В статье представлены образовательные, воспитательные и развивающие возможности дисциплины «Иностранный язык» в формировании социально-экологических компетенций будущих бакалавров биологии. Рассматриваются некоторые формы работы в ходе иноязычной подготовки будущих бакалавров биологии.
Ключевые слова: педагогический потенциал, социально-экологические компетенции, профессиональная деятельность, иноязычная подготовка.
Вследствие глобализации проблем цивилизации, вызванных силой человеческого воздействия на биосферу, важнейшим социальным приоритетом становится формирование нового типа взаимоотношений человека, общества, природы. Эффективность решения социально-экологических проблем определяется также и степенью подготовленности выпускников биологических факультетов к профессиональной деятельности. Это не только обладание прочными знаниями в области экологии, но и умениями рационального природопользования, гармоничного взаимодействия с природой, сбережения ее потенциала для будущих поколений, так как будущая профессиональная деятельность бакалавров биологии является связующим звеном в системе «общество — природа».
Существенное место в системе профессиональных компетенций будущих бакалавров биологии занимают социально-экологические компетенции, что определено общей направленностью подготовки будущих биологов на осуществление деятельности, связанной с изучением, оценкой состояния и охраной биоты, с проведением мероприятий по экологическому мониторингу и охране окружающей среды.
Компетенции имеют комплексный характер и включают кроме знаниевого компонента поведенческий аспект, то есть систему социальных, нравственных и профессиональных ориентиров, позволяющих выпускнику «правильно» (разумно, продуктивно, приемлемо для окружающих и т. П.) вести себя в различных ситуациях — профессиональных и внепрофессиональных [1, с. 11].
Формирование компетенций происходит не одной, а несколькими дисциплинами, начиная с первого семестра обучения и вплоть до защиты выпускной квалификационной работы. Изучение дисциплины «Иностранный язык» является обязательным в структуре цикла ГСЭ (гуманитарный, социальный и экономический цикл). Овладение иностранным языком в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с расширяющимися возможностями профессионального общения выпускников со своими зарубежными коллегами. В ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400 «Биология» указано, что бакалавр, овладевший общекультурными компетенциями, демонстрирует способность к коммуникации и навыки делового общения на иностранном языке (ОК-11). [2]
Иностранный язык становится таким средством, которое позволяет выпускнику постоянно совершенствовать свои знания, изучая современную иностранную литературу по специальности, и дает возможность студенту вести продуктивную деятельность по изучению и анализу зарубежного опыта в профильной и смежных областях науки. Ценность дисциплины «Иностранный язык» в формировании социально-экологических компетенций у будущих бакалавров биологии проявляется в его педагогическом потенциале, направленном на реализацию образовательных, воспитательных и развивающих целей.
Разработкой конкретных целей социально-экологического образования студентов на стратегическом, тактическом уровнях занималась В. С. Шилова [3, с. 74–76]. Ею сформулированы также оперативные цели и задачи социально-экологического образования студентов. Применительно к дисциплине «Иностранный язык» мы относим следующие цели:
1. Образовательные:
- усвоение социально-экологических знаний (знаний о взаимодействии природы и общества) при иноязычной подготовке;
- формирование экологического сознания на основе изучения принципов организации и функционирования экосистем, определяющих качество окружающей среды и здоровья человека;
- усвоение опыта исследовательской деятельности в процессе изучения социально-экологических проблем, вызванных спецификой избранной профессии;
- становление опыта эмоционально-волевого отношения к окружающей среде, проявляющегося в системе созданных и создаваемых социально-экологических ценностей;
- формирование интеллектуальных и практических умений и навыков, способствующих установлению оптимальных взаимодействий с окружающей средой.
2. Воспитательные:
- воспитание потребности в экологической деятельности как предпосылки устойчивого развития общества;
- воспитание уважительного отношения ко всему живому;
- воспитание убежденности в необходимости бережного отношения к природной среде в повседневной жизни на основе соблюдения меры, норм и правил природопользования;
- воспитание ответственности во взаимодействии с природой, экономного расходования природных условий и ресурсов в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей;
- становление социально-экологического мировоззрения.
3. Развивающие:
- развитие привычки экологически целесообразного поведения в различных условиях жизни и профессиональной деятельности;
- развитие экологической культуры личности на основе получения новой информации об окружающей среде, о характере и последствиях взаимодействия общества с природой, обусловленных различными факторами;
- развитие самосознания студентов, выступающего основой их деятельности в окружающей среде;
- развитие нравственных качеств личности студента в отношениях с природой, усвоение новых правил, норм и меры взаимодействия с ней, обусловленных обострившимися противоречиями в системе «общество-природа»;
- содействие становлению социально активной личности, понимающей новые явления и процессы общественной жизни, готовой к социально ответственной деятельности для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты.
