Духовно-нравственное воспитание учащихся в группе продленного дня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 23.04.2014

Статья просмотрена: 2813 раз

Библиографическое описание:

Малышева, Н. В. Духовно-нравственное воспитание учащихся в группе продленного дня / Н. В. Малышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 729-731. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10406/ (дата обращения: 15.11.2024).

Государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности является группа продленного дня.

Есть такая группа в нашей школе. Группа основана на базе специализированного спортивного класса по хоккею с шайбой. «Трус не играет в хоккей» — эти слова я теперь понимаю как никто другой, ведь работа моя связана с учебным воспитанием начинающих хоккеистов. Цель подобных спецклассов заключается в воспитании будущего поколения спортсменов, в помощи детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнении вакуума в реализации детских интересов. Основным направлением деятельности ГПД является духовно-нравственное воспитание.

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон РФ «Об образовании», ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Реализация духовно-нравственного воспитания осуществляется через клубный час «Милосердие».

Вопросы воспитания нравственности были, есть и будут самыми важными и актуальными для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества.

Цель нашей работы: создание условий для формирования у детей положительного социального опыта, навыков культуры общения, стремление прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается, оценки своих знаний и умений, достоинств и недостатков характера, поступков и отношений с другими людьми.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

-          дать почувствовать себя полноправным гражданином своей страны;

-          способствовать воспитанию положительного отношения к школе, коллективной жизни;

-          укреплять веру каждого воспитанника в свои силы и возможности;

-          воспитывать любовь к родным местам, формировать чувства причастности к родному краю, чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважения к истории и культуре народа.

-          прививать любовь к окружающему миру;

-          воспитывать сострадание и уважение к людям;

-          научить детей на практике применять усвоенные знания;

-          создание социального проекта «Добрые руки».

Диалоговый принцип построения внеурочной деятельности, система заданий, обращение к социальному опыту детей помогают решать поставленные задачи и достигнуть поставленной цели.

Понятное дело, что атмосфера на данной внеурочной деятельности должна быть доброжелательной, ибо затрагивает потайные, сокровенные уголки души ребенка.

Формы работы: чтение сказок-былей, рассказов, бесед по темам, рисунков по темам, написание сочинений по теме, заучивание стихов и выступление перед родителями (поздравление), изготовление и размещение в городском парке кормушек для птиц.

Цикл бесед «Уроки хороших манер»:

-          Ты среди людей;

-          Правила общения в школе;

-          Правила приветствия;

-          Как воспитать волю и характер;

-          Вежливый собеседник.

Беседы сопровождаются презентациями, инсценированием, обыгрыванием жизненной ситуации.

Одной из форм работы является чтение и обсуждение, которая называется «Уроки добра». Такая работа проходит по следующим темам:

-          Тайна мирного домика (обсуждение и рисование);

-          Чтение и обсуждение рассказов из книги «Добрые истории для малых ребят»;

-          Беседа о матери и бабушке;

-          Беседы о животных;

-          Дружба крепкая;

-          Вместе лучше;

-          Дорогою добра.

Проведение уроков происходит с помощью тренингов и практикумов, позволяющих эффективно сочетать различные виды деятельности, для благоприятного эмоционального настроя в группе. Такие занятия направлены на сплочение детского коллектива. А это очень актуально, когда в группе одни мальчики.

На одном из «Уроков добра» детям было предложено попробовать изобразить добро и зло в рисунках. Форма работы — групповая. Несколько мальчиков пожелали выполнить работу самостоятельно. Есть повод призадуматься.

Писали сочинение «Кем быть, каким быть». В основном дети описывали свою будущую профессию. А вот каким человеком они себя видят? Пока не все еще могут внятно ответить на этот вопрос.

Проводилась беседа-практикум «Тайна мирного домика». Ребята рассказывали, как они представляют этот домик, кто в нем живет. Что в этом домике можно, а что нельзя. Рисовали и составляли правила этого домика. А что это за домик? Это наш коллектив.

Проводилась беседа-практикум с презентацией «О матери можно говорить бесконечно». Читали стихи и рассказывали о своих мамах.

Как привить чувство благодарности своим родителям? Провела беседу о том, как родители стараются, воспитывая их. Дети захотели коллективно отблагодарить своих родителей и заодно поздравить с Новым годом. Было дано задание выучить стихи к Новому году. Был проведен «монтаж»-поздравление со словами благодарности своим родителям, бабушкам и дедушкам. Мероприятие получилось трогательным до слез.

Социальный проект «Добрые руки» включает в себя беседу, изготовление кормушек (работа в парах), размещение кормушек в городском парке. Цель проекта: показать, что животным необходима помощь, особенно бездомным. Участие в данном проекте ведет к формированию активной жизненной позиции, способствует духовно-нравственному развитию личности на основе усвоения общечеловеческих норм и ценностей. По окончании проекта дети научились самостоятельно делать кормушки, узнавать новое, включаться в проект и составлять модель, контактировать с людьми, проводить кропотливую работу, верить в себя. Открыли в себе: способность решать возникающие трудности, достигать поставленные цели, желание узнать новое. Открыли в других: взаимопомощь со стороны друзей, самообладание и творческий подход, энтузиазм и большой запас терпения.

Патриотическое воспитание является частью духовно-нравственного воспитания. Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. Но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. Надо знать и изучать культурное наследие своего народа. Важную роль в этом деле играют школьный и краеведческий музеи. В нашей школе существует музей-центр патриотического воспитания. Мы с детьми неоднократно посещали и школьный и краеведческий музей. Краеведение выступает и как основа нравственно-патриотического воспитания, и как средство развития познавательно- креативных качеств личности.

Каковы же ожидаемые результаты по духовно-нравственному развитию личности?

Процесс становления личности и ее нравственной сферы не может ограничиваться возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. В начальной школе важно заложить фундамент для развития положительных качеств личности. В нашем спецклассе дети занимаются жестким видом спорта — хоккеем. И здесь, как нигде, важно, чтобы дети не зачерствели душой. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, помогает усваивать нормы поведения в обществе.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, духовно-нравственное воспитание, ребенок, форма работы, духовно-нравственное развитие, краеведческий музей, мирный домик, начальное общее образование, патриотическое воспитание, социальный проект.


Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках английского языка

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе

Духовно-нравственное воспитание личности студентов колледжа на уроках литературы

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках английского языка

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе

Духовно-нравственное воспитание личности студентов колледжа на уроках литературы

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время

Задать вопрос