В статье рассматриваются возможности организации различных видов внеклассной работы по экологической безопасности с позиции системного подхода.
Ключевые слова: внеклассная работа по экологической безопасности, компонент, структура.
Результат современной системы образования — это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы [2]. В связи с нарастающими экологическими проблемами в современном мире, к числу новых требований жизни относится необходимое формирование экологической культуры, которая служит одним из условий для создания человека в окружающей среде. Формированием культуры, в том числе и экологической, должна заниматься школа, так как приобретенные знания и умения в период обучения в школе, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения и навыки. Одно из основных направлений развития общего образования на современном этапе — введение новых федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В их структуре особое место занимает внеаудиторная занятость школьников — различного рода творческие занятия, кружки и т. д. [3]. Таким образом, вопрос об организации внеклассной работы в современной школе становится особенно актуальным. Исследователи подчеркивают, что в связи с усилением глобальных экологических, экономических и социальных проблем, важное значение в учебно-воспитательном процессе приобретает экологизация урочной и внеклассной работы по различным предметам [1, 4, 8, 9]. Для всестороннего изучения возможностей организации и проведения урочных и внеклассных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с целью развития активности, самостоятельности, познавательного интереса учащихся необходимо использование компетентностно-ориентированного, системного, личностно-деятельного и других подходов [5,6].
Применение системного подхода для рассмотрения методики организации внеклассной работы по экологической безопасности обусловливалось тем, что понятие «внеклассная работа» включает и обобщает методические разработки и пути решения в соответствии с основными задачами учебно-воспитательного процесса. Системный подход к организации внеклассной работы по экологической безопасности выражается в рассмотрении ее как упорядоченной системы, включающей совокупность взаимосвязанных элементов, обладающих целостностью и устойчивостью. Внеклассная работа по экологической безопасности с учащимися определяется, как форма различной организации учащихся на добровольной основе под руководством учителя для проявления и развития их познавательных интересов и творческой самостоятельности связанная с изучением экологической безопасности. [7]. С позиции системного подхода мы рассматриваем внеклассную работу по экологической безопасности как сложную систему, состоящую из ряда компонентов, тесно взаимодействующих и взаимовлияющих друг на друга. При разработке и проектировании внеклассной работы по экологической безопасности определяем следующие компоненты: целевой, мотивационный, содержательный, операционный, коммуникативно-деятельностный, рефлексивный. Целевой компонент определяет цели и задачи при организации внеклассной работы по экологической безопасности. Мотивационный компонент включает осознание учащимися значения выполнения той или иной деятельности во внеклассной работе. Данный компонент включает развитие интересов и активности учащихся Мотивы могут оказывать влияние на деятельность учащихся, поэтому необходима ориентация на их склонности и интересы. Содержательный компонент отражает содержание внеклассной работы. Этот компонент зависит от поставленных целей к чему нужно прийти в процессе внеклассной работы. Коммуникативно-деятельностный компонент включает взаимосвязь деятельности преподавателя и учащихся. Данный компонент подразумевает действия преподавателя с применением различных форм методов приемов обучения и действия учащихся, необходимых для выполнения содержательного компонента и дальнейшего достижения поставленной цели. Рефлексивный компонент предполагает оценку достижения детей. Рефлексивный компонент по внеклассной работе по проблемам экологической безопасности может содержать оценку проводимых мероприятий с анализом и последующей корректировкой, если это необходимо в методах, приемах и средствах организации работы. Данный компонент играет важную роль в установлении обратной связи.
Структура организации внеклассной работы по экологической безопасности — это не только входящие в него компоненты, но и связи между ними, а также целостные свойства процесса, поэтому все компоненты внеклассной работы нужно рассматривать в закономерной взаимосвязи. Компоненты организации внеклассной работы по экологической безопасности для учащихся 8 класса выделены на примере проведения мониторинга экологической обстановки по Красносельскому району г. Санкт-Петербурга представлены в таблице 1.
Таблица 1
Компоненты организации внеклассной работы на примере проведения мониторинга экологической обстановки по Красносельскому району Санкт-Петербурга
Компонент |
Содержание |
Целевой |
Выявление несанкционированных свалок в Красносельском районе. Определение состояния предложенных водоемов. Оценка экологического состояния вод в малых реках и водоемах парков района. Определение степени общей токсичности снега на разных территориях района. |
Мотивационный |
Приобщить школьников к выявлению и решению экологических проблем в районе проживания на примере оценки экологического состояния вод в водоемах и проведения мониторинга снега, путем включения в активную исследовательскую деятельность. |
Содержательный |
Организация и проведение экологического мониторинга снега в парке Сосновая поляна и на территории лицея № 590; организация и проведение экскурсий на водоемы Красносельского района: на реки Дудергофка и Ивановка и водоемы парка «Усадьба Ново-Знаменка»; организация и проведение экскурсии «Свалки города». |
Операционный |
Учитель в ходе беседы и разъяснений, демонстрации объектов экскурсионного исследования учит выделять, описывать, объяснять существенные признаки объектов и явлений, и оценивать состояние городской среды и местных экосистем; учащиеся овладевают техникой проведения наблюдений в природных условиях. |
Коммуникативно-деятельностный |
В ходе экскурсий, бесед, проведения совместных опытов и мониторингов формирование у школьников чувства коллективизма, умение сплоченно работать в команде. |
Рефлексивный |
Оценка проведенных мероприятий по результатам заключительной беседы и презентации исследовательских работ на данные темы. Оценка проведенной работы учащимися. |
Поскольку отличительной чертой системного подхода является ориентация на изучения факторов, обеспечивающих целостность объекта, то нами были выделены факторы, влияющие на эффективность функционирования компонентов методики внеклассной работы по экологической безопасности, к ним относим:
- социальные потребности в решении проблем экологической безопасности;
- возрастные и индивидуальные психологические особенности учащихся 8 класса;
- многообразие и специфика методов организации внеклассной работы по проблемам экологической безопасности.
