Развитие глобализационных процессов предопределяет урбанизацию населения и расползание территорий городов. Вследствие урбанизации происходит рост объемов и дальности внутригородских поездок, что в свою очередь становится причиной перегруженности улично-дорожной сети.
Общепризнанной и наиболее эффективной мерой оптимизации использования пространства улично-дорожной сети является развитие общественного транспорта. Но для того, чтобы общественный транспорт стал реальной альтернативой индивидуальному транспорту, он должен иметь достаточно плотную сеть остановок, короткие интервалы движения и высокую скорость, а значит быть дорогим для городских сообществ. Между тем сообщества, живущие в городах с ярко выраженными постиндустриальными тенденциями, уже не способны не только развивать, но и содержать столь дорогую инфраструктуру городского пассажирского транспорта, созданную предыдущими поколениями под градообразующие производства. Задача удержания существующих объемов перевозок общественным транспортом в городах должна уступить место задаче достижения оптимального соотношения между личным и общественным транспортом.
Существенно изменить положение поможет смена приоритетов перемещений в городских центрах, где перемещения в подавляющем большинстве должны осуществляться на общественном транспорте и велотранспортных средствах, дополняя друг друга. Под велотранспортными средствами понимаются не только велосипеды, но и велотандемы, веломобили, педелеки (обычные велосипеды с маломощным электродвигателем), инвалидные коляски, другие колесные мускульные средства передвижения, а так же роликовый транспорт. Необходимо отметить, что отношение к мобильности городского населения во всем мире становится всё более прагматичным и мультимодальным, а необходимость интегрирования велосипедного и общественного транспорта становится всё более очевидной.
Одним из рычагов, для данной интеграции могло бы быть формирования моды велосипед, как на транспортное средство. Мода может быть на любую из систем городского пассажирского транспорта. Но поскольку мода связана с проявлением индивидуальности, наиболее ярко она проявляется в личном транспорте, к которому относятся личные автомобили и велосипедный транспорт. А главное, что именно от их доли в общей структуре поездок на работу и учебу зависят транспортные заторы.
Управление модой на транспортные средства является одной из малоизученных тем, но как показывает опыт может играть роль самостоятельного регулятора в транспортных системах. В современных условиях научный интерес к управлению модой на транспорт может быть связан, как со способом борьбы с транспортными заторами, так и с малоподвижным образом жизни жителей современных городов.
В истории велосипеда интерес общества к нему менялся от всеобщего увлечения, граничащего с манией до полного забвения, и наоборот, а велосипед, в свою очередь, столь же неоднократно менял моду и был решающим импульсом к созданию новых форм общественного поведения. Прародителем велосипеда была дрезину — изобретенное в 1815 году в Германии транспортное средство, состоящее из двух тележных колес одинакового размера и перекладины с примитивными сиденьем и рулём.
Второе «рождение» велосипеда было связано с сконструированным в 1870–х годах педальным приводом. Появились знаменитые велосипеды–пауки. Отсутствие конкуренции со стороны ещё редких тогда автомобилей вывели велосипед в первые ряды технических новинок. Становлению этого лидерства активно помогали специальные периодические издания, которые наперебой писали о чудесном избавлении при помощи велосипедных прогулок от множества недугов. Это в свою очередь способствовало появлению разнообразных клубов и обществ, объединявших людей под знаком преданности велосипеду.
Начиная с 1890-х годов настал золотой век велосипедов. Новые конструкции имели одинаковые по размеру колеса, задний цепной привод увеличил скорость, а массовое производство снизило стоимость велосипеда. Но спустя годы первенство снова перехватили автомобили, и популярность велосипеда снова упала.
Новый всплеск моды на велосипед наблюдался в середине 90-х годов прошлого века и связан он был с появлением так называемых горных велосипедов.
В настоящее время мы проходим очередную фазу моды на велосипед. Ездить на работу на велосипеде снова стало модным. Помимо интереса к самим велосипедам пришла мода на всякое велосипедное снаряжение и аксессуары. Велосипед, постепенно двигается в направлении персонализации. Для многих велосипеды становятся новым способом подчеркнуть индивидуальность и свой социальный статус. Подгонка велосипеда под требования конкретного пользователя стала одновременно и модой, и бизнесом. Концепция кастомайзинга (персонализиции) велосипеда способствует укреплению позиций велосипеда в городе. Превращение стандартного изделия в нечто индивидуальное и уникальное — вот как можно определить явление кастомизации велосипеда. Данная тенденция породила новый сегмент рынка, специализирующийся на кастомайзинге велосипедов. Блоги и форумы активных его сторонников являются основным источником вдохновения для желающих модифицировать свой велосипед.
