В статье определена роль учебных заведений в вопросах педагогического просвещения родителей. Большое внимание уделяется освещению вопросов педагогического просвещения родителей на страницах периодической прессы во второй половине ХХ века. Раскрыты некоторые формы роботы учебных заведений с родителями, которые рассматривались на страницах периодических изданий исследуемого периода.
Ключевые слова: учебное заведение, воспитание, педагогическое просвещение, периодическая пресса.
In the article was determined the role of the educational institutions regarding to issues of the parents pedagogical education. A lot of attention is paid to issues of the parents pedagogical education in the periodical press in the second half of the 20th century. Any methods of the educational institutions work with parents were shown. These methods were examined in the periodical press of the period under study.
Key words:educational institution, education, pedagogical education, periodical press.
В воспитании подрастающего поколения и подготовке его к жизни значительную роль играет единство в воспитании учебных заведений и семьи. По мнению педагогов именно в семье закладываются основы формирования личности. Поэтому, во второй половине ХХ века огромное значение приобретали вопросы совместной работы учебных заведений с семьями и педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания детей. В организации пропаганды педагогических знаний среди родителей основной силой были педагогические коллективы школ и детских садов.
Недостаток знаний родителей в вопросах воспитания детей выявил необходимость развития разнообразных форм педагогического просвещения. Актуальность проблем воспитания детей в семье, взаимодействия семьи и учебных заведений, педагогического просвещения родителей освещали в своих работах: Ю. Азаров, Ю. Бабанский, И. Бестужев-Лада, В. Большаков, И. Гребенников, И. Кон, А. Косарева, А. Пинт, А. Петровский, В. Пустовой, О. Савченко, В. Сухомлинский, Г. Харчев и др.
Во второй половине ХХ века публиковалось большое количество изданий периодической прессы («Початкова школа», «Семья и школа», «Радянська школа», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Советская педагогика», «Дошкольное воспитание», «Освіта» и др.), на страницах которых вопросы воспитания детей, взаимодействия учебных заведений с семьей, повышения педагогических знаний родителей рассматривали в своих публикациях: А. Барабанов, М. Белодед, В. Вугрич, И. Гребенников, И. Демина, О. Евтушенко, Л. Иванова, В. Котирло, Р. Курбатова, Д. Луцик, Л. Нейман, Л. Пирожок, М. Рапопорт, Е. Соколовский, И. Трушина, Н. Шевченко и др.
В современной периодической прессе вопросы педагогического просвещения родителей, роли семьи и школы в воспитании детей рассматривают: Т. Алексеенко, В. Вершинин, Ю. Грицкова, И. Деснова, Л. Йовенко, Т. Кравченко, Л. Кравчук, Л. Лисина, Н. Максимова, В. Мороз, О. Полякова, Л. Порох, Д. Романовская, О. Ситник, С. Собкова, Н. Яремко и др.
Семья и учебные заведения (детские сады, школы) — это неразрывно связанные институты, которые играют важную роль в жизни ребенка, его развитии и воспитании.
С самого рождения ребенка семья становится первым ее воспитательным институтом, «в котором ребенок осваивает общественную мораль, нормы и правила поведения, учится соотносить запросы и потребности с возможностями» [1, с. 3]. Успех выполнения родителями воспитательной функции, всестороннее развитие детей и подготовка их к жизни в значительной мере зависят от воспитательного потенциала семьи.
Безусловно, дело воспитания подрастающего поколения является чрезвычайно важным и ответственным. Его успех зависит от того, как согласованно и полноценно работают учебные заведения с семьями. Педагогическая неподготовленность родителей приводит к серьезным ошибкам в семейном воспитании детей. Поэтому, в исследуемый период, предоставление систематической помощи в этом многогранном деле было одним из основных заданий органов образования, школ и педагогической науки в целом. Анализ исследований ученых по освещению вопросов семейного воспитания детей, повышения педагогических знаний родителей на страницах периодической прессы позволяет утверждать, что эта проблема была очень актуальной и заслуживает внимания.
