О личностно-ориентированной модели компьютерного обучения гуманитарных дисциплин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 28.04.2014

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Хажиева, И. А. О личностно-ориентированной модели компьютерного обучения гуманитарных дисциплин / И. А. Хажиева, Фирнафас Юсупов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 765-767. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10224/ (дата обращения: 17.10.2024).

В условиях интенсивного внедрения информационных технологий в образовательный процесс особую значимость приобретает проблема социально-психологической адаптации студентов к условиям компьютерного обучения, в частности, иностранному языку. В решении данной проблемы особо значимую роль играет характер педагогического общения как фактор влияния на адаптацию студентов к условиям компьютерного обучения. Успешность компьютерного обучения зависит от целенаправленной научно-обоснованной организации педагогического общения между преподавателем и учебной группой в режимах: преподаватель — студент, преподаватель — учебная группа.

В качестве основного тезиса при решении данной проблемы рассматривается научное положение, выдвинутое А. Ц. Эрдынеевым (1992) [1], согласно которому адаптированность студента может рассматриваться как формируемое качество в процессе целенаправленного педагогического воздействия, предусматривающего управление характером педагогического общения сочетанием формы и стиля общения.

В нашем исследовании предпринимается попытка создания личностно-ориентированной адаптивной модели компьютерного обучения на основе целенаправленной, научно-обоснованной организации педагогического общения между преподавателем и учебной группой в индивидуальном и коллективном режимах на основе концепции педагогического общения А. А. Леонтьева. Согласно А. А. Леонтьеву педагогическое общение может рассматриваться как профессиональное общение преподавателя со студентами на занятиях и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направление (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также другого рода психологической оптимизации учебной деятельности и отношений между педагогом и обучающимися и внутри учебного коллектива.

В наших исследованиях личностно-ориентированной адаптивной модели компьютерного обучения педагогическое общение реализуется в рамках схемы организации учебных задач, в условиях коллективного сотрудничества студентов, где ключевыми являются понятия совместной деятельности и сотрудничества [2,3].

Данная схема включает пять уровней: 1.уровень кооперации; 2.уровень институциональных статусных отношений; 3.уровень внутригрупповых и коллективных отношений; 4.уровень коммуникации; 5.уровень межличностных отношений.

Объектом исследования является организация социально-психологической адаптации обучаемых к условиям компьютерного обучения иностранному языку. Предметом исследования выступают пути, условия и методы реализации личностно-ориентированной адаптивной модели компьютерного обучения иностранному языку.

Цель исследования состоит в разработке педагогических основ в личностно-ориентированной адаптивной модели компьютерного обучения иностранному языку, которая состоит из следующих задач: изучить опыт компьютерного обучения в учебных заведениях, научную литературу по теме исследования; разработать личностно-ориентированную адаптивную модель компьютерного обучения студентов иностранному языку; реализовать личностно-ориентированную адаптивную модель в опытной экспериментальной работе в Ургенчском филиале ТУИТ; на основе анализа результатов экспериментального исследования разработать комплекс методических рекомендаций по реализации личностно-ориентированной адаптивной модели компьютерного обучения иностранному языку.

Эффективное решение проблемы социально-психологической адаптации студентов к условиям компьютерного обучения достигается в том случае, если: усвоение знаний, формирование умений и навыков в условиях компьютерного обучения осуществляется в контексте личностно-ориентированного подхода на основе личностно-ориентированной адаптивной модели компьютерного обучения; целенаправленно организуется педагогическое общение между преподавателем и учебной группой в индивидуальных и коллективных режимах по схеме организации учебных задач в условиях коллективного сотрудничества; социально-психологическая адаптация студентов к условиям компьютерного обучения иностранному языку становится одним из важных компонентов учебно-воспитательной работы и служит средством формирования у обучаемых моральных качеств, направленности личности и мировоззрения. По данному направлению в нашем вузе выполнены и проводится следующие работы.