Как система, велосипедный транспорт обладает огромными преимуществами, благодаря чрезвычайно низким издержкам, практически полному отсутствию негативных внешних эффектов, а также заметному вкладу в формирование города или района, удобного для жизни.
Устойчивое и эффективное функционирование велотранспорта является необходимым условием сохранения здоровья населения, повышения его физической активности, повышения качества жизни и подвижности населения, приближения его к общеевропейскому уровню, экономического роста, улучшения экологии, сохранения природного окружения на высоком уровне, создания комфортной среды для жителей в городах, улучшения планирования городской инфраструктуры.
Схематически основные преимущества организации велосипедного движения представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Основные преимущества организации велосипедного движения
Для использования основных преимуществ организации велосипедного движения в борьбе с пробками, грязным воздухом и лишними транспортными расходами достаточно построить в городе хорошую сеть велопроката. Пока такие сети есть в 600 городах на пяти континентах, причем появились они только в последние десять лет. Ведутся работы по созданию сети паневропейских велосипедных трасс EuroVelo длиной 1537 км. Эта сеть будет частью трансъевропейской велосети общей протяженностью 66 000 км.
Велосипед в странах Северной Европы — это образ жизни. Для этого, к примеру в Дании, где специальные велосипедные дорожки встроены в транспортную систему, велосипед имеют 9 из 10 человек, и каждый год в стране продаётся полмиллиона велосипедов (при этом население страны составляет 5,6 млн). Интересная статистика по Дании [1].
- 16 % всех поездок совершаются на велосипеде;
- Каждый житель Дании в день проезжает в среднем 1,1 км;
- 17 % мужчин и 36 % женщин ездят на велосипеде на работу/учёбу;
- Основная причина, по которой взрослые не ездят на работу на велосипеде, — большие расстояния;
- 45 % всех детей в Дании ездят в школу на велосипеде.
- Для популяризации велосипеда на западе обычно принимаются следующие меры:
- Устройство велосипедных дорожек, велосипедных стоянок на вокзалах и автостанциях;
- Оборудование пассажирских поездов специальными вагонами для пассажиров с велосипедами.
- Во многих крупных городах Европы и в США существуют системы проката велосипедов, включающие в себя множество специальных парковок, на которых можно автоматически брать велосипед. Необычный дизайн и раскраска велосипедов не позволяют выдать их за собственные. Возвращать велосипед можно на любую удобную парковку. Такие системы есть в Стокгольме, Париже, Лондоне, Берлине и других городах. В некоторых городах существуют особенные велосипедные дорожки, на которых можно принять душ. На подобных стоянках можно воспользоваться запирающимся на ключ шкафчиком и одноразовым полотенцем.
Хорошо организованные велопрокаты помогают решить множество проблем, в повышении комфортности и престижа городов, а именно:
1. Не нужно строить большие мосты и скоростные трассы;
2. Хорошая велопрокатная сеть сама себя окупает даже при минимальных тарифах, тогда как метро или автобусы окупаются меньше чем на половину (и это притом, что за поездку на метро или автобусе пассажир платит на много больше, чем за поездку на арендованном велосипеде);
3. Решается «проблема последней мили», то есть арендованный велосипед позволяет добраться от ближайшей станции электрички или метро до дверей. И в этом смысле велосипед гораздо удобнее и эффективнее, чем, например, перехватывающие парковки, до которых нужно ехать на собственном автомобиле;
4. В городах с плотным трафиком (Нью-Йорк, Нью-Мехико) или с большими ограничениями на автомобильные передвижения по центру (Амстердам) велосипед является еще и самым быстрым видом транспорта.
В создании велотранспортных систем городов существует два пути. В соответствии с одним из них государство (муниципалитет) создает и развивает необходимую велоинфраструктуру, на базе, которой развивается велотранспорт. В соответствии с другим, государство (муниципалитет) формирует моду на велосипед, которая в свою очередь выступает в качестве локомотива для привлечения инвестиций в строительство велоинфраструктуры, аналогично тому, как строится инфраструктура в стране для личных автомобилей. Второй путь, как нам представляется, является более предпочтительным в силу своей эволюционности.
Для доказательства исследуем причину, по которой при столь значительных преимуществах велосипеда, последний все же уступает тренд лидерства автомобилю. Отчасти ответ заключается в отсутствии инвестиций в велопрокаты и строительство велоинфраструктуры со стороны частного бизнеса.
