Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость, — повышают активность ребенка, его восприимчивость, благотворно влияют на протекание всех физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье. Поэтому так важно, чтобы у дошкольника преобладающим было радостное настроение.
Главным источником удовольствия и радости являются активная деятельность ребенка, общение с близкими ему взрослыми и детьми. Поэтому и дома и в дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы все условия для удовлетворения и укрепления самой естественной его потребности в разнообразной деятельности: смотреть, слушать, двигаться, в процессе чего происходит всестороннее развитие. Ребенок все шире и глубже знакомится с окружающим его миром.
Эстетическое воспитание имеет существенное значение. Впечатления раннего детства надолго сохраняются в памяти.
Театр в жизни ребенка — явление в современном мире не редкое. Замечательно, если дети с родителями не только идут в профессиональный театр, но и когда самодеятельный детский театр входит в повседневную жизнь ребенка, посещающего дошкольное учреждение.
Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре, развития представлений о различных жанрах искусства — это особый мир, где ребенок познает сущность добра и зла, но и приобщается к большому искусству. Артисты театра, педагоги проводят огромную творческую работу со своими маленькими зрителями, привлекая их к участию в различных театрализованных представлениях, концертах, создавая для них настоящий праздник.
Еще в холле театра можно увидеть выставку детских рисунков,макеты спектаклей, сказочных персонажей.
Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно — прикладного искусства.
Но самое главное — это праздник, эмоциональный всплеск, восторг от участия в спектакле.
С ребенком двух-трех лет можно довольно интересно и, что важно, с пользой провести время.
Путешествие в мир сказки и волшебства лучше всего начать с кукольного театра. Основой репертуара кукольного театра является сказка — народная и литературная, русская и зарубежная. Это настоящая сказочная страна, где детей ждут замечательные, по детски наивные, трогательные и добрые сказки — кукольные спектакли с игрой, начинающиеся от самого входа в театр, ведь общение с таинственным миром кукол требует дополнительной подготовки. Спектакль длится от сорока минут до часа.
Родители и дети, бабушки и внуки будут здесь смеяться, и плакать над приключениями знакомых и незнакомых героев. В репертуаре современных театров — лучшие произведения литературы для детей. Каждый спектакль в тактичной и ненавязчивой форме рассказывает о любви и верности, терпимости и милосердии, доброте и мужестве. И вместе с героями спектакля дошкольник ищет ответы на непростые нравственные вопросы, учится отличать добро от зла.
Ребенок знакомится с лучшими произведениями Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Николая Васильевича Гоголя, Петра Павловича Ершова, Ганса Христина Андерсена, Корнея Ивановича Чуковского, Самуила Яковлевича Маршака.
Таинственное, волшебное, смешное, грустное и непременно доброе — вот суть и форма спектаклей детских театров.
Основная задача детского театра — чтобы через сказки и народное творчество познакомить детей с традициями и обычаями разных народов и одновременно пробудить в них интерес к чтению. Через игру дети могут познакомиться с театральным и музыкальным искусством народов мира.
Театр — это еще целый мир новых слов, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра.
Музыка в спектакле занимает большое место, она способна помочь юным актерам настроиться на нужный эмоциональный лад, в некоторой степени восполнить в восприятии зрителей недостатки их игры. Музыка украшает спектакль, помогает более яркому и полному восприятию, создавая необходимое настроение.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.
Одной из самых сложных форм театральной постановки считаются мюзиклы.
Композитор не только написал музыку, но и сделал оркестровую фонограмму, что, разумеется, обогащает звучание мюзикла.
Мюзиклы разработаны и созданы с учетом детского восприятия, а значит, дети не утомляются от музыки, с интересом работают над своей ролью и получают огромный простор для собственного творчества.
Здесь сплавляются воедино и вокальное искусство, и театральная игра, и пластика.
Мгновенный переход от разговора к песне, от песни к танцу — это так естественно для ребенка. А мюзикл на этом и построен.
Такие музыкальные спектакли станут большим событием и для детей, и для педагогов, и для родителей.
Музыкальный театр для детей представлен разнообразием жанров — балеты для детей, музыкальные комедии и мюзиклы создавали и создают ведущие композиторы современности — Тихон Хренников, Эдуард Колмановский, Александр Чайковский, Ширвани Чалаев и другие: сказки «Муха Цокотуха», «Царевна Лягушка», «Дюймовочка».
Литература:
1. Мать и дитя. Энциклопедия для пап и мам/Сост. Иванова И. И. Ростов н/Д:2009.
2. Медиаобразование № 5 2005. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики.
3. Цукасова Л. В., Волков Л. А. Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы. Изд.3, доп. М., 2009.
4. Т. Н. Караманенко Кукольный театр в детском саду. М., 1960.