В Ташкентском университете информационных технологий функционирует Виртуальная образовательная система (ВОС) ТУИТ которая нацелена на совершенствовании национальной системы образования. Главной составляющей ВОС ТУИТ являются качественные информационные ресурсы читаемых в ТУИТ, в сочетании с каталогом ссылок на ресурсы в Интернет, которые могут быть эффективно использованы в образовательных целях. Рассматриваются методы организации коллективной работы по формированию учебно-образовательных ресурсов. Предложен вариант создания и развития информационной структуры ВОС ТУИТ на основе материалов базовых учебников. Анализируется проблемы управления деятельностью образовательного портала (вопросы кадров, базовый ВУЗ, руководство порталом, Совет портала, экспертная группа, редакция порталов и др.).

Сегодняшний уровень образования должен соответствовать потребностям «информационного общества», то есть такой ситуации, когда все основные аспекты деятельности мирового сообщества ориентированы главным образом на наукоемкие информационные технологии. Система образования должна адекватно обеспечивать подготовку специалистов для работы в условиях «информационного общества» и, как следствие, в системе образования естественным образом должны происходить изменения, соответствующие этим целям.

Если в основе модели классического образования лежал принцип разового получения фундаментальных базовых знаний, на основе которых планировалась многолетняя профессиональная деятельность учащегося, то сегодня этого уже явно мало. В новых условиях исходного запаса знаний, получаемых в период школьного и вузовского обучения, как показывает практика, на длительный период профессиональной деятельности уже недостаточно. Это обстоятельство должно быть учтено в создаваемой модели образования «информационного общества». В ней должна быть предусмотрена возможность перманентного совершенствования образовательного уровня за счет продолжения обучения одновременно с профессиональной деятельностью. Современные информационные технологии способны удовлетворить потребность в постоянном повышении уровня образованности за счет создания в сфере образования принципиально новой структурной компоненты, а именно, профильных образовательных порталов, как ВОС ТУИТ.

Особенности ВОС ТУИТ в том, что они позволяют в интерактивном режиме охватить большой круг студентов и преподавателей и создать необходимые условия для оперативного распространения знаний. В конечном итоге, это необходимо, чтобы обеспечить во всех филиалах (5 филиалов) ТУИТ равные возможности для получения полноценного стационарного или дистанционного образования для всех категорий студентов. Через технологии, заложенные в ВОС ТУИТ, студенты самостоятельно работает с информацией в целях получения и освоения новых знаний и последующего их эффективного использования в практической деятельности. На это и ориентированы ВОС.

Профильные образовательные порталы, как ВОС, рассматривается как эффективное средство совершенствования отечественной организационно-учебной структуры вуза. Он призван обеспечить на современном технологическом уровне эффективную информационную поддержку учебно-воспитательного процесса образовательной деятельности вуза в части автоматизированного компьютерного обучения студентов.

Профессиональная деятельность любого специалиста требует умения пользоваться базами данных, осуществлять информационный поиск, оформлять различные документы, редактировать тексты, в том числе и на иностранном языке. Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования необходимо в первую очередь учитывать профессиональною специфику при изучении гуманитарных дисциплин, в частности, иностранного языка, его нацеленность на реализацию задач будущей профессиональной деятельности выпускников, то есть обучать профессионально-ориентированному языку.

Под профессионально-ориентированным обучением понимается обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемого особенностями будущей профессии или специальности [4]. Оно предполагает сочетание овладения профессионально-ориентированным иностранным языком с развитием личностных качеств обучающихся, знанием культуры страны изучаемого языка и приобретением специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях. Профессионально-ориентированное обучение является одним из центральных объектов исследований в отечественной и зарубежной науке. Расширение международных профессиональных контактов сместило акцент в преподавании иностранного языка с обучения лексическому и грамматическому аспектам языка специальности, чтению литературы по специальности на обучение профессионально-ориентированному иноязычному общению, о чем свидетельствует ряд исследований. В формировании профессиональной направленности будущего специалиста, Е. В. Рощина рассматривает иностранный язык как средство, и отмечает, что при изучении профессионально-ориентированного языкового материала устанавливается двусторонняя связь между стремлением студента приобрести специальные знания и успешностью овладения языком [5,6]. Она считала иностранный язык эффективным средством профессиональной и социальной ориентации в неязыковом вузе. Для более углубленного изучения и общения студентов на иностранном языке в ВОС созданы среды самообразования, определения уровня усвоенных знаний студентов, а также преподавателей.