Это связано с тем, что с позиций решения городских транспортных проблем, роль велотранспорта не так очевидна. Чтобы обосновать ее количественно, необходимо сравнить скорость, грузоподъемность, комфортность перемещения, защищенность от внешнего воздействия, зимой и летом, для велотранспорта с аналогичными показателями для личных автомобилей. Кроме того необходимо рассчитать расходы на инфраструктуру, эффективность её использования и экономический эффект использования транспорта. Так же необходимо учитывать, что каждый пользователь имеет свою точку зрения, свои интересы. В западных странах на эту тему проводятся многочисленные исследования, созданы специальные институты и кафедры в университетах, специальные интернет-порталы. Для российских городов пока такие исследования отсутствуют.
Если исходить из того, что эффективность транспортной системы — это отношение полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам, то необходимо признать, что данная задача принципиально не имеет количественного решения. Дело в том, что цель функционирования транспортной системы города заключается в повышении качества жизни на той территории, где она функционирует. А система измерения качества жизни формализована недостаточно, и чаще всего рассматривается, как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей.
В расчетах экономической эффективности велотранспорта используется методика HEAT (Health economic assessment tools for walking and for cycling) [2], разработанная под эгидой Всемирной организации здравоохранения (WHO), в которой в качества главных факторов рассматриваются только положительное влияние велотранспорта на здоровье человека и уменьшение нагрузки на улично-дорожную сеть. В числе общей стоимости поездки на велосипеде в данной методике учтены влияние на окружающую среду, время поездки, вероятность ДТП и многие другие. Понятно, что при таком количестве показателей трудно рассчитывать на точность конечных результатов. Тем не менее, следует обратить внимание на порядок цифр, полученных в результате расчетов. Согласно данной методике, стоимость поездки на велосипеде более чем в 60 раз дешевле, чем на автомобиле [2]. Однако сами авторы не настаивают на достоверности своих расчетов, отмечая, что монетизация доходов является весьма спорной из-за наличия множества факторов и отсутствия однозначного целевого критерия. Сложность расчетов можно проиллюстрировать на следующем примере учета смертности и заболеваний. Так ранняя смертность снижает расходную часть государственного бюджета на пенсионные выплаты, уменьшение доли использования автомобиля приводит к сокращению доходов автомобильной индустрии, снижение заболеваний снижает доходы здравоохранения и фармацевтики. Понятно, что в таком расчете будет велика роль погрешности.
Таким образом, проблему недостаточного развития велосипедного транспорта необходимо отнести к типу слабо решаемых рыночными методами. Без расчета экономической эффективности частный бизнес не будет осуществлять инвестиции, поэтому, ввиду высокой социально-экономической значимости для общества, государство должно активно способствовать развитию велодвижения в обществе.
Для России наиболее близким является опыт развития велодвижения в Германии. Германия, как и Россия, имеет федеральную структуру и немецкий опыт сочетания интересов и возможностей трех уровней власти может быть полезен для нашей страны. Так федеральное правительство в Германии осуществляет контроль и направляет деятельность в областях, имеющих отношение к велотранспорту.Для этого при профильном Министерстве транспорта создан экспертный совет из представителей общественных организаций и муниципальных органов.Региональные власти отвечают за строительство и содержание региональных дорог, а также за выделение фондов муниципальным властям. Местные власти отвечают за строительство и содержание муниципальных дорог и иных путей передвижения.
Исходной точкой «велосипедной революции» в Германии стал «Национальный план развития велосипедного транспорта 2002–2012» [3]. Идея Плана заключалась в интеграции велотранспорта в существующую систему. Кроме того в основу Плана были положены проекты по продвижению велотранспорта, не требующие специальных инвестиций (non-investment projects).
Применительно к России одним из таких проектов в общей программе мог бы стать проект развития моды на велотранспорт.
Мода возникает только в обществе, имеющем существенное социальное неравенство, а именно, где есть равенство прав при неравенстве возможностей. Движут модой два мотива. Первый — подражание с целью перенять опыт или хороший вкус, второй — страх оказаться вне общества. Модный человек стремится быть похожим на свою эталонную группу и отличаться от тех, кто к этой группе не принадлежит. В качестве эталонных групп выступают влиятельные публичные люди: популярные актеры, тележурналисты, видные политики, звезды спорта.
Мода превращается в реальность, то есть востребуется потребителями, если она опирается на соответствующие изменения в настроениях и потребностях широкой публики. Кроме того мода является частью культуры населения страны, которая имеет устойчивые формы поведения, потребления, передающиеся из поколения в поколение.