Изучение научных трудов и публикаций в периодической прессе второй половины ХХ века говорит о том, что большое количество исследователей в своих работах выявляют сложности, связанные с воспитанием детей, которые вызваны педагогической неграмотностью родителей. Например, Н. Талызина [3, с. 23] отмечает, что многие отцы и матери уверены во врожденных способностях, характере, памяти их детей и настаивают на том, что от воспитания это не зависит. В. Большаков утверждает, что перед учителями и воспитателями стоит задача предупреждения родителей об ошибках в воспитании и пропаганды лучшего опыта воспитания детей в семье. Он приводит примеры воспитания в некоторых семьях, когда в беседах с учителями родители подчеркивали, что кроме выполнения уроков они своих детей не заставляют ничего делать, а некоторых родителей дети совсем не слушают. Иные родители вообще настаивают, что их дело одевать, обувать, кормить детей, а дело школы — учить и воспитывать [2, с. 5].
В. Пустовой также отмечал, что в связи с повышением материального состояния семьи, культуры и общественного сознания возникают трудности педагогического воздействия родителей на детей, которое приводит к «отставанию семейного воспитание от уровня общественного развития» [1, с. 5].
Вместе с тем, исследователи подчеркивали, что родители понимали невозможность воспитания ребенка в слепую, потому что оно требует знаний по педагогике и психологии. Таким образом, огромное внимание уделялось педагогическому просвещению родителей, целью которого является предоставление родителям понятий о воспитании, его заданиях, формах и методах, о детской психологии и особенностях каждого возраста, обобщению лучшего опыта семейного воспитания. Пропаганда педагогических знаний среди родителей была важной цепочкой педагогической работы с семьями во второй половине ХХ века. А вооружение родителей педагогическими знаниями повышало их сознательность и улучшало воспитание детей, что обеспечивало успешную подготовку их к жизни и трудовой деятельности.
Многочисленные публикации на страницах периодической прессы исследуемого периода посвящены освещению опыта работы учебных заведений с родителями с целью повышения их педагогических знаний. В своих публикациях специалисты-практики и ученые подчеркивали необходимость кропотливой ежедневной работы с родителями, педагогическая непросвещенность которых иногда приводила к тому, что упускались некоторые важные периоды в жизни ребенка.
Усовершенствование педагогического просвещения родителей однозначно требовало активизации ее форм и методов. В многочисленных публикациях исследователей в периодической прессе освещался опыт работы учебных заведений с родителями с целью повышения педагогических знаний, а именно — индивидуальные, групповые, коллективные и массовые формы работы.
Распространенной формой работы педагогических коллективов учебных заведений с родителями было посещение семей дома. Например, в своих статьях исследователи (Т. Бурова, Н. Марченко, Л. Нейман, И. Трушина и др.) доказывают эффективность воспитательного влияния родителей на ребенка во время посещения учителями учащихся дома, что помогало глубже изучить положительные и отрицательные качества в характере ребенка, его внутренний мир. Т. Бурова отмечает, что при посещении ученика дома учитель выясняет его обязанности в семье, способы осуществления контроля за выполнением домашнего задания и т. д. Таким образом, педагог обязан знать как можно больше, потому что, только в этом случае он имеет возможность рационально спланировать воспитательный процесс [4, с. 61]. Публикации в периодической прессе доказывают, что именно эта форма сотрудничества с родителями помогала учителю или воспитателю изучить особенности поведения воспитанника, его индивидуальность, сравнить поведение дома и в учебном заведении, что давало возможность определения стратегии поведения учителя с родителями ученика для обеспечения проведения их педагогического просвещения.
