ...

Похожие статьи

Влияние занятий физической культурой на психологическое состояние студентов

В данной статье рассмотрены вопросы влияния занятий физической культурой на психологическое состояние студентов.

Влияние физической культуры и спорта на работоспособность студента

В статье рассматривается взаимосвязь физических нагрузок и работоспособности студентов. Показаны средства физической культуры, способствующие эффективной интеллектуальной работоспособности студенческой молодежи в процессе их учебной деятельности.

Влияние физической культуры на физическую подготовку студентов

В статье исследуются вопросы влияния физической культуры на физические показатели студентов. Регулярное посещение занятий положительно влияет на уровень физической подготовленности студентов. Проведено тестирование студентов 3 курса в начале и конце ...

Особенности социализации студентов в процессе физического воспитания

Влияние физической культуры на физическую форму и психическое здоровье обучающегося

В статье рассматривается проблема малоподвижного образа жизни населения, в частности студентов. А также польза занятий физической культурой для физического и психического здоровья обучающихся. Ценность положительного влияния упражнений на организм.

Влияние занятий плаванием на физическое и моральное развитие студента

В статье затрагивается вопрос влияния занятия плавания на студентов и молодежь в целом, на их здоровье, образ жизни.

Роль физических упражнений в укреплении здоровья обучающихся

Цель данной статьи — определить роль физической активности в улучшении здоровья студентов. Также рассматривается влияние физической активности на различные системы органов.

Влияние физической подготовки на студентов и сотрудников ФСИН

В данной работе рассматривается значение физической подготовки в жизни студентов и сотрудников ФСИН, основные элементы физической подготовки, влияние физической подготовленности и психической устойчивости на служебную деятельность.

Проблемы физического воспитания студенческой молодёжи

В статье рассматривается эффективность государственной политики в отношении физического воспитания студенческой молодежи в системе высшего образования и формирования навыков здорового образа жизни.

Влияние физической культуры и спорта на здоровье студента

В данной статье рассматривается влияние физической культуры и спорта на общее здоровье и благополучие студентов, значимость регулярных занятий физической активностью для поддержания хорошей физической формы, укрепления иммунитета, улучшения психическ...

Задать вопрос