Одним из педагогических условий формирования социально-экологических компетенций будущих бакалавров биологии является реализация профессионально ориентированного подхода на основе применения интерактивных методов обучения иностранному языку. Эффективное влияние профессионально ориентированного подхода на формирование профессиональных качеств в процессе обучения иностранному языку отражено в работах А. А. Вербицкого, Г. А. Китайгородской, С. С. Хромова и других.
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется метод проектов, ролевые игры, мозговой штурм, учебные дискуссии, осуществляется работа с документами и различными источниками информации, как на родном, так и иностранном языках. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.
Благодаря интерактивным методам обучения в профессиональной подготовке будущих бакалавров биологии создаются условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков, развивается опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений, что, несомненно, повышает интерес к избранной профессии.
Исходя из задачи, состоящей в формировании социально-экологических компетенций будущих бакалавров биологии, на занятиях по иностранному языку в ФГБОУ ВПО Вятская государственная сельскохозяйственная академия мы применяем следующие формы работы:
1) Работа с аутентичными текстами.
Тематика текстов должна отражать интересы студентов, содержать как гуманитарную, так и профессиональную информацию, знакомить с социальными и экологическими проблемами, с работой экологических движений и молодежных организаций в странах изучаемого языка и родной стране, активизировать знания студентов (биотоп, биоценоз, экосистема, биологическое разнообразие, рациональное природопользование, устойчивое развитие и др.).
Система упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений, должна вызывать эмоциональный отклик, стремление к анализу, оценке нравственной совокупности поступков и действий людей, учить интерпретировать свои собственные поступки.
2) Работа с географической картой.
Работа с географическими картами вызывает у студентов особый интерес, они демонстрируют не только знания о географическом положении родной страны и стран изучаемого языка, но и места расположения наиболее значимых природоохранных территорий, места обитания и миграции отдельных видов животных и птиц. Данный вид деятельности способствует развитию критического и логического мышления, пространственного воображения.
3) Работа со знаками, символами, датами.
При знакомстве с зарубежным опытом проведения природоохранных мероприятий встречается много аббревиатур, специальных символов и знаков, необходимо, чтобы студенты научились их правильно расшифровать и смогли в дальнейшем не испытывать трудностей при получении информации.
В течение учебного года мы обращаем внимание на знаменательные даты экологического календаря, на мероприятия и акции, проводимые в День Земли, День Птиц, День Эколога и т. д., в каких мероприятиях участвуют студенты и их отношение к проводимым акциям.
4) Работа над междисциплинарными проектами.
Для обучающихся работа над проектом — это познавательная деятельность, зона развития, социализации, сотрудничества и сотворчества, которая помогает студентам гармонично сочетать коллективную и индивидуальную, теоретическую и практическую деятельность. Технология проектной деятельности всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Примерами междисциплинарных проектов являются «Охрана территорий в Германии и России. Сходства и различия», «Редкие животные», «Красная книга Кировской области», «Заповедники и национальные парки Приволжского Федерального округа» и др.
5) Работа с картинками.
Описание готовых картинок, фотографий, создание плакатов по экологической тематике, рисованных фильмов с использованием своего жизненного опыта из прохождения учебных практик и участия в экологических акциях способствует развитию коммуникативных навыков, расширению словарного запаса, закреплению грамматических навыков. Данный вид деятельности способствует формированию у студентов рефлексивно-оценочных суждений своих действий, творческих способностей, студенты учатся работать самостоятельно и в команде.
В заключении подчеркнем, что государству необходимы специалисты, способные анализировать социально значимые и экологические проблемы, учитывать последствия своих решений и готовые нести за них ответственность. Социальный и государственный заказ свидетельствуют об актуальности проблемы формирования социально-экологических компетенций будущих бакалавров биологии, для решения которой необходимо использовать эффективные формы, методы и средства обучения, в том числе педагогический потенциал дисциплины «Иностранный язык».
Литература:
1. Ходырева Е. А. Инновационные технологии профессионального образования: компетентность, самостоятельность, творчество. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011.- 107 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», приказ Министерства образования и науки РФ от 04 февраля 2010 г. № 101
3. Шилова В. С. Социально-экологическое образование студентов: сущность, содержание, диагностика (в контексте деятельностного подхода). Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. Белгород: Издательство БГУ, 2011. — 247 с.
4. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. — М.: Логос, 2012. — 336 с.