Большое значение имели индивидуальные беседы учителей или воспитателей с родителями. Освещение данного вопроса на страницах периодической прессы в публикациях педагогов, ученых: Л. Балясной, М. Белодед, В. Геворкян, Ю. Кузнецова, В. Лукичовой, Е. Малыгиной, Н. Марченко, М. Поташника, М. Шаповал и др. подчеркивают значение и актуальность данной формы работы с родителями. В. Лукичова и Ю. Кузнецов настаивают на том, что именно во время проведения индивидуальных бесед возможно установление полного взаимопонимания между учителем и родителями учащихся в вопросах воспитания детей. Ю. Кузнецов говорит, что учитель, который умеет вести беседу с родителями получает в руки сильное оружие в воспитании детей [5, с. 75].
Переписка с родителями при помощи дневников или писем также была распространена в работе по педагогическому просвещению в исследуемый период. Из переписки родители узнавали о выполнении детьми домашнего задания, их взаимоотношения с другими, отношение учеников к учебным и общественным обязанностям, о нарушении дисциплины и порядка.
Анализ публикаций показал, что большое значение в работе учебных заведений с родителями имели коллективные формы, среди которых — работа родительского комитета. В периодической прессе исследуемого периода выходило большое количество публикаций, где авторы доказывали, что родительские комитеты, будучи важной цепочкой в системе работы учебных заведений с семьей, играли значительную роль в укреплении их связи и повышении ответственности родителей за воспитание детей. Организацию работы родительских комитетов рассматривали в своих публикациях: М. Белодед, Л. Вишневская, И. Гришай, А. Гусев, Н. Захарчук, А. Катаев, И. Комановский, А Левшин, Д. Луцик, Е. Никифорова, С. Пиотровский, З. Плохий, Л. Сметанников и др. В пользу этой формы работы с родителям исследователи высказывали мнение, что родительские комитеты призваны помогать учителям и воспитателям в учебно-воспитательной работе и достижении неукоснительного выполнения требований всеми родителями. Например, Д. Луцик в своей статье подчеркивал, что члены родительского комитета вместе с классными руководителями посещают семьи отстающих в учебе детей, привлекают учеников к полезному труду, заботятся об отдыхе и оздоровлении детей [6, с. 80]. Посещение учащихся дома членами родительского комитета велись очень внимательно и носили характер семейного совета.
Другие исследователи также подчеркивали позитивные стороны работы родительского комитета, доказывая, что он контролирует выполнение решений родительских собраний, соблюдение детьми режима дня, создания надлежащих условий для обучения детей. Они помогали при подготовке всех классных и общешкольных мероприятий, обеспечивая автотранспортом экскурсии и культпоходы, контролировали организацию питания детей, осуществляли тесную связь с предприятиями, где работали родители детей и т. д.
Одной из распространенных форм работы учебных заведений с родителями, которые освещались на страницах периодической прессы второй половины ХХ века, были также конференции родителей, значение которых в своих публикациях раскрывали: А. Барбицкая, М. Горчаков, Г. Кузьменков, И. Окладников, В. Семенова, М. Шаповал и др. Педагоги говорили, что к участию в проведении таких конференций привлекались не только родители, учителя, воспитатели, но и руководители предприятий и организаций.
Авторы публикаций отмечали, что на таких мероприятиях заслушивались не только доклады учителей, психологов, педагогов, но и выступления самих родителей, которые рассказывали о позитивном опыте воспитания своих детей, давали практические советы, акцентировали внимание на важных моментах проблем в семейном воспитании. Например, о пользе проведения конференций родителей, М. Горчаков в своей статье отмечал, что после каждой конференции заметно усиливается внимание родителей к школе: они лучше следят за дневниками, советуются с учителями, больше уделяют внимания своим детям [6, с. 16].
Таким образом, опыт освещения этих вопросов свидетельствует о значительной роли родительских конференций в укреплении связи учебных заведений с семьей и повышении педагогических знаний родителей, что позитивно влияло на сознание детей.
