В статье исследованы вопросы, связанные с финансовым оздоровлением экономически неустойчивых предприятий в условиях модернизации экономики. Проанализированы результаты участия коммерческих банков в этих процессах в регионах.
Ключевые слова:финансовая устойчивость, финансовое оздоровление, правовой механизм реструктуризации предприятий, инвестиции, банковские кредиты, инвестиционная программа.
В постоянно меняющихся условиях рыночной конъюнктуры очень часто предприятия не выдерживают рыночную конкуренцию, в своей хозяйственной деятельности встречаются с определенными трудностями и под влиянием объективных причин уменьшают объем производимой продукции. В итоге они оказываются нерентабельными. Строго говоря, данное обстоятельство является одним из внутренне присущих признаков рыночной экономики. Однако, увеличение числа таких предприятий отрицательно влияет на устойчивое развитие территориальной и отраслевой экономики, а также на развитие национального хозяйства в целом.
Поэтому в Узбекистане развивается процесс модернизации экономики, который предполагает финансовое оздоровление и финансово-устойчивое функционирование хозяйствующих субъектов. Ресурсы государственных и негосударственных финансовых структур активно привлекаются для поддержки предприятий, не сумевших удовлетворительно приспособиться к жестким экономическим условиям глобального финансового кризиса.
Как известно, финансовое оздоровление и реструктуризации экономически нерентабельных предприятий предполагает, с одной стороны, рационализацию и оптимизацию финансовых потоков в них, а с другой — их модернизацию и обеспечение современной техникой и современными технологиями, создание соответствующих рабочих мест. Для осуществления этих мер требуются значительные финансовые ресурсы. Помимо этого необходима активная государственная все охватывающая экономическая политика, которая стимулировала бы участие в данном процессе банковских учреждений.
Указ Президента Республики Узбекистан от 18 ноября 2008 года «О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости предприятий реального сектора экономики», а также Указ от 19 ноября 2008 года «Об утверждении порядка продажи коммерческим банкам экономически не устойчивых предприятий» и последующие правовые документы были обусловлены этими причинами и реализованы на практике.
Необходимо отметит, что данные документы позволили более эффективно применять на практике ранее созданный правовой механизма реструктуризации обанкротившихся и неплатежеспособных предприятий, организации на их основе экономически жизнеспособных субъектов. Такая работа была нацелена на обеспечение замены экономически недееспособных владельцев финансово состоятельными, и, вместе с тем, сохранить социально значимые и рентабельные предприятия, обеспечить устойчивость имущественных отношений, а также гарантировать занятость. В этой связи Указ «Об утверждении порядка реализации экономически несостоятельных предприятий коммерческим банкам» занимает особое место. Аналитические данные свидетельствуют о том, что большая часть задолженности предприятий-банкротов составляют просроченные банковские кредиты и начисленные проценты по ним. Привлечение банков в процесс ликвидации экономически несостоятельных предприятий и реорганизации их позволяет целенаправленному использованию вкладов конкурентоспособных и влиятельных инвесторов.
Коммерческие банки активно участвуют в долгосрочном финансировании экономики. Так, в 2009 году доля коммерческих банков в инвестициях, направленных на развитие экономики, составлял 11,5 процентов. А доля долгосрочных кредитов Республиканских банков составлял 69 процентов. Только в одном Национальном банке по внешнеэкономической деятельности в портфеле по кредитам долгосрочные кредиты составляли 85 процентов, а в «Узсаноаткурилишбанке» этот показатель был равен 71 проценту. В результате привлечения коммерческих банков в реструктуризации экономически несостоятельных предприятий в 2008 году 86 данного рода предприятий были переведены на баланс коммерческих банков, из них 70 предприятий были заново восстановлены и проданы инвесторам [6].
В целях обеспечения выполнения Указа тогда в Наманганской области 13 предприятий-банкрота были переведены на баланс коммерческих банков. В частности, на баланс «НБУ» Национального банка были переведены 8 предприятий, в баланс АО КБ «Агробанк» 2, на баланс ОАКБ «Капиталбанк» также 2, на баланс ОАКБ «Асакабанк» — одно предприятия.
В результате этих мер происходит активизация инвестиционной деятельности в регионах, Так в Наманганской области по итогам 2010 года за счет всех источников финансирования, было освоено капитальных вложений на 554 млрд. сумов или 103,9 % к 2009 году. По итогам 2011 года за счет всех источников финансирования освоено 593,6 млрд. сумов или 105,5 % процентов к 2010 году. Данный показатель за 2012 год составил 728,0 млрд. сумов и увеличился по сравнению с тем же показателем предыдущего года на 12,6 процентов. По итогам года освоение капитальных вложений составило 1016,7 млрд. сумов и прирост составил 21,7 процента.
В области в 2013 году было введено в эксплутацию 402 обьекта (в том числе в сфере легкой промышленности — 127, продовольственной промышленности — 124, строительной индустрии — 103, машиностроения — 4 и 44 в других отраслях). В рамках данных проектов освоено инвестиций на общую сумму 107,8 млрд. сумов, из которых 38,3 млрд. сумов банковские кредиты и 3,9 млрд. сумов прямые иностранные инвестиции, а также созданы дополнительные мощности по производству товаров на общую сумму 124,2 млрд. сумов. В рамках региональной инвестиционной программе в 2013 году в область привлечены инвестиции на сумму 303,1 млрд. сумов (темп роста 100,8 %), в том числе 28,0 млн долларов прямые иностранные инвестиции.
Передача экономически несостоятельных предприятий в коммерческие банк в процессе реструктуризации дала свои положительные результаты, развитие данного процесса в дальнейшем, в первую очередь, позволяет привлечь зарубежных и национальных, в том числе частных, инвестиционных ресурсов в реальные секторы экономики. Во-вторых, привлечение банков в данный процесс поощряет устойчивую инвестиционную деятельность частичных инвесторов, формирующиеся в условиях развивающееся экономики. В третьих, данная практика, имеющее место в системе рационального реформирования общества, в дальнейшем позволяет расширить возможности сотрудничества между производителями и финансовыми институтами.
Литература:
1. Гетман В. Г. “Учёт внутрихозяйственных расчетов”-М:Финансы и статистика, 1990–8 стр.
2. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия: Пер. с фр./Под. ред. Л. П. Белых.-М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.-375 с.
3. Макарьян Э. А. Герасеменко Г.П финансовый анализ. М:”ПРИОР”, 1997. 41с
4. Ковалёв В.В «Финансовый анализ»,-М: «Финансқ и статистика” 1999–768 с.
5. Қосимов Ғ.М. “Менежмент” Дарслик Т: “Ўзбекистон” нашрёти 2002 й 10-б.
6. Каримов И.А. «Основная задача-поднятие на высокий уровень развитие нашей родины и благосостояние народа.» Доклад на заседании Кабинета Министров, посвященного главным направлениям социально-экономического развития Узбекистана в 2010 году и итоги 2009 года // «Народное слово» 30 января. №21 (4936).