Внеклассная работа по экологической безопасности разнообразна, как по содержанию, так и по формам ее организации. При определении содержания внеклассной работы учитель учитывает связь с программным материалом по предмету; соответствие содержания внеклассной работы с возрастом учащихся, особенностями их развития и интересов. Содержание внеклассной работы не ограничено рамками учебной программы, а исходит в основном из интересов учащихся. Направление внеклассной работы часто зависит от того, какие темы больше всего интересуют учителя, а так же и от природного окружения школы. Так, по форме организации внеклассной работы по экологической безопасности учащихся выделяют индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассных занятий. Внеклассная работа по экологической безопасности дает широкий выбор форм организации. Организация внеклассной работы представлена в таблице 2.
Таблица 2
Примеры внеклассных занятий по экологической безопасности
Формы организации внеклассной работы |
Примеры внеклассных занятий по экологической безопасности |
Индивидуальная внеклассная работа по экологической безопасности выполняется с отдельными учащимися различного уровня подготовки |
Организация внеклассного чтения по вопросам экологической безопасности; подбор статей и рисунков по вопросам экологической безопасности; подготовка реферата или сообщения по вопросам экологической безопасности; подбор материала к исследованиям (иллюстративного, статистического и др.); выполнение опытов; выполнение наблюдений и самонаблюдений по вопросам экологической безопасности человека; экскурсии с использованием электронных ресурсов; подбор экспонатов для выставки по тематике экологической безопасности |
Групповая внеклассная работа по экологической безопасности выполняется с отдельной группой учеников, объединенных общим мероприятием |
Обсуждение прочитанной литературы по вопросам экологической безопасности в группе; организация кружковой работы; организация походов в природу; организация факультативной работы; подготовка праздников по тематике экологической безопасности; организация и проведение экскурсий на природу, в музеи; на предприятия; разработка сценариев к празднику на экологическую тематику |
Массовая внеклассная работа по экологической безопасности выполняется с участием одного или нескольких классов или всей параллели |
Просмотр и коллективное обсуждение фильмов по вопросам экологической безопасности; экскурсии и походы на природу; научные вечера и конференции; организация и проведение читательских конференций по вопросам экологической безопасности; организация и проведение игры КВН, конкурсов, викторин; организация общешкольных кампаний: «Неделя экологической безопасности»; издание тематических стенгазет и альбомов по вопросам экологической безопасности |
Рассмотрев возможности организации различных видов внеклассной работы по экологической безопасности с позиции системного подхода можно определить следующие методические условия:
- выявление основных видов внеклассной работы по экологической безопасности;
- определение тематики внеклассных занятий по экологической безопасности с учетом интересов учащихся;
- определение роли внеклассных мероприятий по экологической безопасности с целью формирования самостоятельности и активности учащихся.
Таким образом, внеклассная работа по экологической безопасности способствует расширению кругозора учащихся, развитию интереса к предмету, формированию практических знаний и умений школьников,что позволит в дальнейшем использовать полученные знания на благо сохранения природы и местных экосистем.
Литература:
1. Абрамова В. Ю., Бахвалова С. Б., Елизарова И. С., Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по предмету //Мир науки, культуры, образования., 2013 — № 3 (40)., С.3–6.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Вестник образования. М: Просвещение 2010. Вып. 4
3. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструкт, М: Просвещение, 2011. С.223.
4. Киселева Э. М., Гаврилова Л. А., Возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании знаний по экологической безопасности школьников //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2013- № 5 (34)., С.97–101.
5. Костецкая Г. А., Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы, перспективы//Безопасность жизнедеятельности, 2012 -№ 10. С.37- 40.
6. Попова Р. И., Авдеева Н. В. Возможности компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ //Мир науки, культуры, образования 2010 — № 5. С.73–76.
7. Попова Р. И., Елизарова И. С. Особенности методической подготовки магистров педагогического вуза к организации внеклассной работы с учащимися по экологической безопасности // Высшее образование сегодня, 2011 — № 4., C.83–86.
8. Попова Р. И., Силакова О. В., Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися //Мир науки, культуры, образования.. 2011-№ 5., С.63–66.
9. Силакова О. В. Методика развития эколого-экономических знаний при обучении общей биологии, диссертация на соискание научной степени кандидата педагогических наук, СПб. 2006., 233 с.