На страницах периодических изданий много внимания уделялось вопросу эффективности проведения родительских собраний, которые были и остаются действенной формой работы с родителями. В исследуемый период выходило значительное количество публикаций по организации, распространению опыта проведения, положительных и отрицательных сторонах родительских собраний. Педагоги и ученые (Е. Антипин, К. Борина, Т. Бурова, М. Горчаков, А. Кондратова, С. Корниенко, Д. Луцик, Н. Марченко, Е. Сампара и др.) подчеркивали, что во время проведения таких мероприятий учителя раскрывали перед родителями вопросы воспитания и обучения детей, вооружая их методикой воспитания, приводя конкретные задачи воспитания с учетом возраста и условий работы дома и в учебном заведении. Всестороннее обсуждение различных вопросов обучения детей, проблем дисциплины и воспитания, по мнению исследователей данного периода, помогало родителям глубже понять учебно-воспитательные задачи, осознать роль учителей, а также роль и обязанности родителей в осуществлении этих задач.
Следует отметить, что ознакомление родителей с педагогической литературой и публикациями в педагогической периодической прессе по актуальным, в то время, вопросам семейного воспитания и коллективное их обсуждение, повышало интерес родителей к проведению классных родительских собраний.
Но, некоторые исследователи обращали внимание и на отрицательные стороны проведения таких мероприятий: проведение классных родительских собраний по «шаблону» − педагоги учат, а родители слушают; проявление нетактичности и несдержанности классных руководителей по отношению к неуспевающим детям.
Родительские лектории, которые открывались в школах, домах культуры, на предприятиях, по мнению исследователей второй половины ХХ века становились ведущим звеном в распространении педагогических знаний среди родителей. На таких мероприятиях систематически проводилась лекционная пропаганда научных, политических и педагогических знаний с целью повышения ответственности родителей, их знаний в вопросах педагогики и психологии, улучшения воспитания детей в семье.
Известно, что на страницах периодической прессы исследуемого периода ученые и педагоги поднимали вопросы проведения родительских лекториев, которые открывались при школах, домах культуры, на предприятиях. Они подчеркивали, что занятия в лекториях проводились постоянно в соответствии с календарными планами и составлялись таким образом, чтобы родители усвоили курс знаний, необходимых для соответствующего воспитания детей. После проведения каждой лекции проводилось обсуждение вопросов, которые вызывали интерес родителей, а ответы специалистов заслушивались с большим вниманием.
Таким образом, во второй половине ХХ века проблемы воспитания подрастающего поколения считались чрезвычайно важными и ответственными. И успех их решения зависел от того, как согласованно и полноценно работали учебные заведения с семьями детей, оказывая систематическую помощь в этой многогранной работе, что было одним из основных заданий учебных заведений и педагогической науки в целом.
Рассмотренная проблема доказывает, что вопросы организации работы учебных заведений с родителями и освещение их на страницах периодической прессы во второй половине ХХ века была чрезвычайно актуальной. Система педагогического просвещения родителей была направлена на осуществление единства влияния воспитания детей со стороны семьи и учебных заведений. По мнению исследователей минувшего столетия — это давало определенно хорошие результаты.
Следовательно, опыт освещения работы учебных заведений с семьей в периодической прессе исследуемого периода является чрезвычайно актуальным для современной педагогической науки.
Литература:
1. Вчителі і батьки — вихователі. / Відп. ред. В. Г. Пустовий. — К.: НІІ педагогіки УССР, 1990. — 208 с.
2. Большаков В. И. О педагогической пропаганде на селе. — М.: Издательство «Знание», 1961.
3. Талызина Н. Каким должен быть родительский университет? / Н. Талызина // Семья и школа. — 1960. — № 9. — С. 23–24.
4. Бурова Т. Взаємозв’язок школи з батьками / Т. Бурова // Початкова школа. — 1981. — № 5. — С. 61–63.
5. Кузнецов Ю. Спросите у родителей / Ю. Кузнецов // Воспитание школьников. — 1971. — № 2. — С. 72–75.
6. Горчаков М. Пошуки ефективних форм зв’язку школи, сім’ї і громадськості / М. Горчаков // Початкова школа. — 1976. — № 10. — С. 11–18.
7. Луцик Д. В. Зв'язок школи з батьками і громадськістю / Д. В. Луцик // Радянська школа. — 1970. — № 6. — С.79–80.