К числу участников создания моды относятся также потребители моды. С точки зрения скорости принятия и усвоения модных моделей они делятся на следующие группы:
1. Инноваторы (пионеры, экспериментаторы). Это самая малочисленная группа потребителей. Те из них, кто обладает способностью влиять па поведение окружающих, оказываются членами референтных групп — творцов моды. Сюда же входят люди, любящие новизну и риск. Для развития моды на велосипед это наиболее интересная и требующая поддержки группа. Это группа «эталона», которой будут подражать другие потребители моды, своего рода «модный приговор».
2. Лидеры. Эта группа идет впереди большинства, но избегает опасного экспериментирования. Собственно, только после усвоения ими новой модели потребления можно говорить о становлении модной тенденции.
3. Раннее большинство (подражатели, ранние последователи). Это те, кто составляет массу «модных людей». Они используют новые модели потребления, лишь оказавшись в довольно большой «передовой» группе. Когда эта группа примет модель повседневных поездок на велосипеде, можно уже уверенно говорить о том, что велосипед стал объектом моды.
4. Позднее большинство(скептики, консерваторы). Для них характерна смесь консерватизма и стремления быть «как все». Они следуют моде не потому, что хотят быть модными, а потому, что не хотят быть «белыми воронами».
Продвижение велосипеда на первой волне его популярности в большей степени обязано женщинам. Неожиданно, этот вид транспорта и возникшие вместе с его развитием, потребности, стали прямым и весьма действенным орудием женской эмансипации. Почти все историки моды сходятся во мнении, что ничто так не преобразило женский костюм, как велосипед. По меткому выражению Э. Гиль «Женщина въехала в ХХ в. на велосипеде» [4]. Данный феномен необходимо использовать и на современном этапе. Очень интересным бы на наш взгляд мог стать проект популяризации модных тенденций использовании велосипеда с помощью телевидения. Речь идет о еженедельной передаче аналогичной «модному приговору», но с использованием одновременно двух направлений — женского велокостюма и коррекции веса. Данная телевизионная передача помогла бы многим женщинам найти свои эталонные группы для подражания. Подтверждением того, что развитие моды на велосипед необходимо начинать с женщин является структура городских велопередвижений в европейских странах. Так в Дании, женщины в два раза чаще пользуются велосипедами чем мужчины:17 % мужчин и 36 % женщин ездят на велосипеде на работу или учебу [1].
Исследование роли моды на велосипед для решения транспортных проблем в российских мегаполисах проведенное в данной статье, позволяет сделать следующие выводы:
1. В городах, удобных для жизни, формирование транспортных систем должно быть направлено на оптимальное сочетание различных видов транспортных средств для передвижения по городу.
2. Велотранспорт — не столько способ обеспечения транспортной мобильности, территориальной доступности, сколько именно основа жизнедеятельности горожан, возможность решения социальных проблем городского населения. Поскольку потребность в перемещении жители могут удовлетворить сами, не завися от монополистов (автоиндустрии), властей, налогов, дорог, цены на топливо, гаражей и площадок для размещения и парковок. Играет роль и выравнивание статуса — на велодорожке все равны.
3. Существующие в настоящее время подходы к оценке экономического эффекта не позволяют адекватно количественно оценить эффект социально значимых проектов.
4. Ввиду высокой социально-экономической общественной значимости, необходимо государственное стимулирование развития велосипедного транспорта, осуществляемое через пропаганду, бюджетное финансирование, налоговое стимулирование моду и другие механизмы воздействия.
5. Необходимо проводить комплексные обследования поездок на велотранспорте, включая не только поездки на работу, но и поездки со сменой вида транспорта (автомобиль и общественный транспорт), и активный отдых.
6. Для координации развития велотранспортной системы при Администрациях городов целесообразно создавать отраслевые комитет по развитию велотранспорта.
7. Для популяризации модных велотенденций использовать специальные телепередачи на национальном телевидении.
Литература:
1 Facts about Cycling in Denmark URL http:// cycling-embassy.dkактуальна на 01.04.2014г.
2 Nationaler Adverkehrsplan URL http://www.nationaler-adverkehrsplan.de/en/transferstelle/downloads/cye_o-01_national-cycling-plan.pdf актуальна на 01.04.2014г.
3 Evaluating Public Transit Benefits and Costs URL www.vtpi.org/tranben.pdf актуальна на 01.04.2014г.
4 Капустина Д. М. Мода на велосипед и её влияние на развитие женского спортивного костюма в конце XIX — начале XX в. // Молодой ученый 2013 № 7 с. 459–462.
5 Концепция развития велосипедного движения в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.openurbanlab.org/.