Практическая значимость ВОС ТУИТ заключается в том, что результаты исследования могут найти широкое применение в компьютерном обучении студентов вуза, среднего специального учебного заведения и учащихся общеобразовательных школ различных типов, стать основой создания учебных программ, методических пособий по компьютерному обучению иностранному языку. Разработаны методические рекомендации по реализации личностно-ориентированной адаптивной модели компьютерного обучения иностранному языку для вузов и профессиональных колледжей.

В ходе экспериментального исследования было выявлено следующее: Разработанная нами личностно-ориентированная адаптивная модель компьютерного обучения на базе ВОС ТУИТ более эффективна, чем традиционная модель компьютерного обучения на основе обучающих программ. При этом модель обеспечивает наиболее эффективную адаптацию студента к компьютерному обучению; При применении компьютерных технологий в учебном процессе происходит качественная перестройка и изменение всех основных сторон деятельности субъекта. Это позволяет судить о взаимодействии студента с информационными системами как о новом качественно особом виде учебной деятельности, который принципиально не может быть сведен ни к одному из традиционно выделяемых в педагогической психологии основных ее видов (мыслительной, познавательной, творческой, игровой, коммуникативной, трудовой), хотя и включает в себя в качестве составляющих те или иные их элементы;

В ходе экспериментального исследования был реорганизован учебный процесс, в ходе которого обучаемый становится самостоятельным, а учебный материал — средством достижения созидательной цели. Таким образом, предлагаемая нами модель обеспечивает решение проблемы социально-психологической адаптации студентов к условиям компьютерного обучения. Разработаны рекомендации по реализации личностно-ориентированной адаптивной модели компьютерного обучения:

Литература:

1.                  Эрдынеев А. Ц. Социально-психологическая адаптация студентов к условиям университетского образования: Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. М., 1992. — 21 с.

2.                  Нелунов А. И. Новые технологии и современный учитель. //Наука и образование. 1998. — № 3. — С. 98–103.

3.                  Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранному языку: Пособие для учителя. — М: АРКТИ-Глосса, 2000. — С. 165.

4.                  Образцов П. И., О. Ю. Иванова. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. — Орел: ОГУ, 2005.

5.                  Рощина Е. В. Функции иностранного языка как учебного предмета в системе обучения в университете // Иностранные языки на неспециальных факультетах: Межвуз. сб. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. — С. 3–6.

6.                  Азимов Э. Г. Компьютерные текстовые редакторы на уроке иностранного языка //Иностранные языки в школе. 1997. — № 1. — С.54–57.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерное обучение, иностранный язык, личностно-ориентированная адаптивная модель, педагогическое общение, учебная группа, профессиональная деятельность, система образования, социально-психологическая адаптация студентов, учебная деятельность, учебный процесс.


Похожие статьи

Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования

Технологии педагогических мастерских в рамках личностно-ориентированного образования

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

К вопросу о формировании профессионально-ориентированной языковой компетенции бакалавров и магистров в сфере менеджмента

О вопросах индивидуализации модели обучения на основе репертуарных решеток

Из опыта использования личностно-ориентированного подхода в обучении химии

О методических подходах к формированию дискурсивной компетенции у студентов вузов

Профессионально-ориентированный подход при обучении иностранному языку (педагогическая концепция)

Разработка модели технологий обучения в педагогическом процессе

Личностно-деятельностный подход как основа формирования интерактивных форм обучения иностранным языкам

Похожие статьи

Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования

Технологии педагогических мастерских в рамках личностно-ориентированного образования

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

К вопросу о формировании профессионально-ориентированной языковой компетенции бакалавров и магистров в сфере менеджмента

О вопросах индивидуализации модели обучения на основе репертуарных решеток

Из опыта использования личностно-ориентированного подхода в обучении химии

О методических подходах к формированию дискурсивной компетенции у студентов вузов

Профессионально-ориентированный подход при обучении иностранному языку (педагогическая концепция)

Разработка модели технологий обучения в педагогическом процессе

Личностно-деятельностный подход как основа формирования интерактивных форм обучения иностранным языкам

Задать вопрос